Особенности звуковой партитуры эфирных программ

Особенности звуковой партитуры эфирных программ

Звуковая партитура эфирных программ состоит, как известно, из трех компонентов – музыки, речи и шумов. Причем, все они имеют сходные выразительные средства. В музыке это мелодия, темп, ритм, динамические оттенки, регистр, фактура. Эти же средства выразительности есть и у шумов (кроме мелодии), в речи (есть даже такое понятие как «мелодика» речи, т.е. интонация).

Теперь о каждом компоненте звука более подробно. В музыке мелодия – это ее «душа», так считали многие великие музыканты (Моцарт, Глинка и др.) Наиболее известные классические произведения отличались именно необыкновенным мелодизмом. Но в контексте эфирных программ мелодия приобретает специфические черты.

В чем же они заключаются?

1. В концертном произведении мелодия может длиться столько, сколько нужно композитору, чтобы выразить свою мысль в музыке. Но как только мы берем ее и вставляем в определенное экранное пространство, то ее хронометраж будет определяться именно этим пространством. Однако, для того, чтобы музыкальные фрагменты не выглядели некими «заплатками», нужны «захлесты» (т.е. необходимо брать несколько больший отрезок мелодии, чем экранное пространство).

Ритм музыкальной фонограммы как яркое выразительное средство музыки в структуре эфирного произведения, выполняет роль организующего фактора. Он значительно активизирует движение, придает ему четкость. Совпадение акцента на сильной или относительно сильной доле музыкального фрагмента со сменой кадра на телевидении создает очень яркий художественный эффект особой синхронности изображения и звука.

Кроме того, ритм усиливает экспрессивность, динамику телепроизведения через повторы, сопоставления. Он объединяет различные элементы экранного произведения. Экранное искусство в свою очередь существенным образом влияет на ритм музыкальных фонограмм (замедления и ускорение монтажа, его плавность или импульсивность) и т.д.

В телепроизведениях специфика ритма музыкальных фонограмм определяется преимущественно повествовательным характером текста, камерностью восприятия. Практика показывает, что нередко ритм музыкального произведения не позволяет использовать его в фонограмме фильма или телепрограммы (произведения П.Хиндемита, А.Скрябина и др.). Так, например, в мелодике симфонии немецкого композитора-неоклассика Пауля Хиндемита «Гармония мира» прием расширения и сокращения интонационных едениц за счет использования нерегулярно-переменного размера многих тем симфонии значительно затрудняет, а порой и совершенно исключает возможность их органичного сочетания с изображением, потому что такой ритм вступает в противоречие с повествовательным характером некоторых телепроизведений.

Темп так же как и ритм выполняет в эфирных произведениях формообразующую роль. В каждой программе необходимо заботиться о темповом разнообразии. Однообразие темпа музыкальных фрагментов, особенно в произведениях большого хронометража, создает ощущение замкнутости действия, лишая таким образом произведение необходимой динамики, создает длинноты и вызывает потерю интереса к просмотру программы у телезрителей.

Темпоритм зрительного ряда на телевидении во многом определяется монтажом, раскрывающим содержание эпизода. С помощью монтажа под фонограмму с медленным темпоритмом можно передать впечатление спокойного наблюдения и раскрыть происходящие на экране события плавно, размеренно.

Наоборот, монтаж под фонограмму с быстрым темпоритмом передает сильное нервное напряжение, отражает бурное течение событий. Темпоритм, организуя действие во времени и пространстве при помощи чередования «подъемов» и «спадов», формирует внешний ход событий экранного произведении, проявляет внутренние связи между всеми его компонентами. Он способен не только создать эмоциональный фон произведения, но и управлять зрительским восприятием.

Тембр , как основа современной музыки, в контексте экранных произведений приобретает особое значение. При помощи тембра (окраски звука) можно придать характеру изображения любой нюанс эмоционального настроения, психологического состояния. Умело подобранный тембр музыкальной фонограммы позволяет сделать изобразительный образ драматичным, или, наоборот, комичным, даже ирриальным.. Тембровые поиски очень характерны для современного телевизионного искусства. Они стали возможны благодаря появлению новейшей звукозаписывающей корректирующей аппаратуры.

Активные творческие поиски в создании звукозрительного образа привели к тому, что в современном кино-и телепроизводстве используютс искажения музыки, шумов, речи. Так, например, изменение темпа (на более медленный) и тембра (на более грубый) простого бытового шума «капающей из крана воды» превратило его в звуковой образ – символ жажды в фильме «Жажда» (о погибающих на крейсере моряках из-за отсутствия питьевой воды).

Язык телевизионного и радийного искусства налагает свой отпечаток и на фактуру музыкальных фонограмм. Присутствие дикторского текста предъявляет определенные требования к фактуре музыкальных фрагментов. Существует два типа фактуры музыкальных фонограмм: «прозрачная» и «плотная».

«Прозрачная» может состоять из солирующего инструмента или голоса, из мелодии и легкого аккомпанемента, из 2-3-х инструментальных или вокальных голосов.

«Плотная» фактура музыкальной фонограммы предполагает одновременное звучание большого количества инструментальных или вокальных голосов., вплоть до tutti (звучания всего состава инструментов симфонического оркестра). В работе с музыкой на телевидении и радио отдается предпочтение музыкальным фонограммам с «прозрачной» фактурой, так как предполагается, что в некоторых моментах эфирного произведения музыкальная фонограмма будет сочетаться с дикторским текстом и музыка при этом не должна заглушать его. Использование музыкальных фрагментов с «плотной» фактурой возможно, но преимущественно в кульминациях и при полном отсутствии текста.

Активно используются в эфирных произведениях динамические оттенки музыки: усиление громкости (crescendo), затихание громкости (diminuando), громко (forte), тихо (piano) и др. Это активно влияет на динамику эфирного произведения. Например, используя в фонограмме с записью похоронного марша динамические оттенки в последовательности: ppp (очень тихо), затем сrescendo (постепенное нарастание громкости), затем FFF (очень громко), после этого опять diminuendo и, наконец, ррр, можно в воображении телезрителя создать образ движущейся процессии и т.д. Но чаще грамотные звукорежиссеры в этом случае прибегают к смене звуковых планов (перспективе звука).

Особенно это важно на радио, где полностью отсутствует зрительный ряд. Современную музыку медитативного плана характеризуют с помощью терминов «динамическая статика», «динамическое стояние». Эти качества музыки активно используются многими режиссерами кино, телевидения и радио. Часто режиссеры не склонны к действию, устремленному к кульминации и сюжетной развязке. Для них важно создать ощущение длительного размышления, ожидания, напряжения. В таких случаях и используется музыка, лишенная яркой динамики.

В музыке эфирных программ велика роль инструментовки музыкальных фонограмм.

Можно согласиться с мнением некоторых композиторов, что экранные искусства открывают необыкновенный простор для оркестровки «вывернутой наизнанку», какая в академической музыке немыслима. Это достигается разнообразными приемами: от нарушения звукового баланса до совмещения, на первый взгляд, взаимоисключающих инструментов. Например, сочетанием звучания симфонического оркестра и народными или электронными инструментами. Таким образом, можно утверждать, что на протяжении длительной истории развития музыкального искусства выработался ряд специфических выразительных средств.

Под влиянием экранных искусств они трансфсрмируются. Это проявляется в акцентировании того или иного средства в киномузыке или музыке телеэкрана в зависимости от логики построения экранного образа, его идейно-эмоционального содержания. Следует отметить, что музыка кино и телеэкрана не требует завершенности и академической выстроенности формы. Другими словами, выразительные средства музыки под влиянием экрана приобретают большую самостоятельность и автономность, акцентированную зрительным рядом.

Особенности речи в эфирных программах

Каждая теле-и радиопрограмма осуществляет акт коммуникации. Ее текст нуждается в тщательной проработке и редактировании, с целью определения его целесообразности и роли в ходе общения с адресатом. Редактирование позволяет совершенствовать качество речи и тем самым облегчает восприятие.

Опираясь на классическую риторику, выделяют несколько коммуникативных качеств речи:

– грамотное соответствие общепринятым нормам современного литературного языка;

– точное соответствие обозначаемым предметам и явлениям действительности;

– чистота речи (отсутствие ненормативной лексики);

– логичность высказывания;

– выразительность;

– разнообразие (интонационное, ритмическое);

– содержательность сообщения – пропорциональность;

– лаконичность изложения.

Для того, чтобы максимально обеспечить такое качество речи и сократить время на редактирование текста перед подготовкой речевой фонограммы для эфира, современному теле-или радиожурналисту и ведущему нужно обладать необходимыми навыками ораторского искусства. Как известно, ораторское искусство должно увлечь слушателей, зрителей, воздействовать на аудиторию, удержать интерес к высказыванию. Кроме того, необходимо обладать мастерством убеждения, использовать речь в качестве средства коммуникации, обладать крепкими профессиональными навыками: « Ораторское искусство, независимо от родов и видов, представляет собой систему профессиональных умений и навыков, позволяющих человеку, выступающему публично, влиять на общественное мнение».

Теле-и радиожурналист, ведущий должны хорошо знать аудиторию и постоянно думать о том, как и чем активизировать ее внимание, на каких моментах речи сделать смысловой и эмоциональный акцент. Для этого требуется постоянно совершенствовать свое мастерство, отрабатывать приемы хорошей дикции и т.д.

Существует два вида звучащей речи – разговорная и сценическая.

Разговорная речь – это стиль речи, обладающей своими специфическими качествами и функциями. Основное качество разговорной речи – учет реальности обстановки, окружающей говорящих. Содержанием такой речи является потребность данного момента общения.

Разговорная речь заранее не подготавливается. Поэтому ей часто свойственны смазанность, нерасчлененность, недоговоренность и т.д. Она в своей основе всегда диалогична и непосредственно связана с восприятием собеседника. К выразительным средствам разговорной речи относится темп, высота, пауза, ударения. Все это тесно связано с индивидуальными особенностями говорящего. Большую роль в разговорной речи играет интонация, она помогает лучше выразить и понять смысл произносимых слов. Интонации разговорной речи очень разнообразны: от спокойной – обычная реплика, произнесенная тихим голосом, до экспрессивной – громкая речь «на повышенных тонах».

Речь отличается именно наличием в ней разнообразия интонаций: « Равномерное чередование падений и подъемов тона делает речь ритмичной и в то же время снижает монотонность, которая создается последовательным употреблением длинного ряда фраз с одинаковым движением тона и присуща модифицированному литературному языку».

Выразительные качества разговорной речи формируются под влиянием того, чего хочет добиться от собеседника говорящий, какую хочет вызвать ответную реакцию. Отсюда – действенность разговорной речи. Совершенно очевидно, что индивидуальное своеобразие речи и голоса заданы каждому человеку от природы, так же, как и другие качества – особенности психофизического склада, внешности и т.д. Однако у одного и того же человека в зависимости от обстоятельств речь бывает разной. Характеристики речи тесно связаны с определенной ситуацией, психическим и физическим состоянием человека в разное время суток, с характером отношений с партнерами и т.д.

Действенность лежит и в основе сценической речи. В отличие от разговорной она готовится заранее, предварительно фиксируется в тексте сценария. Мастерство актера заключается в умении мыслить, оценивать, воздействовать на собеседника, вызывать у него соответствующую реакцию. Хорошие актеры всегда отличаются выразительной, яркой и разнообразной по интонациям речью на сцене, хотя они и произносят «чужой» текст. Для сценической речи характерны такие качества, как дикционная чистота, четкость и разборчивость. В разных по жанру теле-и радиопрограммах звучит как разговорная так и сценическая речь. Например, в различных ток-шоу используется преимущественно разговорная речь, а в художественных – сценическая.

В информационных программах важны такие качества сценической речи, как чистота дикции, правильная артикуляция. Поэтому при подготовке дикторов и ведущих эфира много внимания уделяется технике речи, голосообразованию: « Голосообразование – это процесс физиологический, и систематический тренинг является единственной возможностью избавиться от неверно выработанных стереотипов и закрепить правильные, которые станут в дальнейшем крепким «фундаментом речеголосового процесса».

Очень важно, чтобы речь выступающего была ясной. Ясность предполагает точное оформление мысли, строгую логику изложения материала, всестороннюю освещенность поднятых вопросов, яркую, образную, эмоционально окрашенную речь, которая обращена не только к разуму, но и к чувствам аудитории, использование наглядных примеров, делающих речь убедительной и достоверной.

Телевизионный и радийный оратор должен быть публицистом, сообщающим информацию и определяющим свою позицию к ней. Выделяются следующие виды телевизионной и радийной речи: – интервью; – дискуссия; – пресс-конференция; – полемика Каждый из них имеет свой стиль и свои особенности. Таким образом, в современном телерадиопроизводстве очень важно отладить звенья всей творческо-производственной цепочки. Сбои в одном из звеньев неизбежно влияют на сбои в другом.

К наиболее распостраненным ошибкам в речи теле-или радиожурналистов и ведущих относятся: длинноты, повторы мысли, неумение держать тему, многотемье, композиционная рыхлость (невыстроенность), нарушение законов логики, невыразительность речи, наличие языковых штампов и т.д.

Выразительные возможности шумов

Важным компонентом телерадиопрограмм являются шумы. Шум – это мощное выразительное средство, позволяющее воссоздать окружающий нас мир. Шумы играют значительную роль в образной структуре любого произведения – документального, игрового или анимационного При этом одни из них могут быть главными, другие – второстепенными. Шумовые акценты, так же, как впрочем, и музыкальные, помогают раскрыть скрытый глубинный смысл изображения, подчеркнуть наиболее значимые моменты действия, добиться нужного эмоционального воздействия на зрителя. Современная техника позволяет звукорежиссеру делать шумы все более тонкими и многоплановыми.

Шумы, подобно другим компонентам звука – музыке и речи, дополняют изобразительный ряд, создают нужную атмосферу программы, фильма, активно выполняют сюжетно-драматургическую функцию. С их помощью можно создать звуковой подтекст кадра, более тонко и точно обрисовать характер действующего лица. Выразительные средства шумов аналогичны музыкальным, к ним относятся,: темп (шаги человека быстро идущего отличаются от шумов шагов человека спокойно прогуливающегося по выставочному залу и т.д.); тембр (лай болонки отличается от лая овчарки и т.д.); регистр и т.д.

Монтаж шумовых фонограмм

Важная часть работы с шумами – их монтаж. При монтаже шумовых фонограмм следует учесть особенности психологии челевеческого восприятия.

Остановимся на основных принципах монтажа.

Для того, чтобы грамотно выполнить монтаж шумовых фонограмм, необходимо следующее:

– обеспечить неприрывное звучание фонограммы;

– выделить главный шум на фоне второстепенных;

– записывать тихие и слабые шумы в режиме естественной громкости;

–выражать тишину через еле слышный звук;

– отбирать звуки с целью создания характерной атмосферы вместо их натурального копирования;

– записывать звуки, подлежащие выделению на отдельную дорожку;

— готовить и монтировать шумовые фонограммы с «захлестом» на предыдущие и последующие фрагменты изображения для осуществления плавных переходов с одного звука на другой;

– использовать неожиданное вторжение нового звука в остро драматических ситуациях;

– следить за соответствием отобранных кусков зрительским представлениям о характере их звучания;

– отбирать крупность звуковых планов.

Подитожив вышесказанное, можно сделать следующий вывод – качество звуковой партитуры эфирного произведения зависит от того, насколько создатели программ понимают важность тщательной работы с каждым компонентом звука – музыкой, речью и шумами, учитывая схожесть их выразительных средств.

 

Источник