Закупка контента — вещь только на первый взгляд простая. На рынке нередки случаи, когда вещателю под видом платного контента продают, к примеру, фильмы, являющиеся народным достоянием. Или же реализуют видеопродукцию, правами на которую и вовсе не обладают. И если крупные федеральные игроки от этого больше защищены, то региональные каналы — в меньшей степени. О том, как вещателю обезопасить себя и как вообще работает цепочка «дистрибутор — правообладатель», нам рассказала генеральный директор компании «Мастер решений» Анна Кременецкая.
В России, как известно, процветает пиратство, причем в разных формах. Как в таких условиях вещатель может обезопасить себя? Ведь ответственность за распространение нелегального контента, в итоге, ложится на него или на оператора, а не на дистрибутора.
Анна Кременецкая: Действительно, по закону именно телеканал несет ответственность за все, что транслируется в его эфире. То есть правообладатель, чьи права нарушены, свои претензии предъявляет вещателю. Поэтому, в первую очередь, я бы посоветовала работать с проверенными и чистоплотными дистрибуторами, с профессионалами, зарекомендовавшими себя на рынке, людьми и компаниями, которые не первый год занимаются реализацией контента и которым можно доверять.
Если же у вас есть желание поработать с неизвестной компанией или появились сомнения в чистоплотности дистрибутора, стоит запросить цепочку прав на контент. Цепочка прав — это все договора, которые были заключены по данному контенту, от первоначального до конечного правообладателя. Это позволит понять полномочия компании на данную лицензию.
И, наверное, самый очевидный, но действенный совет. Перед подписанием убедитесь, что договор составлен юридически грамотно и не забудьте проверить наличие у фильма прокатного удостоверения.
А существует ли на рынке контента, условно, единый реестр прав, ознакомившись с которым ты сразу можешь вычислить — легально ли тебе предлагают контент или нет?
А. Кременецкая: Существует иностранная база IMDb, в которой собрана информация о более чем 2,5 миллионах фильмов и сериалов. Но там указаны только международные правообладатели. К сожалению, на данный момент отдельной российской базы контента не существует.
Ясно. Расскажите тогда, чем занимается «Мастер решений» и зачем вообще нужны подобные агрегаторы программных сеток, как вы?
А. Кременецкая: Компании, подобные нашей, необходимы региональным телеканалам для закупки контента. Дело в том, что у большинства из них нет возможности закупать напрямую у крупных правообладателей по рыночным ценам. Их бюджетов просто-напросто недостаточно.
У «Мастера решений» достигнуты определенные договоренности с правообладателями и накоплен большой пул партнеров, между которыми в конечном итоге и распределяется стоимость продукта. Таким образом, мы даем возможность региональным телеканалам закупать контент по более приемлемой для них цене. Мы также оптимизируем все сопутствующие процессы: получаем продукт у правообладателя, кодируем в соответствии с техническими требованиями клиента, доставляем, изготавливаем промо-ролики, решаем все юридические вопросы.
Конечно, у каждого агрегатора свои особенности. Есть компании, которые ради снижения цены наполняют свою сетку низкокачественным и морально устаревшим продуктом.
«Мастер решений» стремится повысить качественный уровень регионального телевидения путем открытия прав на эксклюзивный контент с высоким рейтинговым потенциалом, ранее недоступный из-за высокой стоимости либо «закрытый» в каталогах не работающих с регионами дистрибьюторов. Мы предлагаем всем вещателям единую, универсальную программную сетку, состоящую минимум из 8,5 часов и максимум из 9,5 часов контента. В нее входят российские и зарубежные художественные, документальные, анимационные фильмы, сериалы и телепередачи различной тематики.
А почему сетка только одна? Не планируете ли вы формировать вторую, например, состоящую исключительно из отечественного контента, что в свете слухов о возможном введении ограничений на объемы зарубежного контента представляется актуальным?
А. Кременецкая: На данный момент объем рынка не столь велик, поэтому в формировании второй сетки нет смысла. Но по запросу мы готовы разработать индивидуальное предложение, можем сформировать пакет под клиента, даже докупить какой-то определенный контент. Естественно, это дороже. К тому же вещатель может приобрести лишь часть нашей сетки, а остальное эфирное время заполнять собственным контентом. Это его право.
И сколько ему будет стоить полная сетка, а сколько — ее урезанный вариант?
А. Кременецкая: Для каждого партнера стоимость рассчитывается индивидуально. Итоговая сумма зависит от множества факторов: от количества часов в сетке, территории распространения, охвата вещания и вида прав. В любом случае, работать с сеткой в разы дешевле, чем закупать отдельные единицы контента напрямую у правообладателя. Кстати точечными продажами мы тоже занимаемся. Дело в том, что некоторые каталоги контента у нас в эксклюзиве и мы можем продавать точечно. Так что работаем со всем рынком.
С учетом того, что вы предоставляете одну сетку на множество регионов — как вы определяете, что в нее войдет? Ведь у каждого региона могут быть свои потребности по телесмотрению.
А. Кременецкая: Бесспорно, такие потребности есть. Но мы считаем, что удовлетворять их надо за счет программ собственного производства, основанных на реалиях региона. Именно так канал попадает в нишу регионального канала: показывая то, что интересно локальному зрителю и то, чего никогда не покажут крупные федеральные вещатели. Дальше, по нашему мнению, сужать нишу не стоит, так как это повлечет за собой и сужение охвата аудитории. Мы же предлагаем нейтральный контент для семейного просмотра, который интересен зрителю в независимости от региона проживания. Таким образом наш продукт в сочетании с программами собственного производства создают успешный региональный канал.
А какое количество телеканалов закупает у вас контент?
А. Кременецкая: На сегодняшний день около 20-ти телеканалов покупают у нас полностью сетку и 15 телеканалов покупают точечно, то есть отдельные части сетки или единицы контента.
Как вы считаете, не станет ли закупка контента у компаний, подобных вашей, более популярной, в связи с вступлением в силу с 2015 года поправок к закону «О рекламе», запрещающих рекламу на платных каналах? Ведь тогда каналам станет менее выгодно производить собственный контент и проще закупать сторонний.
А. Кременецкая: Это очень спорный вопрос. Некоторое время назад и Минкомсвязи, и Роскомнадзор в один голос убеждали региональные каналы уходить во внеэфирные среды в свете грядущей всеобщей цифровизации и отмены аналогового телевидения. Теперь же им буквально перекрывают кислород. А ведь они не являются платными. И очевидно, что абоненты не будут платить за эти каналы. На данный момент мне эта ситуация видится так, что если в вышеупомянутый закон не будут внесены никакие поправки, то большинство региональных каналов, у которых нет эфирной лицензии, будут вынуждены закрыться. Экономия при закупках контента не спасет, не покроет потерю рекламных поступлений. Мы очень ждем поправок к закону и надеемся, что у региональных неэфирных каналов есть будущее.