Виталий Васильев: «Как найти телепередачу среди 100 каналов?»
Всего лишь два десятилетия назад под публикации еженедельной программы передач всех распространявшихся в любом регионе страны телеканалов требовалось не больше пары газетных полос. Сегодня, когда количество только тематических каналов достигает полутысячи, изменились требования ко всем видам телегидов. EPG-сервисы становятся важной частью маркетинговых стратегий по привлечению и удержанию абонентов телесетей. Однако, по мнению Виталия Васильева, генерального директора компании EPG Service, далеко не во всех телекомпаниях считают актуальным предоставление максимально широкого спектра метаданных к своим сеткам вещания.
Т-С: Сколько телеканалов предоставляют вам свои программы передач? Становится ли больше уникального контента от роста числа каналов?
Виталия Васильев: Каждую неделю мы обрабатываем телепрограммы 746 каналов. Из них 613 вещают в России. В этом списке много региональных и местных вещателей, а также каналов-спутников: например, «Россия 1», «Россия 1» (+2), «Россия 1 — Омск») и т.д. Остальные — это национальные каналы Казахстана, Беларуси, Украины, Армении, Грузии, Турции и других стран. С появлением новых телепроектов чаще всего появляется и свежий контент. Каждую неделю в эфир выходит порядка 18 000 уникальных программ. Около 25-30 % от общего объема ежемесячного вещания составляет новый контент, включая новые серии уже известных передач.
Т-С: Обращает на себя внимание то, что программы передач составляются каждой телекомпанией в своем собственном формате, в большей или меньшей степени отличающемся от коллег. Как вы сводите полученные данные в единый формат – редакторы делают это вручную или есть программные средства?
В. Васильев: Это действительно так, винегрет тот еще: различные типы файлов (word, excel, txt, html, pdf и пр.), стили описания эфира и способы доставки (e-mail, www, ftp). И все это периодически меняется даже у отдельно взятого телеканала. Прибавьте к этому проблемы с еженедельным получением программы вовремя: занятость, болезни, отпуска, проблемы с почтой сотрудников каналов, ответственных за рассылку телепрограммы. И это только проблемы сбора. А ведь еще есть задачи по редактированию и наполнению этих «сырых» данных. Надо определить передачи и серии, наполнить их анонсами, ввести метаданные: категорию, жанр, тему, год, производство, актеров, режиссеров, виды спорта, названия турниров, спортивных команд и пр. Естественно, без средств автоматизации не обойтись. Систему разрабатывали сами. Благодаря ей удалось сократить количество необходимых рабочих рук в 2-3 раза, а также значительно повысить качество за счет автоматизации проверки данных и ошибок. Полностью исключить человеческий труд невозможно. На поддержание сервиса необходимо 12 редакторов.
Требований к телеканалам у нас нет. Есть только просьбы присылать как можно больше информации и своевременно информировать нас об изменениях. Попытки достучаться до наших партнеров были и продолжаются. Но в телекомпаниях наши просьбы считают только нашими проблемами. Каналы присылают очень мало информации. Большую часть мы собрали и продолжаем собирать сами, и за 4 года накопили огромную базу метаданных, более чем на 103 000 единиц контента.
Т-С: Качественное описание программы передач привлекает и удерживает зрителя на канале? Есть ли у вас какие-то данные по этому вопросу?
Виталия Васильев: Исследований на эту тему у нас нет. Проблему привлечения и удержания зрителя я вижу в первую очередь в самом EPG. Как зрителю найти интересующую передачу среди 100 каналов в определенный момент времени? Когда не используются современные информационные технологии работы с информацией — персонализация, информативные меню, системы рекомендаций, поиск, напоминания, контекстная реклама и пр., — как вообще можно говорить о внимании зрителя? Им никто не управляет. Зритель смотрит 2-3 канала и чаще в фоновом режиме. Никакой работы с его вниманием не ведется, при том, что только сервисом «Яндекс» ежемесячно пользуются 10 млн человек.
Т-С: Просто наличие программ передач при существующем количестве каналов сложно для навигации. Как, на ваш взгляд, должна быть структурирована информация в EPG?
Виталия Васильев: Для начала нужно структурировать эту информацию. Далее необходимо наполнить телепрограмму метаданными. Полученные в результате структуризации данные уже можно использовать для построения динамических меню, систем рекомендаций, контекстной рекламы и персонализации.
Например, захотел человек найти «футбол на ТВ сегодня» (кстати, частый запрос в поисковых системах). Выбирает в меню «Спорт», далее «Футбол». Увидел любимую спортивную команду — нажал «Напомнить». И как только в эфире появится прямая трансляция с любимой спортивной командой, ему высылается напоминание, а от него — «лайк» или желание подписаться на спортивные каналы. Вот способ и повышения ARPU, и развития тематических каналов. Есть множество других подобных применений метаданных.
Т-С: Какие системы рекомендаций наиболее эффективны, по степени удовлетворенности операторов или рекламодателей?
В. Васильев: По степени удовлетворенности зрителя. Расширенные метаданные по телепередачам решают проблему так называемого «холодного старта». Она заключается в том, что пока не получено определенное количество оценок контента от телезрителя, мы не можем дать ему рекомендацию. Но если есть метаданные, то уже по минимальным сведениям о человеке мы можем что-то ему предложить или, наоборот, убрать подальше. Например, зрителю-мужчине в первых позициях списка передач не будем показывать мультфильмы и ток-шоу с иной целевой аудиторией. Зная, какие категории меню предпочитает пользователь, можем предлагать передачи максимально близкие его интересам.
Т-С: Требуют ли новые форматы телесмотрения пересмотра подхода к формированию EPG? Какие требуются форматы EPG-сервиса для разных сред, экранов и форматов телесмотрения?
В. Васильев: Я считаю, что EPG в принципе требует пересмотра его формирования. Классическая таблица «канал-время» слишком сложна и неудобна для восприятия. Нужно более простое интерфейсное решение, построенное на интересах зрителя. У нас есть его прототип.
Что касается самих сред, то лучшей для EPG является смартфон или планшет. Во-первых, это прекрасная возможность персонализировать телепрограмму, т.к. чаще всего этими гаджетами пользуется определенный член семьи. Во-вторых, зрители уже и так используют мобильные устройства во время просмотра ТВ для получения дополнительной информации и обсуждения того, что они смотрят.
Т-С: Какие элементы системы рекомендаций реализованы в сегодняшней версии EPG?
В. Васильев: На рынке уже появляются такие EPG, которые делают выноски в верхние строчки и рекомендуют не каналы, а передачи, и это принципиально важный момент. Есть каналы смешанной тематики, какой смысл их ранжировать? Зрителя интересуют передачи с определенными характеристиками. Если говорить про наш проект «Навигатор ТВ», то в нем на данный момент мы реализовали сортировку передач по интересам конкретного пользователя. В ближайшее время сделаем напоминания и систему рекомендаций.
Т-С: Может ли ваш EPG быть установлен на Smart TV?
В. Васильев: Да, конечно. И не только на Smart TV. У нас есть отличное API, с которым может взаимодействовать любая технология. Не нужно создавать backend. Вся серверная часть нами уже создана и имеет удобный интерфейс для взаимодействия со сторонними клиентами.
Т-С: Кто является вашим покупателем? Кем и где реализуется ваш сервис?
В. Васильев: Наши покупатели — в первую очередь операторы цифрового телевидения, IPTV, ОТТ. Преимущество работы с агрегатом телепрограмм в том, что получение качественного сервиса становится значительно дешевле.
Т-С: Какие дополнения к базовому EPG вы считаете наиболее актуальными? Какого рода информации вам не хватает?
В. Васильев: Современный EPG тяжело себе представить без персонализации: меню, основанное на предпочтениях зрителя, система персональных рекомендаций, напоминания о выходе передачи с любимым актером или спортивной командой и прочее. Для всего это требуются метаданные. В настоящее время они уже есть. Далее дело за вендорами, которые могут использовать их в создании EPG с расширенными функциями, о которых я сказал выше. Но вендоры без запроса таких сервисов операторами создавать их не будут. Такой вот замкнутый круг: операторы ждут предложений от вендоров, а вендоры — заказов от операторов.
Т-С: Чем отличается ваш подход к формированию сервиса от предложений ваших конкурентов?
В. Васильев: Компаний, предоставляющих EPG, немного, можно сосчитать по пальцам одной руки. От одной группы наших конкурентов мы отличаемся тем, что работаем напрямую с телекомпаниями, включая многие региональные, местные и национальные каналы. В отличие от нас, они просто воруют телепрограмму с «Яндекса» или Mail.ru, ничего своего не вносят и просят какие-то деньги за свою «работу». От другой группы конкурентов нас отличает наличие качественного сервиса и адекватного ценового предложения. Мы решаем любые технические задачи в максимально короткие сроки. Уникальность нашего сервиса в богатых метаданных по телепередачам. Также мы совершенствуем систему получения оперативных изменений и уведомлений об этих изменениях наших клиентов.