Комментаторские системы. От микрофона до искусственного интеллекта
Требования к оборудованию, используемому для работы комментатора на трансляциях, сейчас значительно выросли. В свою очередь, пользователи стремятся выбирать решения, отличающиеся универсальностью и облегчающие работу. Это означает, что комментаторские панели должны не только быть простыми в обращении, но и отличаться гибкостью использования. Кроме того, комментаторские панели применяются для прямых трансляций, где важен аспект надежности и качества звука. Сейчас эти задачи легко решаются.
Становление жанра
Как бы ни были велики сегодня возможности компьютерной графики, как бы ни изощрялись в изобретательности сценаристы — этого недостаточно для того, чтобы сделать телевизионные передачи более зрелищными и привлекательными для зрителя. Необходимо учитывать особый класс телепрограмм, нуждающихся в другом, не менее важном элементе — живом голосовом сопровождении, которое придает передачам зрелищность и притягательность. И, разумеется, наиболее нуждающимися в этом являются спортивные трансляции. Как только большой спорт шагнул с арен в квартиры простых болельщиков — сначала из «тарелок»-репродукторов, а позднее и с экранов телевизоров, — спортивные комментаторы стали для аудитории не менее любимыми, чем сами спортсмены. Достаточно вспомнить таких мастеров жанра, как Николай Озеров, Евгений Майоров, Котэ Махарадзе и др.
Азарт присущ болельщикам всех возрастов, а вот разобраться в правилах спортивного состязания удается иногда далеко не сразу. Поэтому для начинающих болельщиков спортивный комментатор становится старшим товарищем, который вводит их в мир большого спорта, а для опытных и искушенных комментатор является азартным соседом по трибуне, и наконец, для экспертов он будет приятным собеседником, который поможет раскрыть и пояснить спорные моменты спортивного матча, которые ускользнули от расположенных на стадионе телекамер.
Спортивный комментарий как самостоятельный жанр журналистики появился сравнительно недавно. И, безусловно, развитие его связано с техническим развитием средств массовой информации. Такие жанры, как радиорепортаж, радиобеседа и комментарий, а также формы передач — радиогазета и радиожурнал — появились в 1920-е годы. Первая передача, имеющая отношение к спорту, вышла в свет 2 января 1929 года. Это была знаменитая «Утренняя гимнастика», под звуки которой просыпались впоследствии многие поколения наших соотечественников.
Спустя всего пять месяцев — 26 мая того же года — состоялся первый прямой эфирный репортаж о матче сборных команд РСФСР и Украины по футболу. Его вел Вадим Святославович Синявский. Вместе с ним у микрофона находились трое футбольных судей. Для поддержания высокого темпа репортажа каждый говорил полторы-две минуты и уступал микрофон товарищу. Первая же внестудийная телевизионная передача в Москве — репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо» — состоялась в 1949 году. Передача осуществлялась двумя камерами из временно оборудованного на стадионе «Динамо» трансляционного пункта. Качественный скачок в тематическом спортивном вещании произошел с созданием четвертой программы, вещание которой началось 4 ноября 1967 года. Отделу спорта Главной редакции пропаганды Центрального телевидения было выделено два, а позднее три дня в неделю для выпуска передач таких постоянных рубрик, как «Мастера советского спорта», «Мастера зарубежного спорта», «Клуб 4-х коней», «Человек и спорт». Это уже были полноценные информационно-аналитические обозрения состоявшихся событий в мире спорта, а не просто репортажи прямого эфира.
Таким образом, видно, что комментарий зарождается как рассказ о событии на радио. Сначала был радиорепортаж, главной целью которого было рассказать о том, что происходит на поле. В этом случае слушатель не имел возможности видеть событие. Затем радиорепортаж плавно переходил в спортивный комментарий. Происходит становление жанра.
Задача комментатора сложна, ему необходимо, успевая за каждым шагом и движением спортсменов, рассказать о происходящем на поле и при этом успеть сообщить какую-то дополнительную информацию.
Добавим, что на зарубежных телеканалах при освещении спортивных мероприятий, как правило, в студии присутствуют два комментатора, причем у каждого из них своя профессиональная направленность. Задача первого — слежение за ходом спортивного мероприятия и максимально быстрый эмоциональный рассказ о том, что происходит на арене или даже что произойдет в ближайшие мгновения. Этот комментатор называется play-by-play announcer. Его задача — подогревать интерес к мероприятию большой аудитории, держать болельщиков все время в напряжении, заставляя их почувствовать себя так, словно они сами находятся в данный момент на арене в роли спортсменов. Второй комментатор носит название color commentator, и его задача противоположна. Он должен детально пояснять спорные моменты состязаний, подробно анализируя различные ситуации на арене, словом — это спортивный эксперт, нередко сам известный спортсмен. Переходя к российской терминологии, выражение color commentator можно перевести как «обозреватель». С начала 1990-х годов подобная практика комментирования спортивных соревнований также стала довольно распространенной и в России.
Задачи, решаемые комментаторским оборудованием
Как видно из всего вышесказанного, спортивный комментарий является вполне самостоятельным жанром, а потому вполне логично предположить, что для оснащения комментаторских мест требуется специализированное оборудование, отличное от того, что используется в традиционной репортажной журналистике. И действительно, разница здесь весьма существенная. В отличие от репортеров, работающих на съемках «живых» новостей и комментирующих их в прямом эфире, спортивный комментатор не должен быть виден в кадре. От него должен остаться лишь голос. Поэтому можно выделить несколько основных режимов работы спортивных комментаторов и определить требования к оборудованию, подходящему для того или иного режима работы:
- Комментирование в прямом эфире со стационарного рабочего места.
- Комментирование в прямом эфире с мобильного рабочего места.
Первый случай имел место в самом начале эры спортивного вещания. Тогда не было другой возможности для проведения спортивных репортажей, кроме как оборудовать на территории стадиона стационарное комментаторское место. Задача построения звукового тракта (вернее, той части звукового тракта, с которой работал комментатор) решалась одним способом: все звуковые линии, идущие от комментаторской кабины и в нее, заводились на общий пульт, за которым сидел звукорежиссер. В руках самого комментатора и его гостей был лишь микрофон. Все сигналы, которые комментатор должен был получать из аппаратной, микшировались в один канал и подавались ему в наушники. Однако с течением времени такая схема стала очень неудобной и потребовала разработки специализированного оборудования, предназначенного именно для установки на комментаторские места.
Аудиосигналы
Чтобы понять, почему это произошло, рассмотрим, какие же звуковые сигналы должен получать спортивный комментатор извне, чтобы обеспечивать качественное звуковое сопровождение спортивного состязания и вместе с тем сам находиться в комфортных условиях на рабочем месте.
Типы сигналов:
- сигналы с панорамных микрофонов, расставленных по периметру арены (т.н. сигнал интершума);
- сигналы из системы озвучивания арены;
- сигналы из системы звукового оповещения стадиона;
- сигнал основной программы;
- сигналы служебной связи;
- интернет-канал.
Что касается шестого пункта, то его появление связано с тем, что в последнее время все более необходимым для оперативного освещения крупного спортивного мероприятия (Олимпиада или чемпионат мира) требуется наличие под рукой интернет-канала для отслеживания результатов состязаний, прошедших на других спортплощадках чемпионата.
Кроме того, комментатор должен иметь перед глазами видеоизображения с телекамер, установленных на спортивной арене. Подача этих сигналов на комментаторское место не составляет никакой проблемы — программный видеосигнал просто отображается на видеомониторе, установленном на рабочем столе комментатора. А вот набор необходимых звуковых сигналов достаточно внушителен. И проблема в том, что конечная точка у всех этих сигналов одна — наушники комментатора, и иногда — звуковые мониторы, установленные в комментаторской кабине. Понятно, что такой сумасшедший микс должен подаваться комментатору не всегда, у всех сигналов свое предназначение и время появления. Однако возможность их подачи на комментаторские места должна быть обеспечена всегда. Более того, сам комментатор должен осуществлять выбор сигналов, которые он в данный момент хочет услышать и передать на словах слушателю, ведь именно он формирует у слушателя общую картину спортивного мероприятия и сам расставляет акценты внимания аудитории.
Когда речь идет об организации на стадионе одного или нескольких постоянных рабочих мест оператора, то, в принципе, проблем с подачей этих сигналов нет, это проблема инсталлятора, который должен провести все провода и настроить оборудование. Технически задача может быть решена (иногда так и решается по сей день) при помощи установки на комментаторский стол небольшого звукового микшера, на который будут заведены все необходимые сигналы. Однако может возникнуть проблема в том, что не все комментаторы хорошо знакомы с приемами работы со звуковым микшером, и это может составить при работе определенную трудность. Кроме того, достаточно сложной может оказаться реализация канала служебной связи — далеко не многие звуковые микшеры небольшого размера оборудованы каналом talkback и интерфейсом GPI, как правило используемыми в таких случаях.
Наконец, как видно из описания приемов работы спортивных комментаторов, за микрофоном иногда сидят два или даже три человека (комментатор и обозреватели), которым также нужно подавать аудиомикс из необходимого набора сигналов. Таким образом, видно, что решить задачу оборудования комментаторского места, используя стандартное звукорежиссерское оборудование, достаточно сложно. Кроме того, нового человека сложно обучить за пять минут работать на этом месте. А ведь аппаратная интершума и комментаторское место являются прямой принадлежностью стадиона и сдаются в аренду телекомпаниям, ведущим репортаж со спортивного мероприятия. Комментатор же является работником телекомпании и будет испытывать затруднения, усевшись за незнакомый стол.
Задача становится еще более сложной, если необходимо оборудовать на стадионе некоторое количество мобильных рабочих мест комментаторов для ведения международных спортивных мероприятий. Возникают проблемы с размещением всего набора оборудования, необходимого для каждого рабочего места. А уж про задачи подведения необходимых кабелей к рабочим местам и говорить не приходится — объем работ возрастает в десятки раз.
Современные аппаратные решения
Со временем стало понятно, что комментаторам необходимо иметь для комфортной работы некоторую специализированную консоль, которая обладала бы следующими свойствами:
- Отличалась бы простотой в работе.
- Являлась бы гибридом между звуковым микшером и панелью служебной связи.
Кроме того, в связи с развитием современных проводных и беспроводных компьютерных сетей, желательно, чтобы консоль имела возможность работы в этих сетях. Так родился новый тип устройств — репортажные комментаторские консоли.
Какая компания начала первой производить подобные устройства, сказать сейчас трудно. На сегодняшний день такие консоли выпускают компании, производившие изначально звуковое оборудование (AEQ, Glensound, Sonifex), фирмы, изготавливающие системы служебной связи (Riedel, Telex, Delec), и даже компании, выпускающие оборудование для кодирования и потокового вещания звука в компьютерных сетях (Teleline, Mayah).
Как же устроена консоль комментатора? Рассмотрим ее устройство на примере системы одного из производителей. При первом же знакомстве понятно, что при разработке подобных устройств были поставлены во главу угла такие требования, как простота в работе и сочетание свойств звукового микшера и панели служебной связи. Типичная комментаторская консоль, как правило, имеет два или три входа для подключения гарнитур комментаторов и несколько входных и выходных разъемов AUX для подключения дополнительных аудиосигналов. От звукового микшера остались только возможности микширования с различной громкостью сигналов от каждого набора входов на каждую гарнитуру. Причем установка громкости каждого входа обеспечивается лишь одним поворотным регулятором. От интерком-панели досталась возможность работы консоли в системах связи (конечно, если последняя произведена той же компанией, что и консоль). Если же стоит задача интеграции консоли в сторонние системы связи, то этого можно добиться при помощи входов AUX и управляющих интерфейсов GPI.
Консоль комментатора должна являться частью системы служебной связи, но, к сожалению, при использовании некоторых систем в автономном режиме часть их функционала теряется. Истинную универсальность комментаторским консолям придает возможность работы в современных компьютерных сетях. К сожалению, такая возможность есть не у всех производителей, но ведь только пользователь решает, для каких целей он заказывает комментаторскую систему: либо есть необходимость оснастить спортивное сооружение несколькими стационарными комментаторскими местами, либо нужно разместить на стадионе большое количество приглашенных комментаторов. В первом случае логичнее выбрать консоль, способную работать с системой служебной связи, которая все равно нужна на любом объекте. Во втором случае лучше установить консоли, в которых заложена возможность работы в компьютерных сетях, ибо это обеспечит мобильность размещения и простоту коммутации. Выбор всегда дает пользователю возможность не перегружать бюджет проекта тратами на излишний функционал.
Если консоль имеет возможность работы в автономном режиме, то в таком случае она, как правило, всегда позволяет работать в компьютерных сетях. В качестве основной транспортной сети для передачи звука до недавнего времени в Европе использовался протоколISDN. И до сих пор практически все консоли, работающие в компьютерных сетях, поддерживают этот стандарт передачи данных. Однако сейчас он успешно вытесняется более скоростным и универсальным Ethernet. Для передачи звука через современные мобильные сети связи консоли теперь нередко оснащаются модулями 3G. То есть на сегодняшний день предложений на рынке комментаторских консолей достаточно много, что позволяет пользователям выбирать желаемое оборудование для решения именно своей конкретной задачи в области голосового сопровождения спортивных трансляций.
И снова IT
Казалось бы, что в области обеспечения спортивных состязаний информационным комментарием уже ничего нового придумать нельзя, однако время берет свое и компьютеры вторгаются уже и в эту область, пытаясь заменить в ней человека. Речь идет о создании компьютерных систем для автоматической генерации комментария в ответ на события на спортивной арене. Исследования по созданию подобных систем начались в самом конце 1990-х годов, и время от времени в различных научных журналах появлялись статьи на эту тему, но до практических разработок дело не доходило. Но вот недавно в Интернете на сайте www.gizmodo.com появилась информация о том, что в швейцарской федеральной политехнической школе Лозанны разработали систему, которая следит за каждым отдельным игроком и одновременно создает виртуальную модель спортивного матча в целом. Пример работы системы показан на рисунке ниже.
При этом, в отличие от аналогов, удалось обойтись без расположенных на одежде игроков ярлыков GPS или RFID, которые не вписываются в правила профессиональной лиги. Алгоритм использует только информацию с камер и узнает спортсменов по форме. Кроме того, система может просчитывать траекторию движения мяча и каждого игрока. Конечно, заменить эмоциональный и местами смешной комментарий (комментаторы — тоже люди и в процессе азарта тоже могут не совладать с эмоциями, высказав какой-нибудь ляп в прямой эфир, — примеров тому немало), однако применение подобным системам в будущем однозначно найдут. Дело в том, что сегодня уже довольно широко распространены сервисы оповещения пользователей о спортивных событиях и ключевых моментах спортивных состязаний через глобальные компьютерные и сотовые сети посредством передачи текстовых сообщений, например по протоколу RSS. Вот таким-то комментарием и может заняться подобная система. Можно добавить, что поддержка создания такого текстового комментария для спортивного состязания (и не только) уже давно встроена во многие программные продукты, предназначенные для графического оформления телевизионного эфира. В качестве примера тут можно привести системы семейства Clarity известной компании Pixel PowerInc. Однако в таких системах генерацией комментаторских сообщений управляет все-таки оператор, который следит за событиями на поле и выбирает нужное сообщение, исходя из заранее созданного перечня. Швейцарцам впервые удалось добиться успешной работы такой системы без участия человека.
Го-о-о-ол!
Безусловно, компьютерные технологии давно прочно утвердились в телевизионном производстве, и, возможно, уже в ближайшей перспективе можно будет увидеть на экране виртуальных ведущих информационных программ, спокойно и бесстрастно зачитывающих новостные сводки. Однако, хотя развитие искусственного интеллекта не стоит на месте, все же не очень верится, чтобы в обозримом будущем компьютер или робот-комментатор смог закричать: «Го-о-ол!!!» с тем же искренним азартом, с которым это делали упомянутые в начале статьи признанные матера спортивного комментария Николай Озеров, Котэ Махарадзе, Евгений Майоров и Владимир Маслаченко. Там, где есть необходимость передать собственные эмоции и вложить в слова собственный душевный настрой, техника пока еще является и долго будет являться лишь инструментом человека, проигрывая ему, как говорят в профессиональном спорте, с «сухим» счетом.