Музыкальное оформление прямого телерадиоэфира
Оформление прямого эфира – это прежде всего пунктуальное и эффективное расположение в нем информации, то есть создание динамичной структуры изложения электронно-медийного материала, подчинение многочасовой телевизионной или радиовещательной линейной формы определенной логике следования сиюминутных или квазисиюминутных сообщений и сюжетов.
Известно, что для большей слитности прямого эфира во всем мире прибегают к так называемым «программным блокам» (≈ 3–5 часов) – объединениям программ в «утренние информационно-развлекательные каналы», «дневные информационно-аналитические каналы», «вечерние развлекательно-познавательные каналы» и т.п., в которых для соединения заранее записанных сюжетов, анонсов, рекламных роликов и т.п. с «прямыми студиями» или, наоборот, для членения дикторской информации пользуются звуковыми заставками и отбивками рубрик блока («обзор прессы», «книжная полка», «гимнастика», «патруль качества» и др.) и звуковыми спецэффектами (шумы аудитории, музыкальные сигналы и др.), а для единения речи ведущих – всевозможными музыкальными «подложками» (англ. beds).
Однако к музыкальному оформлению «прямой студии» подходят с большой осторожностью. Так, если в студии находится один ведущий (к примеру, радийный диктор или ви-джей) и известны эмоциональное содержание его текста и манера, с которой он планирует этот текст донести до слушателя или зрителя, то заранее подобранная из фонотеки или специально написанная музыкальная «подложка», как правило, очень органично «вливается» в такой образ, как это часто происходит, например, в выпусках «Новостей» на многих радиоканалах.
Если же в студии происходит некая встреча и беседа и заранее непонятно, как и о чем будет говорить приглашенный гость, то звучащий музыкальный фон, будучи совершенно неподходящим для данного случая, не только портит образ собеседника, «сбивает» особенности его интонации и навязывает неуместный темп повествования, но и при длительном разговоре создает монотонность, которую можно было часто наблюдать на российском телеканале «Домашний» («СТС Медиа»), например, в 2007 г. Неслучайно, что многие ток-шоу (от англ. talk – разговор) вообще не пользуются «подложкой», а некоторые теле- или радиошоу приглашают тапера, который музицирует в кадре или у микрофона «по обстоятельствам».
Оформительская музыка играет в прямом эфире далеко не последнюю роль, так как способна не только делить общее на составные части или же, наоборот, объединять отдельные фрагменты и сюжеты в единое целое, а также «иллюстрировать» речь и изображение персонажа, но и выступать в качестве разнообразных эмблем героев (например, как в разговорных шоу) или сигналов событий (например, как в викторине).
Эта особенность музыкального материала использовалась уже в самых первых медийных ток-шоу, одним из основателей которых был американский журналист и ведущий Фил Донахью. В его авторских, правда, выходящих в эфир в записанном виде разговорных передачах (их более 7 000)1, музыкальные эмблемы возникали во время непосредственного общения ведущего с гостями и вопрошающей аудиторией. Так, гости его самых известных часовых ток-шоу – The Phil Donahue Show (впоследствии просто Donahue – «Донахью»), просуществовавших в эфире рекордное время – более четверти века (1970–1996), – часто имели свои музыкальные эмблемы, под которые и появлялись в телевизионной студии перед публикой и, соответственно, съемочной камерой.
К примеру, в 1977 г. под припев песни «Человека с ружьем не возьмешь» (музыка и слова Ирвинга Берлина), которая звучала в кинофильме «Энни получает ваше ружье» (1950) Джорджа Сидни в исполнении Бетти Хаттон, известная певица и актриса предстала перед телезрителями и, соответственно, аплодирующими зрителями в студии. Далее песня микшировалась, возникала визуально-музыкальная заставка ток-шоу «Донахью», на фоне которой еще некоторое время звучали неутихающие аплодисменты.
Сегодня музыкальные эмблемы для ток-шоу стали типичным явлением их аудиопартитуры. Исследователи даже пишут о недочетах в аналогичном звуковом оформлении. Например, в представленной на национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ-2003» российской программе «Принцип “Домино”» («Почему мы врем?», ведущие Елена Ханга и Елена Ищеева) выход каждого персонажа предварялся звуковой заставкой – его «визитной карточкой». На появление Андрея Разина звучал фрагмент из фонограммы песни его группы «Ласковый май», выход композитора и певца Вячеслава Петкуна сопровождался песней «Эсмеральда» в его исполнении, бывший разведчик Михаил Любимов входил в студию под музыку Таривердиева из телесериала «Семнадцать мгновений весны». А вот появление ведущей телеканала ОРТ Екатерины Андреевой ничем не предварялось, хотя здесь могла бы логично прозвучать оформительская музыка информационной программы, которую она ведет2.
Надо отметить, что эта «эмблемная» оформительская музыка является внутрикадровой (для радио – условно внутрикадровой) – ведь ее слышат сами участники, находящиеся в студии. Музыкальная «внутрикадровость» аналогичных передач прямого эфира (ток-шоу, телемостов, реалити-шоу, радио- и телевикторин и т.п.) вместе с ее закадровыми музыкальными элементами оформления, как правило, запланированы заранее и предполагают точную реализацию этого так называемого «джингл-пакета»– систематических заставок, отбивок, «подложек», позывных, сигналов, музыкальных визиток (звуковых заставок персонажей) и т.п. – внутри конкретной программы.
Часто музыкальное или музыкально-шумовое оформление к таким передачам прямого эфира пишутся специальными композиторами и саунд-дизайнерами. Для большей слитности эфирного произведения оно строится в основном на одном интонационном материале, т.е. представляет собой монотематический музыкальный набор, который делает программу не просто максимально слитной и эффектно художественной, но вдобавок и более логично выстроенной.
К примеру, музыкальный материал джингл-пакета (всего более 70 звуковых дорожек) известной английской ТВ-игры «Кто хочет стать миллионером?» (1998)3 композиторов Кейта-отца и Мэттью-сына Стрэйчан сопровождает ее, начиная с заставки телепередачи, представления участников, вопросов ведущего и ответов игроков, сигналов подсказок и т.д. и заканчивая сиреной, оповещающей о лимите эфирного времени, и финальной музыкой.
В таком многообразии музыкального материала отбивка, возвращающая зрителей в студии после рекламного антракта, является кадансовым фрагментом основного джингла. «Подложка», которая как секундомер отсчитывает время на раздумья участников, строится на элементарном интонационном «ядре» сопранового голоса музыкальной заставки, перенесенного в доминантовую тональность. Сигнал, напоминающий, например, о скорой рекламе, выглядит как квинтовая гармоническая основа этой темы. Финальная сирена – это характерный тритоновый ход в басу джингла, сложенный в аккорд и т.д. Т.е. практически все музыкальное оформление здесь можно охарактеризовать с точки зрения монотематизма.
Прообразом данной телевизионной музыки являлась начальная пьеса «Марс – источник войны» из семичастной оркестровой сюиты «Планеты» (1914–1916) Густава Теодора Холста. Поэтому треки Стрэйчан сделаны в явно подражательной, симфонической манере звучания: с фанфарами сэмлированных труб, эффектными нисходящими пассажами сэмлированных струнных, резкими glissando сэмплированных валторн, tremolo сэплированных литавр и т.д.
«Кто хочет стать миллионером?» – наверное, самая известная телевизионная игра в мире на сегодняшний день. И соответствующая ее сути музыка сыграла важную роль в процессе ее популяризации, выполняя функции психологического напряжения, эмблем, символов, структурного членения и объединения.
В 2008 г. по роману индийского писателя Викаса Сварупе «Вопрос – ответ» (Q&A, 2005) британским и индийским режиссерами – Дэниелом Бойлом и Лавелин Тандан – была снята кинодрама «Миллионер из трущоб», в которой эта ТВ-игра занимает центральное место и вопросы ведущего чудным образом переплетаются с историей жизни главного героя. А джингловый пакет Стрэйчан очень органично вплетен в оригинальную музыкальную партитуру индийского кинокомпозитора Аллы Р. Рахмана.
Однако все же самыми популярными и ходовыми передачами прямого эфира остаются выпуски «Новостей». Сегодня многие радиостанции, а также телеканалы обращены исключительно к новостной информации: «Вести-FM» (Россия, Москва), Washington Post Radio (США, Вашингтон), CNN International (США), BBC World News (Великобритания), Euronews (Франция), Al Jazeera (Катар) и т.д. А сами новости стали отдельной ветвью мирового бизнеса, породившего множество агентств, распространяющих новостные сообщения и торгующих ими: «Рейтер», «Интерньюс», «Франс-Пресс», «Интерфакс», «ИТАР-ТАСС», РИА «Новости» и т.д.
Новости, звучащие по радио и телевидению, несомненно, являются специфической подачей информации, во многом отличной от печатной продукции, потому как важным фактором информационной конструкции, помимо всего остального, является речь и ее музыкально-звуковое оформление. Здесь мы имеем дело с определенной системой звуковых элементов, которые выстраиваются согласно логике восприятия новостной информации, имеющей свои приоритеты. Особенно это касается радиоэфира, ведь кроме звука, в нем ничего другого нет.
Собственно, новостная информация была основой возникновения регулярного радиовещания, когда в микрофон читали новости из газет. Музыкальное оформление таких «радиогазет» было совершенно примитивным и не раз вызывало открытые дискуссии в прессе. К примеру, В. Блюм выступал с предложением использовать исключительно форму трех- – пятиминутных «музыкальных антрактов» между чтением газет4. А М. Гринберг – вообще против музыкального оформления информационных выпусков. Он подробно описал «музыкальный дизайн» того прямого радиоэфира, когда два-три ансамбля (цимбалисты, лиристы и т.д.) исполняли одни и те же «бодрые», «подъемные» произведения, порой третьесортного качества, которые никак не отражали эмоционального содержания газетного текста и даже «действовали» вопреки ему. Оформители часто не знали, о чем будет говориться в газете, поэтому своими действиями только «унижали» музыку5.
Кстати, Георгий Поляновский уже тогда предложил очень удачный проект музыкального оформления очень популярных в то время радиогазет, который сегодня имеет широкий спектр действия в медийной новостной индустрии. В частности, он писал о музыке, соответствующей тематике газеты, о позывных-эмблемах (к примеру, «Пионерская правда» может открываться звуками флейты-пикколо «Взвейтесь кострами…»6), о музыкальных номерах внутри газеты, после соответствующих отделов, т. е. о музыкальных виньетках, заставках, концовках, отбивках7.
Однако уже в 1930-х гг. новостное радио перевоплотилось в информационно-художественное явление культуры (американские комедийный радиосериал «Голдберги» и фантастическая постановка 1938 г. «Вторжение с Марса», или жанр акустического фильма Берлинского радиодома, или множественные симфонические и театральные трансляции – тому яркие примеры). Далее – в информационно-художественно-развлекательное СМИ: это, например, «расцвет» советского радио 60–80-х гг. XX столетия. А начиная с 1990-х гг. художественная составляющая постепенно мельчала – радиовещание мира перерождалось в информационно-развлекательный аудиопоток. Новейшая история показала нам новый формат сугубо «развлекательного радио»: только шоу и песни. Здесь музыкальное оформление редкой новостной информации совершенно не является приоритетным.
В противовес этой глобальной тенденции сегодня существует и другая: создаются радиостанции с повышенным информационным уклоном, не транслирующие песенный материал вообще (особенно в дневное время). Кстати, еще в 1960-х гг. в Америке начинают появляться практически полностью непесенные радиоканалы дневных форматов «news» или «talk», которые впоследствии можно было слышать по всему миру (например, именно такой тип эфира превалирует сегодня на старейшем сиднейском радио 2UE), на которых главный упор делался на новостной материал и на обсуждение различных актуальных общественных тем в прямом эфире с гостями студии, корреспондентами и слушателями, звонящими по телефону8. К примеру, ток-радио 1960‑х гг. – это KMOX (Сент-Луис), KABC (Лос-Анджелес) и KSKK (Солт-Лейк-Сити).
В 2000-е гг. по этому принципу были созданы Московское информационное радио «Сити-FM» (с ночными шоу-программами) и «Первое деловое радио Business-FM» (Москва). «Новости» и их звуковое воплощение на них, естественно, занимают первое место.
Среди когда-либо существовавших и современных информационных радиоканалов «Сити-FM» в 2005–2010 гг. обладал одним из самых удачных образцов музыкального оформления выпусков «Новостей» (авторы музыки – Томас Фостер и Питер Кент). В целом новостная музыка здесь выглядела следующим образом:
- джингл (заставка); «подложка» под шпигель (нем. Spiegel – отображение), то есть под новости «одной строкой»;
- отбивка-лейтмотив; «подложка» под подробные новости, соответственно, с музыкальными отбивками;
- финальный лейтмотив (закрышка).
Необычным по метроритмическому и тональному строению является джингл с кадансом-лейтмотивом, основанном на заключительном гармоническом обороте кинематографической песни Андрея Петрова 1963 г. – «А я иду, шагаю по Москве…». За джинглом следовала 15-секундная «подложка» шпигеля, также оканчивающаяся кадансовым оборотом джингла (отбивкой), своеобразным лейтмотивом не только «Новостей», но всей радиостанции «Сити-FM». Эта музыка шпигеля разделена на предложения, так называемые музыкальные «хэды» (англ. head – заголовок). Их три, по пять секунд соответственно, и каждый начинался новым, более высоким тональным аккордом: G – B – D. Поэтому в каждом новостном выпуске присутствовало строго три речевых сообщения «одной строкой» (три «хэдлайна»), тогда как подробных сообщений могло быть и больше.
На Business-FM, отказавшись от шпигеля, звуковысотные ходы использовали в музыкальной «подложке» подробных новостей. В двухминутный хронометраж «Новостей» в 2000-е гг. там входило четыре сообщения и погода: in F − in As − in B − in C − in F.
И на «Московском информационном», и на «Первом деловом радио» присутствовала элементарная тесситурная драматургия, благодаря чему у слушателя формировалось адекватное напряжение внимания, «заставляющее» его дослушать речевое сообщение до конца.
В принципе, речь, разделенная звуковысотными средствами музыки, сегодня является особенностью аудиопартитуры многих новостных передач (кстати, аналогичное явление можно встретить и в ток-шоу. Например, в упомянутой ТВ-игре «Кто хочет стать миллионером?» каждый последующий вопрос сопровождается музыкой на полтона выше предыдущей). А музыкально организованный шпигель, имеющий, кроме всего прочего, рекламные черты новостного анонса, функционирует в качестве яркого музыкально-речевого вступления информационного выпуска.
Более протяженные по времени – 10–30 минут – информационные выпуски «Новостей» являются самыми популярными эфирными продуктами и на телевидении9. Особенностью новостного жанра здесь также является наличие специального музыкально организованного шпигеля, который может быть записан заранее, а может воспроизводиться «вживую», предварять развернутые новости или предварять и завершать их, как, например, в «7 новостях» российского спортивного телеканала 7ТВ.
В звуковом дизайне шпигеля телевизионных «Новостей» также нередко используют определенные гармонические музыкальные приемы. Во-первых, это остинатное строение музыкального материала, основанное на превалировании фигурации тонического органного пункта, который концентрирует внимание зрителей. Во-вторых, музыка шпигеля часто состоит из чередующихся функциональных «хэдов», например тонических и субдоминантовых, – то есть равных остинатных предложений (трех и более), предназначенных для каждого отдельно взятого новостного сообщения (текстового «хэдлайна»). Задача режиссера эфира и новостного диктора состоит в том, чтобы точно синхронизировать речевые «хэдлайны» с музыкальными «хэдами».
В специфической форме – новостной ленте – помимо коротких шпигелей с 10-секундными «хэдами» (к примеру, «Анонс новостей» на Euronews) существуют и более протяженные. Так, на Euronews раздел «Коротко о других новостях» сегодня нередко звучит на «подложке» в три «хэда» по двадцать секунд.
После «Новостей» в безусловном большинстве электронных СМИ следует заставка «Прогноза погоды» (на турецком телеканале TRT-1 «Новости», наоборот, «Прогнозом погоды» предваряются). Прогноз погоды может анонсироваться в шпигеле «Новостей», но непосредственно в выпуск не включаться. Это, к примеру, можно было видеть на центральном немецком «втором» телеканале − ZDF (Zweites Deutsches Fernsehen). Там в заранее сделанном шпигеле новостной программы «Сегодня» последним «хэдлайном» в 2000-х гг. являлся анонс синоптической ситуации в мире.
Музыка заставки ZDF-новостей до июля 2009 г. представляла собой элементарный мотив в тональности As-dur, а следующий за новостями «Прогноз погоды», чтобы поддержать психологическое напряжение зрителей, начинался мотивом на полтонавыше, который к тому же был построен как зеркальное обращение первого мотива.
Музыкальное единство оформления прямого эфира выражается не только в том, что упомянутые джингловые пакеты распространяются на конкретную передачу (как в ТВ-игре «Кто хочет стать миллионером?») или программный комплекс (как на ZDF), но и на многочасовой программный блок или на весь эфир в целом. К примеру, радиостанция «Сити-FM» получила общероссийскую профессиональную премию «Радиомания-2006» именно за монотематический джингл-пакет оформления эфира.
Итак, прямой эфир, в удел которого часто входит и трансляция музыкальных произведений, и «живые» художественно-музыкальные постановки, имеет со стороны музыкального оформления характерные черты, выражающиеся в музыкальных эмблемах и сигналах (доходящих сегодня до размеров развернутого джингл-пакета) и в специфических музыкальных структурно-синтезирующих и структурно-анализирующих «подложках» (доходящих до феномена музыкально организованного шпигеля и более масштабного музыкально организованного текста). Информационное медийное пространство, имеющее воплощение в прямом телерадиоэфире с середины 2000-х гг., получило и иное измерение. Например, ток-радио сегодня имеет успех и в интернете.
Однако в связи с небольшой художественной функцией музыки в информационном вещании к исследованию музыкальной составляющей прямого эфира и тем более новостных передач обращаются нечасто10. Поэтому вполне логично, что это направление наименее всего представлено в научной и даже научно-практической литературе. Но, как видим, и здесь можно выделить специфические музыкальные технологии электронных СМИ.
- Передачи Фила Донахью выходили на радио- и телеканалах: WHIO, WLWD (Дэйтон), WGN-TV (Чикаго), WBBM-TV (CBS, Чикаго-Мидвест), NBC, MSNBC (Нью-Йорк) и др.
- Ефимова Н.Н. Звук в эфире. М., 2005. С. 90.
- Первый выпуск ТВ-игры, названной аналогично песне Кола Портера «Кто хочет стать миллионером?» из фильма «Высшее общество» (1956, режиссер Чарльз Уолтерс), исполняемой Фрэнком Синатрой и Селестой Холм, вышел на британском телеканале ITV1 в сентябре 1998 г. В России эта программа существует с 1999 г. (НТВ, «Первый канал»).
- Блюм В.А нужно ли вообще музыкальное «оформление»? // Радиослушатель. 1930. № 22. С. 6.
- Гринберг М.Музыкальное оформление радиогазет // Говорит Москва. 1930. № 31. С. 2.
- «Взвейтесь кострами, синие ночи…» (1922) – советская пионерская песня (музыка Сергея Дёшкина, слова Александра Жарова).
- Поляновский Г.Радиогазета и музыка // Радиослушатель. 1929. № 36. С. 9.
- Звонки слушателей в музыкальном радиоэфире существовали, как минимум, уже в 1940‑е гг. Например, широко известно интервью Вуди Хермана (1945), данное им по телефону Бэрри Грэю, ди-джею нью-йоркского радио WMCA.
- В СССР информационные сообщения по телевидению стали появляться в 1940 г. Как правило, это были повторения радиовыпусков «Последних известий», которые читали в кадре дикторы радио. С 1960 г. 10–15-минутные телевизионные выпуски «Последних известий» стали именоваться «Телевизионными новостями», которые с 1 января 1968 г. заменила информационная программа «Время».
- См., напр.: Deaville J.Television News Music// Sound and Music in Film and Visual Media. L. ;N.Y., 2009. P. 612–616.