Платное ТВ в России растет в деньгах и абонентах
По данным iKS-Consulting, российская аудитория платного ТВ выросла на 4,9% за год. Проникновение услуги к концу 2016 года составляет 72,8% общей численности домохозяйств, увеличившись на 3,4% по сравнению с результатами 2015 года.
Объем, динамика и проникновение рынка платного ТВ
Исследовательское агентство iKS-Consulting завершило ежегодное инициативное исследование «Рынок платного телевидения и потребительских предпочтений в РФ, 2016-2020».
По оценкам iKS-Consulting к концу 2016 году услугой платного телевидения (без учета абонентов систем коллективного приема телевидения (СКПТ), но с учетом пользователей расширенного социального пакета компаний «Ростелеком» («Мостелеком» в Москве и ТКТ в Санкт-Петербурге) и «Акадо») пользовались 41,2 млн. домохозяйств.
Объем рынка платного ТВ в 2016 году вырос на 8,7% и составил 73,2 млрд.руб.
В целом, наблюдается ежегодное увеличение ARPU, в настоящий момент данный показатель составляет 152 рубля, но наблюдается небольшой рост – 3,4% по сравнению с предыдущим годом
Рост сегментов рынка платного ТВ, 2016
Кабельное ТВ, практически переставшее расти, продемонстрировало лишь небольшую динамику по результатам 2016 года – 1,2%. При этом имеет место сокращение абонентов аналогового ТВ (-5,5%) и значительный прирост подписчиков цифрового ТВ (+21%).
Проникновение услуги в регионах
В России до сих пор существует достаточно сильная разница в проникновении услуг платного ТВ в разрезе федеральных округов, что обусловлено следующими факторами:
- Наличие или отсутствие в регионе крупных городов с развитой кабельной инфраструктурой.
- Полнота охвата спутниковым вещанием в том или ином регионе.
- Различия в уровне экономического развития регионов.
Проникновение услуги платного ТВ по ФО, 2016 / 2015
В зависимости от степени насыщенности региональных рынков, доступности услуги платного ТВ и социально-экономических факторов, различается и проникновение в федеральных округах.
Лидерами являются Центр и Северо-Запад: наряду с высоким проникновением темпы прироста здесь меньше, чем в остальных регионах. Быстрее всего численность абонентов платного ТВ увеличивается на рынках Сибири, Дальнего Востока и Урала, поскольку здесь проникновение еще не соответствует среднероссийскому и остается большой потенциал для роста.
Крупнейшие операторы РФ
ТОП операторов с рыночной долей более 5% по стране составляют 5 провайдеров. Основное изменение, произошедшее за последние полтора года стал выход оператора «ЭР-Телеком» на третье место, на 0,04% опережая следующую за ним компанию «Орион Экспресс. «Орион Экспресс», показав прирост в 10,6% по отношению к прошлому году вплотную идет за компанией «ЭР-Телеком».
Лидерами рынка, как и в прошлом году, стали «Триколор ТВ» (у него крупнейшая абонентская база и федеральный мультисервисный оператор «Ростелеком», предоставляющий услугу платного ТВ по двум технологиям (IPTV, кабельное ТВ) – данные операторы в совокупности имеют 52% всего рынка по абонентской базе и 53% по доходам.
Пятое место теперь занимает компания МТС, которая преодолела негативный тренд последних лет и вернулась к положительной динамике абонентской базы, в том числе за счет IPTV, но данный момент не помог компании остаться на прежнем третьем месте.
Независимое исследование iKS-Consulting «Выявление потребительских предпочтений»
Для выявления изменений на рынке платного телевидения, их влияния на телеиндустрию в целом, удовлетворенности абонентов и их потребностей, компания iKS-Consulting провела в октябре 2016 года полевое исследование, целью которого было выявить особенности потребления телевизионного и видеоконтента жителями Российской Федерации.
В данном опросе приняли участие более 2000 респондентов, живущих во всех Федеральных округах страны в пропорциональном соотношении населению всего округа. Метод полевого опроса – интернет панель. Итоговое количество респондентов, являющихся потребителями услуги платного телевидения, составило 2 149 человек.
Целями исследования были: выявление потребительских предпочтений абонентов платного телевидения, проникновение ТВ приемников в домохозяйствах, их характеристики, подключенные операторы, лояльность абонентов к дополнительным пакетам каналов, услуг и сервисов, время и дни телесмотрения, факторы, влияющие на просмотр того или иного контента, предпочитаемые жанры, альтернативные экраны, готовность совершения покупки нового телевизора высокого разрешения и готовность покупки легального контента у своего оператора (VOD) или через онлайн-сервисы – онлайн-кинотеатры..
К основным выводам, относящимся к уровню платежеспособности исследуемых респондентов можно отнести следующие:
- Как показали результаты исследования, 22,1% респондентов ответили, что не используют платное телевидение, т.к. не позиционируют кабельное телевидение платной услугой. Большинство (70%) респондентов имеют только одного подключенного оператора
- В ходе исследования было выявлено всего 24% респондентов, использующих дополнительные пакеты каналов.
- Всего 17% респондентов используют видео-по-запросу от оператора. Большинство из них предпочитает смотреть видео бесплатно (AVOD модель). Наибольшее количество респондентов смотрит контент несколько раз в неделю.
- Большинство готовы приобрести новый телевизор с более высоким разрешением и четкостью экрана, потратив 15-30 тыс. руб.
- В ходе исследования были выявлены следующие группы респондентов, готовых платить за легальный качественный контент: VOD от оператора или воспользовавшись услугой онлайн-кинотеатров, при этом «окно» выхода фильма оказывает сильное влияние:
— За только что вышедший фильм готовы платить: 69,3%
— Через неделю после выхода: 64,5%
— Через месяц после выхода: 46%
Таким образом, анализируя российский телерынок, можно с уверенностью сказать, что ОТТ VOD – сервисы имеют достаточно специфическую и пока ограниченную аудиторию, а сама модель потребления все еще является нишевой и оказывает незначительное влияние на развитие российского телерынка. Вместе с тем, в среднесрочной перспективе ОТТ VOD-услуги будут приобретать все большее значение, и операторам традиционного линейного телевещания необходимо закрепляться в данном сегменте уже сейчас, чтобы предотвратить фрагментацию аудитории и/или отток абонентов к более развитым в плане кроссплатформенности конкурентам.