Хьюз Уинборн: о карьере и работе
Хьюз Уинборн, обладатель премии «Оскар» и член Американской ассоциации монтажеров — о своей карьере, о работе над «Оградами» и «Стражами Галактики» и проблемах первых сборок.
В мире киномонтажа Хьюз Уинборн занимался практически всем: начиная с инди-фильмов («Острое лезвие» 1996 года) и зрелищных блокбастеров («Стражи Галактики» 2014 года), заканчивая «Столкновением» 2005 года, благодаря которому он получил «Оскар».
Новый фильм, над которым работал Уинборн — драма «Ограды», получившая множество номинаций на премию «Оскар». Это адаптация одноименной пьесы писателя Огаста Уилсона. Главные роли здесь исполнили Дензел Вашингтон, который по совместительству является режиссером проекта, а также Виола Дэвис, получившая за фильм «Оскар»
Кстати, Уинборн монтирует в Avid Media Composer.
Хьюз Уинборн
— Как ты пришел в кинематограф?
— Я вырос в Северной Каролине, в городе Роли, затем поступил в колледж. Когда я получил диплом историка, я понятия не имел, что делать дальше. Мне не хватало фантазии, так как я вырос в семье адвокатов, и мне казалось, что я должен был продолжить их дело. Проработав совсем немного помощником адвоката в юридической конторе, я понял, что это не мое, и пошел работать маляром.
— Серьезно?
— Три года я занимался малярным бизнесом с друзьями. Надо сказать, что я всегда был большим поклонником кино. Когда я учился в старших классах, то проводил все время в кинотеатре, а после колледжа смотрел в кино 5–10 фильмов в неделю. Мне никогда не приходило в голову работать в киноиндустрии, так как в Роли для этого нет предпосылок.
Однажды я увидел рекламу в The New York Times, где говорилось о шестинедельных курсах при Нью-Йоркском университете, посвященных кинематографу. Так, я переехал в Нью-Йорк, и там начался мой путь режиссера монтажа. Поначалу я много монтировал рекламу и документальные фильмы, а затем был ассистентом по монтажу фильма «Девушка из Индии».
С тех пор я больше никогда не был ассистентом. Оно и к лучшему — я был ужасным помощником.
— Как у тебя получалось зарабатывать деньги, занимаясь монтажом?
— Я начал получать полноценный заработок в компании AT&T за промышленные ролики. Потом я устроился на «48 часов», где в свободное время мог заниматься независимыми фильмами за небольшие гонорары, а потом вновь возвращаться назад — все это с позволения крайне лояльного руководства.
Спустя некоторое время я перебрался в Лос-Анджелес, где брался за любую подработку: ТВ-фильмы, в некоторой степени инди-проекты, которые я по-настоящему открыл для себя благодаря «Острому лезвию». После «Столкновения» я начал работать на киностудии. Я меняю место работы время от времени.
Кадр из фильма «Столкновение» (2005)
— Ты сказал, что очень любишь кино. Какие истории вдохновляют тебя?
— Благодаря «Барри Линдону» я понял, что хотел бы работать в киноиндустрии. Хотя, на самом деле, все началось раньше. Я вырос на фильмах Франсуа Трюффо. Как по мне, каждый его фильм восхитителен. Кино в некотором смысле было для меня чем-то вроде религии, в нем я находил пищу для размышлений. Я вырос на «Фотоувеличении», «Выпускнике» и «Полуночном ковбое».
Фильмы выходят лучше, когда в работе над ними команда сплачивается.
— Я работал с Дензелом прежде над фильмом «Большие спорщики» и поэтому знал, что ему нравится. Я не присутствовал на съемках «Оград», которые проходили в Питтсбурге. Первые шесть недель нам не приходилось тесно контактировать друг с другом, потому что я был в курсе его требований.
На съемках фильма «Ограды»
Мне не приходилось советоваться с Дензелом, каким должен получиться фильм, так как у меня были материалы со съемочной площадки, где он говорил, куда должна быть направлена камера, как должна выглядеть та или иная сцена. Как всегда, первой сборкой фильма я занимался самостоятельно. С картиной не возникло больших трудностей, и результат оказался очень близок к тому, каким его видел режиссер. Затем мы с Дензелом исправили некоторые детали, чтобы еще больше приблизить фильм к его задумке, однако к тому моменту картина уже была готова примерно на 85 процентов: это заслуга актеров, а не моя. Они проделали прекрасную работу, и у меня было, из чего выбрать.
Смонтировать прекрасно исполненные актерами сцены — гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
— Да, мне очень понравилось. Каждый день я вспоминаю о нем и о многом размышляю.
— Тогда ты помнишь, что события первого часа развиваются очень стремительно. Я мог бы смонтировать фильм не в таком энергичном ключе, но ведь картина очень ритмична, хотя это не бросается в глаза сразу. Монтаж — это тоже в некотором роде ритмичный процесс, однако здесь его мощность увеличена в пятьдесят раз.
В фильме, в отличие от театра, благодаря монтажу всегда можно контролировать ритм.
— Верно. Тебя бы цитировать (смеется). Это прекрасно описывает фильм.
Кадр из фильма «Ограды»
— В какой-то мере это настроение берет свое начало на съемочной площадке, вытекает из указаний режиссера, однако надо сказать, что в создании этой атмосферы не менее важен монтаж. Ты всегда это осознавал во время работы над фильмом?
— Я всегда держал это у себя в голове. В отличие от пьесы, моменты, когда что-то кажется неестественным, всегда можно вырезать. Когда смотришь театральную постановку, ты наблюдаешь за всеми одновременно. В фильме все иначе: благодаря монтажу его ритм всегда можно контролировать. Нельзя концентрировать все внимание на героях Дензела или Виолы, ведь вокруг также происходят события. Нужно разнообразить повествование без потери темпа, это очень трудно осуществимая задача. Я так работал, когда Дензел присоединился к монтажу. Мы потратили много времени только на то, чтобы удержать ритм.
Кадр из фильма «Ограды»
— По-моему, самой большой дилеммой для монтажера является решение, когда показывать говорящего, а когда — реакцию на сказанное. Как, например, в сцене, в которой Трой рассказывает о своем отце, и зритель видит только его.
— Да, все верно.
— С другой стороны, можно вспомнить фрагмент, в котором Трой раскрывает Розе свой секрет, и мы видим ее реакцию. Волна эмоций захлестывает и уносит ее. Когда я смотрел фильм, то подумал, что благодаря этой сцене Виола Дэвис завоевала «Оскар».
— Да-да, все так.
Я пытаюсь делать много склеек, чтобы найти стержень сцены.
Кадр из фильма «Ограды»
Сцены, о которых ты говорил, сконцентрированы на реакции Виолы. Гораздо интереснее видеть, как она воспринимает услышанное, чем то, что ей говорят. Эта реакция захватывает и Дензел это знал, поскольку уже играл эту пьесу в театре.
— Я наблюдал за этой реакцией у зрителей в кинотеатре. Это великолепно!
— Да, это однозначно великолепно. Во время спектакля зрители кричали Дензелу: «Постыдился бы! Ужасно!». А затем в сцене появилась Виола — и все. Я никогда не видел прежде ничего подобного. Честно, меня сразило наповал.
Я плакал, когда занимался монтажом этой сцены у себя дома. Жена в это время была рядом и не сразу поняла, в чем дело. У этой сцены было восемь дублей, и финальный был потрясающим. Думаю, немногие актеры способы на то, что смогла воплотить в своем персонаже Виола. Это обязательно нужно увидеть.
Забавно выбирать между планами двух говорящих палок на зеленом фоне, которые потом должны были превратиться в персонажей фильма
Кадр из фильма «Стражи Галактики»
Фред лучше знал режиссера «Стражей» Джеймса Ганна. Поэтому я полагался на Фреда, когда мы решали, как смонтировать ту или иную сцену, потому что не был знаком с Джеймсом до этого. Я никогда прежде не занимался блокбастером с применением компьютерной графики, для меня это было открытием. Было забавно выбирать между планами двух говорящих палок на зеленом фоне, которые потом должны были превратиться в персонажей фильма, Грута и енота Ракету.
— Насколько важно участие ассистентов в монтаже фильма? Было ли у тебя много помощников в «Оградах»?
— На монтаже «Оград» у меня было двое ассистентов: я начинал монтаж, а помощник выполнял физическую работу. В наши дни они занимаются такими сложными и технологичными процессами, в которых я сам ничего не смыслю. За всю свою карьеру у меня была всего лишь пара помощников. Джон Брейнхолт и Хизер Маллен работали вместе мной над «Оградами». Я знаю Хизер уже больше тридцати лет.
Я не хочу думать, что происходило за кадром, а особенно во время монтажа, поскольку это требует огромных умственных усилий.
Мне нужен человек, который будет критиковать мои решения. Очень важно знать точку зрения других.
Кадр из фильма «Стражи Галактики»
— Ты говорил, что занимался монтажом «Стражей Галактики» в течение восьми месяцев. Я читал, что на работу над «Оградами» у тебя ушло полгода. Что ты делаешь в такие периоды, чтобы оставаться в строю и не свихнуться?
— Интересный вопрос. Во-первых, это очень трудно. Когда я занимался «Оградами», я работал в студии Paramount. У них есть тренажерный зал, и я ходил туда каждый день. У меня был очень длинный рабочий день, поэтому мне приходилось приезжать на работу рано утром, однако сорок пять минут на беговой дорожке или на тренажерах заметно облегчали ситуацию.
Кадр из фильма «Стражи Галактики»
— Ты бы мог бы что-то посоветовать монтажерам, которые находятся в начале пути?
— Наверное, не останавливаться — это один из важнейших советов. Это очень помогает, когда ты знаешь свою цель и стремишься к ней. Многие не выдерживают и ломаются. Нужно быть готовым к трудным временам, особенно в начале карьеры: например, первые десять лет мне было очень тяжко. Нельзя выбывать из игры, даже если занимаешься не тем, чем хочешь. Очень важно продолжать работать. Также огромную роль играет практика.
Не забывайте веселиться, ведь это кино. Старайтесь наслаждаться своим занятием — будучи расслабленным, можно получить самый лучший результат.