5 советов саунд-дизайнерам от Фрэнка Круза

Музыка vs саунд-дизайн, общение с режиссером и зачем обсуждать работу со звуком до начала съемок — рассказывает саунд-дизайнер «Облачного атласа» и «Гонки».

1Помогайте фильму рассказать историю

Занимаясь сведением музыки и звуков для фильма, вы должны решить, какой элемент наиболее важен для композиции и ее истории. Другими словами, какой элемент саундтрека помогает лучше объяснить или подчеркнуть повествование. Чтобы один элемент был более заметным на аудиодорожке, громкость другого должна быть уменьшена или вовсе убрана.

Если говорить о музыке и звуковом дизайне вместе, то важно их правильно сочетать. Когда они сильно накладываются друг на друга, то приходится изменять именно музыку, ведь звуковые эффекты должны быть обязательно с ней синхронизированы.

Однако если в данной сцене именно музыка важна для истории, смело уводите звуковые эффекты на второй план или даже убирайте. Забавно, что музыка и саун-дизайн могут не только соперничать друг с другом, но и вдохновлять. Однако главное во всем звуковом оформлении фильма — это история.

2Всегда думайте о контексте и общайтесь с коллегами

Очень важно не упускать из виду целостную картину звукового дизайна в фильме на протяжении всей работы над картиной. Например, если вы целый день заняты сведением шагов и других шумов отдельно от остальных сцен, то вероятно, что впоследствии вам придется все эти звуки сводить заново.

Для того чтобы этого не случалось, необходимо не только всегда помнить про другие части фильма, но и коммуницировать с другими членами команды, которые направят вас в нужном направлении в случае чего.

Широко распространенное мнение, что звукорежиссер работает в своем собственном пузыре и является одной из причин, почему фильмы редко развиваются и вместо этого застаиваются на одном уровне.

Даже длительное общение в Skype редко дает информацию, которая вам действительно нужна. Ничто не сравнится с трехсекундным разговором на кухне.

Объединение офисов дало мне преимущество: я мог разговаривать с коллегами, когда мы встречались в коридоре. Эти микро-встречи дают лучшую обратную связь. Также полезно сотрудничать с монтажером. Например, на одном проекте мы сидели по вечерам с Алексом Бернером и смотрели фильм, загружая все новые звуки в Avid. Это вызвало много новых идей, которые вряд ли бы появились иначе.

3Работайте на всех этапах производства и планируйте

Многие специалисты также отделяют работы звукового департамента на разных стадиях продакшна. А зря.

Во время подготовительного периода я уже общаюсь с Томом Тыквером (режиссер, коллега Фрэнка, — прим. tvkinoradio.ru), так что могу сразу указать ему на некоторые особенности сценария, которые отразятся на работе со звуком. Мне также нужно убедиться, что у нас будет достаточно времени для записи определенных звуков. Если же не будет, то мне нужно запланировать время, чтобы приехать и записать какие-то звуки отдельно.

Это важно обговаривать с режиссерами перед началом работы. Если вы дождетесь начала съемок, то потеряетесь: высокий уровень стресса и нехватка времени сделают невозможным что-либо организовать в этот период. Планирование — это все!

4Найдите общий язык, чтобы говорить о звуке

Многие люди, которые не работают со звуком, пытаются подобрать правильные слова при описании шумов или других звуков. С этим часто приходится сталкиваться. Это особенно важно, если с такими проблемами вдруг сталкивается режиссер. В этом случае просто необходимо найти общий язык.

Я сперва делаю несколько предложений звукового оформления для сцены. Это может быть намеренно провокационным и преувеличенным, чтобы вызвать реакцию режиссера. На основании этого может быть разработан общий план работы. Даже если предложение совсем не понравится режиссеру, оно все равно поможет найти правильное направление для фильма.

5Экспериментируйте

На своих проектах я часто прибегал к нестандартным решениям проблем. Например, на проекте Рона Ховарда «Гонка» (2013) мне пришлось отказаться от изначальной идеи звуковой драматургии. Дело в том, что автомобили «Формулы 1» не издают достаточно интересных звуков, что делает их немного монотонными. Даже когда машины ускорялись, их моторы все равно звучали довольно однообразно. Поэтому звуковому департаменту пришлось смириться с тем, что история не может быть рассказана через звуки двигателей. Задача состояла в том, чтобы как-то оживить эти машины.

Мне удалось сделать это благодаря наслаиванию звуков. Так как звук двигателя не смог вести историю, я добавил множество, казалось бы, второстепенных звуков вроде выхлопов, трансмиссии, металлического корпуса и других посторонних звуков. Хотя они и едва заметны в сочетании со всеми остальными звуковыми дорожками, именно за счет них создается ощущение безумства гонки таких мощных автомобилей.

Важно, что в реальности вы вряд ли услышите все точь-в-точь, как в фильме. Однако в данном случае, цель — рассказать историю, так что нет никакой проблемы в том, чтобы приукрасить какие-то звуки во имя истории и зрелищности.

Источник