Почему китайский рынок не спасет киноиндустрию

Китайские дистрибьюторы перенимают многие практики коллег из Голливуда, в том числе делая ставку на первую неделю проката. Но ждет ли второй по величине кинорынок в мире очередной подъем?

В октябре прошлого года Ван Цзяньлинь, глава Dalian Wanda Group, заявил, что спустя годы бурного роста китайский рынок кинопроката замедлил развитие. Мировой показатель сборов в 2016 составил 38.6 миллиардов долларов, что лишь на один процент превышает предыдущий результат. 71% от этого числа составляют мировые показатели, в то время как за оставшуюся часть ответственен рынок Северной Америки, который теперь проходит через стадию роста.

Ой.

Если это звучит как хвастовство, то оно обходится Америке слишком дорого. Рынок Китая в течение нескольких лет непрерывно прогрессировал в среднем на 30–40% ежегодно, и начало казаться, что именно там и находится решение большинства проблем уже давно сформировавшегося американского кинобизнеза: потери позиций DVD, прекратившегося роста сетей кинотеатров, скромных продаж. Эти причины послужили сменой фокуса на китайский рынок, «там же ведь население более миллиарда человек» — из-за этого, например, «Иллюзия обмана» получила продолжение.

Ван Цзяньлинь, глава Dalian Wanda Group

Уменьшившийся рост продаж билетов в Китае (6.6 миллиардов долларов в 2016 году против 6.8 миллиардов в 2015 году), безусловно, отразится на современном тренде, когда студии запускают в производство франшизы, явно рассчитанные на международный рынок. Тем не менее Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает расти в целом.

«Мы второй по величине рынок в мире», — сказал Джон Зен в свой речи на CinemaCon. У него есть причины, чтобы делать такие оптимистичные заявления: он — генеральный директор и член совета директоров компании Wanda Cinemas, которая владеет AMC Theatres — самой крупной сетью кинотеатров в США. В Китае строят планы по завоеванию места первого кинорынка в мире, которое сейчас занимает Америка. Однако еще не скоро наступит момент, когда китайский рынок достигнет отметки 11.4 миллиардов долларов — рекордного показателя США в 2016 году.

Джон Зен на CinemaCon

Ниже приведены некоторые тренды, с которыми сталкиваются международные дистрибьюторы.

 

Увеличивающееся число кинотеатров

Кинотеатр The Orange Cinema Club в Пекине

Сейчас во всем мире открыты 164 тысячи кинотеатров, 18% из которых расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Китае экранов становится все больше, как в городских районах, так и в провинции, где продолжают развиваться сети рангом пониже. В США действуют 93 сети кинотеатров, а в Китае — свыше 400.

Импорт зарубежных фильмов

 

Кадр из мультфильма «Зверополис»
В Китае демонстрируют все большее количество голливудских фильмов. Население Китая призывает правительство ослабить квоты на импорт зарубежных фильмов, о чем недавно говорил Джеки Чан: если в 2015 году 41.6% от общего количества продаж билетов в Китае составляли зарубежные фильмы, то в 2016 году это число практически увеличилось вдвое — до 80%.

Китайцы любят фильмы в 3D

Кадр из фильма «Варкрафт»

Экшн-фильмы в этом формате в Китае смотрят не меньше, чем другие картины, сумевшие обрести международный успех. «Зверополис» и «Варкрафт» в Китае шли лучше, чем лидеры американского проката «В поисках Дори» и «Изгой-один: Звездные войны. Истории». Зачастую фильмы, которые проваливаются в китайском прокате — это специфические американские ленты или картины, которые не входят во франшизы.

 

Наименее популярный жанр — научная фантастика

Кадр из фильма «Обитель зла: Последняя глава»

Зен показал перевернутую пирамиду популярных в Китае жанров. В конце идут научная фантастика, драмы и романтические фильмы, за ними — комедии, фэнтези и анимация. Наибольшей популярностью здесь пользуются боевики с обилием спецэффектов. Таким фильмам, как «Иллюзия обмана 2», «Обитель зла: Последняя глава», «Варкрафт» и «Три икса: Мировое господство», здесь удалось собрать больше денег, чем в США.

 

Самый главный период проката — первый уикэнд

В Китае усвоили урок США: премьерный уикэнд — это ключ к успеху. В 2014 году процент сборов зарубежных фильмов, приходившихся на этот период, составил 38.5%, в 2015 году — 45.2%, а в 2016 он достиг  50.7%.

 

«Варкрафт» провалился в домашнем прокате, но захватил Китай

В связи с премьерой этого фильма, снятого по мотивам феноменально популярной в Китае компьютерной игры, в стране организовали массовые показы с демонстрацией игры-первоисточника, встречи с фанатами и кампанию по продаже мерча. Благодаря этому через несколько месяцев после запуска проект принес создателям 433 миллиона долларов по всему миру, и половина этой суммы осталась за Китаем. Это третий по величине результат за 2016 год во всем мире и второй по популярности зарубежный фильм в Китае. На фоне этих показателей собранные в США 47 миллионов долларов кажутся более чем скромными.

Реформы в Китае снизили показатели проката

Зен считает причиной падения продаж ухудшившееся качество фильмов: «Голливудские и китайские фильмы оказались слабее прошлогодних». Другим фактором падения Зен назвал курс доллара, который сказался на показателях китайского рынка. Он также сослался на низкие цены на билеты в китайских кинотеатрах, а также на то, что правительство учитывает в статистике только городские кинотеатры, оставляя сельские без внимания. Тем не менее становится очевидно, что рост замедляется: китайские власти прекратили продвигать политику частого посещения кино, которая не оказалась эффективной из-за коррупции и инфляции.

 

Молодой китайский зритель

Чаще всего в Китае в кино ходят люди в возрасте от 18 до 39 лет, в особенности категория от 18 до 24 лет — это составляет 71% от общего количества зрителей, в то время как в США люди данного возраста составляют лишь 47%. Зен напомнил, что эту аудиторию необходимо вовлекать при помощи цифровых технологий: мобильных телефонов, онлайн-маркетинга и социальных сетей.

 

Угроза цифровизации

В недавнем обращении к владельцам кинотеатров Эндрю Криппс, глава международного отдела Twentieth Century Fox, заявил, что нужно заинтересовать зрителей, которые все меньше пользуются традиционными средствами получения информации. Кинотеатры стали всего лишь одним из множества развлечений, а значит надо убеждать зрителя приходить в кино.

 

Позвольте использовать свои данные

Кадр из фильма «Охота на монстра»

Огромной популярностью пользуются сервисы продажи билетов онлайн. В связи с этим Криппс попросил дистрибьюторов и кинотеатры не поддерживать связь через третьи лица, а работать друг с другом напрямую: «Дистрибьюторы тратят миллионы на информацию о потреблении своих услуг, используя личные данные и предпочтения аудитории. Когда этот процесс работает отлажено, то результаты не заставляют долго себя ждать, и люди идут на премьеры в большие кинотеатры с высокотехнологичным оборудованием».

 

 

Источник