Почему китайский рынок не спасет киноиндустрию
Китайские дистрибьюторы перенимают многие практики коллег из Голливуда, в том числе делая ставку на первую неделю проката. Но ждет ли второй по величине кинорынок в мире очередной подъем?
В октябре прошлого года Ван Цзяньлинь, глава Dalian Wanda Group, заявил, что спустя годы бурного роста китайский рынок кинопроката замедлил развитие. Мировой показатель сборов в 2016 составил 38.6 миллиардов долларов, что лишь на один процент превышает предыдущий результат. 71% от этого числа составляют мировые показатели, в то время как за оставшуюся часть ответственен рынок Северной Америки, который теперь проходит через стадию роста.
Ой.
Если это звучит как хвастовство, то оно обходится Америке слишком дорого. Рынок Китая в течение нескольких лет непрерывно прогрессировал в среднем на 30–40% ежегодно, и начало казаться, что именно там и находится решение большинства проблем уже давно сформировавшегося американского кинобизнеза: потери позиций DVD, прекратившегося роста сетей кинотеатров, скромных продаж. Эти причины послужили сменой фокуса на китайский рынок, «там же ведь население более миллиарда человек» — из-за этого, например, «Иллюзия обмана» получила продолжение.
Ван Цзяньлинь, глава Dalian Wanda Group
Уменьшившийся рост продаж билетов в Китае (6.6 миллиардов долларов в 2016 году против 6.8 миллиардов в 2015 году), безусловно, отразится на современном тренде, когда студии запускают в производство франшизы, явно рассчитанные на международный рынок. Тем не менее Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает расти в целом.
«Мы второй по величине рынок в мире», — сказал Джон Зен в свой речи на CinemaCon. У него есть причины, чтобы делать такие оптимистичные заявления: он — генеральный директор и член совета директоров компании Wanda Cinemas, которая владеет AMC Theatres — самой крупной сетью кинотеатров в США. В Китае строят планы по завоеванию места первого кинорынка в мире, которое сейчас занимает Америка. Однако еще не скоро наступит момент, когда китайский рынок достигнет отметки 11.4 миллиардов долларов — рекордного показателя США в 2016 году.
Ниже приведены некоторые тренды, с которыми сталкиваются международные дистрибьюторы.
Увеличивающееся число кинотеатров
Сейчас во всем мире открыты 164 тысячи кинотеатров, 18% из которых расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Китае экранов становится все больше, как в городских районах, так и в провинции, где продолжают развиваться сети рангом пониже. В США действуют 93 сети кинотеатров, а в Китае — свыше 400.
Импорт зарубежных фильмов
Китайцы любят фильмы в 3D
Экшн-фильмы в этом формате в Китае смотрят не меньше, чем другие картины, сумевшие обрести международный успех. «Зверополис» и «Варкрафт» в Китае шли лучше, чем лидеры американского проката «В поисках Дори» и «Изгой-один: Звездные войны. Истории». Зачастую фильмы, которые проваливаются в китайском прокате — это специфические американские ленты или картины, которые не входят во франшизы.
Наименее популярный жанр — научная фантастика
Зен показал перевернутую пирамиду популярных в Китае жанров. В конце идут научная фантастика, драмы и романтические фильмы, за ними — комедии, фэнтези и анимация. Наибольшей популярностью здесь пользуются боевики с обилием спецэффектов. Таким фильмам, как «Иллюзия обмана 2», «Обитель зла: Последняя глава», «Варкрафт» и «Три икса: Мировое господство», здесь удалось собрать больше денег, чем в США.
Самый главный период проката — первый уикэнд
«Варкрафт» провалился в домашнем прокате, но захватил Китай
Реформы в Китае снизили показатели проката
Молодой китайский зритель
Угроза цифровизации
Позвольте использовать свои данные
Кадр из фильма «Охота на монстра»
Огромной популярностью пользуются сервисы продажи билетов онлайн. В связи с этим Криппс попросил дистрибьюторов и кинотеатры не поддерживать связь через третьи лица, а работать друг с другом напрямую: «Дистрибьюторы тратят миллионы на информацию о потреблении своих услуг, используя личные данные и предпочтения аудитории. Когда этот процесс работает отлажено, то результаты не заставляют долго себя ждать, и люди идут на премьеры в большие кинотеатры с высокотехнологичным оборудованием».