ТИШЕ, НЕ ШУМИТЕ: РАБОТАЕТ ЛИ ЗАКОН ПРОТИВ ГРОМКОЙ РЕКЛАМЫ?

С 2015 года в России действуют поправки к закону «О рекламе», ограничивающие громкость рекламы на телевидении и радио. Но несмотря на стремление вещателей соответствовать законодательству, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регулярно выписывает штрафы за слишком громкую рекламу. Появляется вопрос: телеканалы недостаточно стараются или методика ведомства несовершенна?

ПРЕДЫСТОРИЯ

В вопросе нормализации громкости рекламных блоков заинтересованных сторон несколько. Во-первых, это зрители, которых раздражает реклама на ТВ. Во-вторых, рекламодатели – им громкие ролики нужны для привлечения внимания. В-третьих, регулирующие органы. В-четвертых, распространители рекламы, то есть телеканалы. В статье мы дадим слово всем.

Первые попытки решить проблему излишней громкости рекламы на ТВ предприняли в 2010 году: на основе многочисленных жалоб зрителей ФАС разослала телеканалам письмо, в котором рекомендовала не увеличивать громкость звука при показе рекламы, сославшись на 12-й пункт 14-й статьи закона «О рекламе». Однако официально методики измерений громкости не существовало, как и объективных результатов замеров, позволяющих судить о нарушении телеканалами соответствующих требований, в чем ФАС призналась прямо. Спустя несколько лет антимонопольный орган разработал поправки к закону «О рекламе», а на основе технических рекомендаций Минкомсвязи была создана методика, которая определяла показатели громкости. Ею и стали руководствоваться в дальнейшем. Как объяснил «Теле-Спутнику» Игорь Тишинкин, руководитель технологического комитета «Медиа-Коммуникационного Союза», закон «О рекламе» регулирует не громкость рекламных блоков как таковую, а соотношение средней (интегральной) громкости рекламных блоков и средней (интегральной) громкости прерываемой этими блоками программы. Согласно 7-му пункту методики соотношения уровня громкости звука рекламы и передачи, значение громкости звука блока рекламы или анонсов не должно превышать значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента более чем на 1,5 дБ.

В ТЕОРИИ ПРОБЛЕМ НЕТ, НО…

Итак, закон доработали, инструментарий утвердили, телеканалы приобрели даже аудиопроцессоры, автоматически нормализующие громкость. Одним словом, в теории никаких проблем с соблюдением норм быть не должно. Но телеканалы по сей день продолжают получать от ФАС штрафы и предписания. За последнее время антимонопольный орган наказал КХЛ ТВ, НТВ (дважды), «Россию 1», ТВ-3, «ТВ-Центр», «Ю» и других.

Нарушение выявили и у телеканала «Матч ТВ». Согласно документам, УФАС Татарстана в декабре 2016-го установило существенное превышение уровня громкости звука рекламного сообщения в одном из фрагментов эфира. При этом уровень громкости материалов каналов субхолдинга «ГПМ Матч» контролируется на всех этапах производства контента и вывода его в эфир, рассказали в пресс-службе «Матч ТВ» Дополнительно на выходах трактов установлены устройства автоматической регулировки уровня громкости.

В пресс-службе «Медиа-Коммуникационного Союза» «Теле-Спутнику» заявили, что не считают вещателей нарушителями, когда они руководствуются действующими регламентами Минкомсвязи.

Как отметил Александр Широких, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), самим телеканалам не нравится гонка за громкостью, им выгодно, чтобы ее уровень везде был одинаковым и чтобы при переключении на пульте дистанционного управления с одной кнопки на другую у зрителя не возникало отторжения. «Более того, телеканалы законопослушно приобрели loudness-процессоры [которые в режиме реального времени автоматически нормализуют громкость до разрешенного законом уровня – «Теле-Спутник»], установили их и настроили. Но все равно получают штрафы. К слову, они немаленькие – до 500 тыс. рублей», – добавил глава НАТ.

ГОНКА ПРОТИВ ГРОМКОСТИ

С целью обсуждения проблемы в октябре 2016 года НАТ провела в Москве семинар «Громкость в рекламе на ТВ». На нем выявились любопытные нюансы. Регламент, которым руководствуются федеральные вещатели при нормировании громкости, это «Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании», утвержденные Минкомсвязи. Вещатели (телеканалы) привели свои звуковые тракты в полное соответствие с рекомендациями министерства, подчеркнул Игорь Тишинкин. В части подготовки программы к эфиру рекомендации нормируют приведение средней (интегральной) громкости всей программы к определенному целевому уровню, а по методике ФАС измерению громкости подлежат только 5-минутные фрагменты программы до и после рекламного блока. «Такие несоответствия рекомендаций Минкомсвязи и методики ФАС приводят к тому, что у вещателей сохраняются риски нарушений закона», — добавил он.

«Например, если вы смотрели по ТВ фильм Андрея Тарковского — с характерными для картин этого режиссера сценами, когда в течение нескольких минут стоит тишина — а следом вышел рекламный ролик, громкость которого соответствовала установленной законом, то телеканал все равно его нарушил, — говорит Александр Широких. — Потому что разница между тишиной фильма и громкостью рекламного ролика будет выше, чем разрешает закон. Хотя на самом деле телеканал ничего не нарушал».

Иными словами, при вставке оперативной рекламы нормализатор не справляется со скачком в несколько децибел, хотя и уменьшает его до разрешенных 1,5 дБ. Более того, как заявили на упомянутом семинаре эксперты, аудиопроцессоры не решают проблему автоматического контроля громкости, так как вносят искажения ее уровня, не устраняют перепады полностью и мешают художественному восприятию передачи. Кроме того, устройства разных производителей работают по-разному, а процедуры их сертификации не существует.

Присутствовавшие на семинаре «Громкость в рекламе на ТВ» руководители Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров и Николай Карташов заявили о том, что готовы слушать участников рынка и принимать необходимые меры. Вскоре после мероприятия при НАТ был создан экспертный совет по громкости, который провел несколько заседаний с участием ведущих телевещателей, представителей Dolby Labs, телецентра «Останкино» и Национального рекламного альянса. «Решив, что существующая методика измерения громкости несовершенна, мы приняли предложения по ее изменению», — рассказал Александр Широких. По его словам, было подготовлено письмо в Минкомсвязи, в январе 2017-го его передали, ведомство согласилось с представителями отрасли и написало письмо в ФАС за подписью Алексея Волина, где рекомендовало изменить методику. «Нарушения, за которые были оштрафованы телеканалы, реальные, но не всегда по делу. В этой ситуации и телеканалы правы, и закон. Просто он не до конца правильно написан, — рассуждает Александр Широких. — Именно с этим связаны наши предложения – что все нужно сделать правильно, мудро, чтобы все соответствовало европейским стандартам, в частности EBU R128».

Таким образом, на сегодня стоит задача привести в соответствие методику измерения, которую применяет ФАС, и «Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов» Минкомсвязи. «Стоит отметить, что рекомендации Минкомсвязи основаны на европейских стандартах, поддерживаемых большинством производителей ТВ-оборудования, — говорит Игорь Тишинкин. — Нам представляется целесообразным ориентироваться именно на рекомендации Минкомсвязи и для контроля уровня громкости при проверках ФАС проводить измерения громкости всей программы, а не коротких фрагментов».

В свою очередь, в министерстве «Теле-Спутнику» сообщили, что они рассмотрели консолидированное предложение экспертов отрасли по изменению методики измерения громкости, используемой ФАС, и теперь вместе с антимонопольным органом будут обсуждать проект поправок.

Иностранный опыт

К слову, проблема громкости рекламы на ТВ волнует не только россиян, но и зрителей других стран. В Великобритании с 2008 года действует кодекс о телевизионной рекламе, согласно которому громкость рекламных вставок не должна превышать громкости обычных телепередач. Новые правила показа рекламы были приняты после того, как управление по рекламным стандартам Великобритании (Advertising Standards Authority) получило множество жалоб от зрителей на повышенную громкость звука в телерекламе.

В 2012-ом правила, требующие от телевизионных вещателей приглушать громкость рекламных блоков, ввела Канадская комиссия по вопросам радио, телевидения и телекоммуникаций (Canadian Radio-television and Telecommunications Commission). В том же году аналогичные правила утвердила Федеральная комиссия по коммуникациям США (Federal Communications Commission). Этому предшествовало принятие закона об уменьшении громкости коммерческой рекламы (так называемый «Тихий закон») в 2010 году. Соответствующие нормы приняты и в Германии, где государственные и частные телеканалы снижают уровень громкости рекламных роликов.

Специалисты отрасли не раз заявляли, что снизить негатив вокруг рекламы на ТВ и радио можно только в том случае, если сами россияне будут принимать активное участие в борьбе с нарушениями. Но сейчас активность граждан по этому вопросу резко сократилась. По мнению Алексея Волина, заместителя главы Минкомсвязи, это значит, что в принципе острота проблемы снята. «Вообще, если говорить про граждан, то большинство их обращений касается не громкости рекламы, а самого факта ее существования. Потому что люди не хотят понимать, что без рекламы не бывает телевидения. А идеал, при котором существуют дорогое и качественное телевидение, при этом бесплатное и без рекламы, не достижим», — подчеркнул Алексей Волин.

 

 

Источник