Спутниковый ШПД в России: нюансы и акценты

О российском B2C-рынке Ка-диапазона «Телеспутник» писал уже не раз. В стране есть все предпосылки для развития спутникового интернета, но почему-то пока он не становится реально массовым.

В качестве причин называют недостаточную покупательскую способность, слабую информированность населения и демпинг сотовых операторов. Еще провайдеры регулярно просят вендоров снизить стоимость оборудования, а те советуют провайдерам активнее продавать. Попробуем разобраться в некоторых деталях и нюансах этого рынка.

МОБИЛЬНЫЙ КОНКУРЕНТ

Основной конкурент VSAT —мобильный интернет. Сотовые операторы предлагают абонентам большие объемы трафика по беспрецедентно низким ценам. И эта особенность российского рынка с его крайне дешевым мобильным интернетом серьезно затрудняет работу провайдерам спутникового ШПД.

Но сотовые операторы не могут долго демпинговать. Мобильная связь дорожает, так что не исключено, что в какой-то момент она если и не сравняется с ценой спутникового трафика, то будет где-то рядом.

В этом контексте возникает неизбежный в наше время разговор о низкоорбитальных спутниковых системах, эйфория от ожидания которых все больше овладевает массами. Есть повод задуматься: компания OneWeb анонсировала терминал для организации точки доступа Wi-Fi по цене $1—1,5 тыс. А партнер OneWeb и разработчик наземного оборудования — Hughes Network Systems — специально отметил, что ШПД через низкоорбитальную спутниковую систему — одна из технологий в линейке компании, которая работает в США и Латинской Америке и как спутниковый оператор. Так что соперничества внутри одной технологии фактически не будет, основным конкурентом остаются сотовые операторы.

Глава представительства Hughes Network Systems в России и СНГ Константин Ланин: «Российская группировка спутников в Ка-диапазоне позволяет подключить до 500 тыс. абонентов на тарифах, предоставляющих скорость 25 Мбит/с во входящем канале и 3 Мбит/с в исходящем. А сегодня, по моей экспертной оценке, суммарная абонентская база индивидуальных пользователей составляет не более 30 тыс. абонентов. И это существенный сектор всего российского VSAT-бизнеса. При этом он единственный, который демонстрирует рост. Так как общая осведомленность граждан о возможностях VSAT-технологии в Ка-диапазоне все еще практически равна нулю, то игроки рынка — вендоры и провайдеры — практически не сталкиваются в борьбе за одного и того же абонента. В2С-сегмент ШПД в Ка-диапазоне еще настолько не освоен, что конкуренты на нем вполне спокойно могут уживаться».

ПОЧЕМ СПУТНИКОВЫЕ МЕГАБАЙТЫ?

Российский рынок спутникового интернет-доступа в Ка-диапазоне по сути состоит из двух рынков: условно говоря, восточного и западного. Западный находится в зоне покрытия спутников «Экспресс-АМ6» (53° в. д.) и «Экспресс-АМУ1», (36° в. д.) Восточный — в зоне покрытия «Экспресс-АМ5» (145° в. д.). На некоторых территориях эти зоны пересекаются, так что такое деление носит условный характер. Но разница существенна: так как в западной части гораздо выше конкуренция, то провайдеры активно раскручивают различные акции, в первую очередь это касается комплектов для работы со спутниковым интернетом. И на «Экспресс-АМУ1», и на «Экспресс-АМ6» можно приобрести абонентский терминал за 10-15 тыс. рублей.

В восточной части, в зоне покрытия «Экспресс-АМ5», ситуация другая. Здесь хуже развит проводной и мобильный интернет, у космического аппарата нет конкурентов и, соответственно, его загрузка выше. Поэтому комплекты предлагаются без скидки. Правда, один из провайдеров раскручивает в восточной части страны сервис в Ku-диапазоне через японский спутник и предлагает под этот сервис акционное оборудование, но результаты этой акции пока неизвестны.

Как VNO через этот спутник работают четыре крупные компании: Astra Internet, SenSat, «Радуга-интернет» и «Стриж» (см. таблицу 1).

На западе Astra Internet и «Радуга-интернет» держат те же цены, что и на восточном. Посмотрим тех, кто раскручивает какие-то существенные акции в зоне покрытия «Экспресс-АМ6» (см. таблицу 2). Видно, что жителям западной части страны повезло больше: и трафик почти в два раза дешевле, и получить его можно гораздо больше (пусть и ночью).

БЕЗЛИМИТНЫЕ ТАРИФЫ — ПОКА ЭТО РАБОТАЕТ

Eutelsat Networks — российский оператор емкости Ка-диапазона спутника «Экспресс-АМУ1» — решил, что наилучшим способом продвижения услуги будет введение безлимитного тарифа. Подобные тарифы — палка о двух концах: с одной стороны, они привлекательны для потребителя, с другой — работают только до того момента, пока емкость на спутнике не перегружена. Поэтому безлимитные тарифы не совсем безлимитные: каждый провайдер устанавливает абоненту некоторый предельный объем трафика, после которого начинает снижать скорость доступа. Да, абоненту никто не запрещает выкачивать большие объемы, но на тех скоростях, которые провайдер ему оставляет, это становится проблематичным.

Участники конференции SpaceCom Digital Russia—2020 пришли к выводу, что для реального и честного безлимита нужны спутники с пропускной способностью не менее 0,5 Тбит/с. Это спутники следующего поколения, которые в ближайшее время операторы собираются запускать для американского рынка. В России это пока не актуально: существующая емкость покрывает все потребности, но реальных безлимитов можно не ждать.

Есть еще один вариант для любителей больших объемов трафика. Некоторые провайдеры пользуются тем, что лучи расположены в разных часовых поясах, а их ночная загрузка сильно меньше дневной. Поэтому они предоставляют безлимит или ощутимый по размеру объем трафика ночью. Лет 15 назад это был стандартный метод почти всех ADSL-провайдеров.

Безлимитные тарифы на «Экспресс-АМУ1» установлены Eutelsat Networks и одинаковы для всех участников рынка (см. таблицу 3). Исключение — компания SenSat, у которой линейка безлимитных тарифов одинакова для всех используемых спутников. Остальные игроки работают в рамках, установленных Eutelsat Networks, и здесь их предложения различаются только ценой предлагаемого абонентского комплекта.

Крупные игроки ведут более активный маркетинг услуги и предлагают более низкие цены. По словам руководителя направления «Спутниковый интернет» «Триколора» Даниила Нирмана, акционная цена на комплект и линейка безлимитных тарифов помогла оператору резко увеличить динамику подключений.

Лимитированные тарифы на «Экспресс-АМУ1» тоже есть и тоже установлены Eutelsat Network (см. таблицу 4). Но, видимо, провайдерам выгодно продвигать именно безлимитные тарифы, а акционные комплекты продаются только для подключения к ним. Комплекты для лимитированных тарифов вдвое дороже.

Разумеется, во всех этих выкладках не учитывается такая важная деталь, как стоимость доставки и установки, а обе эти расходные статьи могут внести весомый вклад в общий бюджет подключения домохозяйства к спутниковому интернету. Например, рост тарифов на почтовые пересылки довольно сильно ударил по рентабельности всего процесса.

Также здесь не учитываются услуги компании «Газпром космические системы», которая в июне 2019 года вывела на орбиту свой спутник «Ямал-601», но фактически он не начал работать на рынке Ка-диапазона. Тарифы опубликованы и некоторые VNO заявили о своей работе с «Ямал-601». Но о регулярных подключениях пока ничего не слышно. И сейчас сложно представить, какое влияние новые емкости окажут на российский рынок Ku-диапазона.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ

Еще одним тормозом продвижения технологии называют неосведомленность населения о возможностях спутникового интернета. Многие потенциальные абоненты считают, что это космически дорого и им недоступно, в том числе из-за сложности подключения.

Если побродить по просторам интернета, то информационная активность игроков действительно довольна низкая. Автору этих строк удалось найти на YouTube каналы нескольких провайдеров, а также несколько новостных сюжетов и роликов, снятых установщиками на тему спутникового интернета. Добавьте к этому ролик «Телеспутника», где мы рассказываем как самостоятельно установить VSAT-терминал. Этим кампания по продвижению спутникового интернета, пожалуй, и ограничивается. Зато есть сюжеты, авторов которых «бомбит» от цен и характеристик спутникового ШПД. Может быть, прежде чем формировать тарифную линейку и думать над стоимостью акционного оборудования, стоит по всем информационным фронтам раструбить, что спутниковый интернет — это весело, интересно, а также доступно и удобно?

Источник