Зональные линзы
Предлагаем разобраться в одной из редких, но впечатляющих кинотехнологий: какие эффекты дают зональные линзы и почему работать с ними нужно очень аккуратно.
Что такое зональные линзы?
Зональная линза (split-focus diopter lens) — это оптическая насадка в виде половины линзы, позволяющая создавать две точки фокусировки в одном кадре — одновременно на объектах переднего и заднего плана. Насадка перекрывает половину объектива (обычно по вертикали, реже — по горизонтали), укорачивая его фокусное расстояние, и тем самым создает в своей половине вторую точку фокусировки.
Распространение зональные линзы получили в 1960-е годы. С популяризацией широкоэкранного формата и анаморфотной оптики оказалось, что анаморфотным объективам не хватает глубины резкости. Одни из способов решить эту проблему как раз и стали зональные линзы. Постепенно спектр художественных задач зональных линз увеличился, и они стали творческим инструментом многих режиссеров и операторов. Среди кинематографистов, которые особенно часто используют эту технику, можно выделить Брайана Де Пальму, Квентина Тарантино, Джима Джармуша,Стивена Спилберга и Джона Карпентера.
Для чего нужны зональные линзы?
Фокус. Первостепенная задача зональных линз — поместить в фокус объекты, находящиеся на разных планах. Если эту задачу по техническим или художественным причинам нельзя решить глубокофокусной съемкой, двойной экспозицией или полиэкраном, обращаются к зональным линзам.
![](http://adview.ru/wp-content/uploads/2017/06/Фокус.-Кадр-из-фильма-Кэрри-1976-300x175.jpg)
Конфликт. Зональные линзы можно использовать для выражения драматического напряжения, создания визуального конфликта. Например, если от одного героя исходит угроза другому и они оба нужны в кадре, но при этом физически находятся слишком далеко друг от друга.
![](http://adview.ru/wp-content/uploads/2017/06/Конфликт.-Кадр-из-фильма-Криминальное-чтиво-1994-300x124.png)
Коммуникация. Зональные линзы чаще всего используются в диалоговых сценах. Причем за счет естественного эффекта разделения кадра на два плана они позволяют выразить тему нарушенной коммуникации между героями, например, если между ними произошел конфликт.
![](http://adview.ru/wp-content/uploads/2017/06/Коммуникация.-Кадр-из-фильма-Париж-Техас-1984-300x167.jpg)
Деталь. Зональные линзы позволяют сделать акцент на значимой детали, выявить важность некого объекта для героя или сюжета.
![](http://adview.ru/wp-content/uploads/2017/06/Деталь.-Кадр-из-фильма-Бритва-1980-300x128.png)
Дискомфорт. Как правило, использование зональных линз предполагает специфическое построение композиции, когда один объект находится в одной половине кадра на крупном плане, а другой — во второй половине на среднем или общем плане. Такая композиция сама по себе создает ощущение беспокойства и дискомфорта. Но еще больше это чувство усиливается из-за естественной особенности использования зональных линз — размытия фона со стороны ближнего объекта.
![](http://adview.ru/wp-content/uploads/2017/06/Дискомфорт.-Кадр-из-фильма-Челюсти-1975-300x129.png)
Субъективное видение. Также размытие, сопутствующее использованию зональных линз, используется как способ отражения субъективного видения героя, например, его нестабильного эмоционального состояния.
![](http://adview.ru/wp-content/uploads/2017/06/Субъективное-видение.-Кадр-из-сериала-Шерлок-2010-...-300x167.jpg)
Атмосфера. Надо сказать, что зональные линзы в принципе делают изображение странным, нереалистичным, поэтому их часто используют в фильмах, где действие заведомо отличается условностью.
![](http://adview.ru/wp-content/uploads/2017/06/Атмосфера.-Кадр-из-фильма-Дик-Трэйси-1990-300x160.jpg)
Принудительная перспектива. Зональные линзы могут помочь в ситуации, когда в кадре необходимо изменить естественные пропорции объектов, то есть создать иллюзию размеров и мест расположения объектов, отличных от действительности.
![](http://adview.ru/wp-content/uploads/2017/06/Принудительная-перспектива.-Кадр-из-фильма-Миссия-невыполнима-1996-300x127.jpg)
Что нужно учитывать при работе с зональными линзами?
Кадр из фильма «Бешеные псы» (1992)
Размытие. Поскольку при использовании зональных линз в кадре возникает две точки фокуса на разных планах, у объекта на переднем плане размывается фон. Размытие особенно заметно посередине кадра, в месте среза зональной линзы. Чтобы сгладить этот дефект, со стороны крупного плана часто избегают фона, а посередине кадра размещают какой-либо горизонтальный объект, или же создают однородный для всего кадра фон (лучше — темный). Впрочем, как уже говорилось, иногда размытие наоборот подчеркивают, чтобы сообщить сцене определенное настроение.
Кадр из сериала «Фарго» (2014-…)
Статика. Движение камеры, будь то плавное панорамирование, дрожание при съемке с рук или перемещение объекта в кадре, раскрывает технологию и ведет к браку. Поэтому зональные линзы используются только в статичных кадрах, в которых актеры сильно ограничены в движении.