Есть ли будущее у 4K и HDR?

Участники секции «Коммерческий потенциал 4К & HDR» третьей международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K & HDR», организатором которой выступило издательство «Телеспутник», обсудили на каком этапе развития находятся технологии 4К и HDR. Можно ли их монетизировать прямо сейчас? Как обстоят дела с производством и лицензированием контента сверхвысокой четкости? Перестал ли 4K-телевизор быть предметом роскоши? А что там с 8K? Ответы на эти вопросы — в нашем репортаже.

ОБОРУДОВАНИЕ

Главный драйвер потенциальной монетизации 4К — пользовательские устройства. За прошедший год они, безусловно, подешевели. При этом проникновение 4К-устройств увеличилось. Тренд на превращение 4К-телевизоров из роскоши в обыденность отметили еще во время прошлогодней конференции «Телеспутника». Но в 2018 году участники отрасли подтвердили, что 4К-экраны стали привычной реальностью россиян.

Россию нельзя назвать лидером с точки зрения проникновения 4К-оборудования. Как отметил в своем докладе главный аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей (Paul Gray), на сегодняшний день существуют три основных рынка сверхвысокой четкости — это Северная Америка, Западная Европа и, как это ни удивительно, Китай. Статистика по Восточной Европе отстает от Западной примерно на два-три года, однако движение рынка во всех регионах наблюдается приблизительно в одну сторону.

Пол Грей акцентировал внимание на десятилетнем тренде: цена панелей одной и той же диагонали каждый год падает (вместе со стоимостью их изготовления), при этом средняя диагональ приобретаемых потребителями телевизоров увеличивается на 1 дюйм ежегодно.

Кстати, самые большие диагонали покупают китайцы — у них формат 4К приобрел небывалую популярность. Ожидается, что к 2020 году Китай будет производить больше 4К-панелей, чем весь остальной мир. Сейчас на китайском рынке присутствует шесть основных игроков, при этом сам рынок находится на этапе консолидации. Этот процесс еще не завершен, поэтому темпы инноваций огромны. В то же время заметно ускоряющееся падение цен из-за кризиса перепроизводства.

Еще один высокотехнологичный рынок — Япония — пока отстает. Здесь основной спрос наблюдается чуть ли не на самые маленькие диагонали телевизоров. Но ожидается, что к 2020 году Япония побьет любые, даже оптимистичные прогнозы в преддверии летних Олимпийских игр в Токио.

В целом развитие 4К идет уверенными темпами, но не повторяет историю с HD. Главным отличием текущего перехода с HD на 4K от свершившегося ранее перехода с SD на HD является тот факт, что сегодня аппаратные возможности даже обгоняют контент, в то время как в прошлый раз контент появился раньше. Соответственно, и рынок ведет себя по-другому.

КОНТЕНТ

Если сравнивать промежуточные итоги развития 4К-контента по регионам, самое большое количество UHD-каналов — в Европе (более 40 в Западной и около 20 в Восточной). Как отметил Пол Грей, объяснить такое количество вещателей можно в том числе присутствием большого количества культур и национальных языков. И этот рынок постоянно развивается.

Телеканалов, предлагающих контент в 4К на русском языке, за последний год также стало больше, однако прирост не столь велик. А качественный контент предлагают единичные вещатели.

В своих презентациях представители всех телеканалов, среди которых были руководитель отдела продаж ЗАО «Первый ТВЧ» Любовь Василенкова и руководитель группы телеканалов «Наша Сибирь 4К» Катерина Кропотова, акцентировали внимание на премиальности контента. По их мнению, 4К-формат рассчитан только на эксклюзивного зрителя. В целом вещатели ориентируются на возрастную группу 18—45, с ограничениями в зависимости от выбранной тематической направленности. Но главная проблема такого позиционирования в том, что поколение миллениалов уже не смотрит телевизор. Таким образом, производителям контента приходится не просто продвигать новый продукт, а бороться с оттоком аудитории из телевидения в Интернет.

У каждого вещателя свои представления относительно того, какая тематика интересна тому самому премиальному зрителю. Сходятся они, пожалуй, в том, что жанры путешествий (природы) и экстрим наиболее интересно смотреть в UHD. Помимо этого, среди целевых тем упоминались мода, геймплей, лайфстайл, электронные виды спорта, концерты и фестивали и т. п. При этом большинство каналов не фокусируются на какой-то отдельной тематике, а «прощупывают рынок», предлагая жанровое разнообразие.

Все доклады вещателей на секции упоминали часы уникального контента. Основатель и руководитель Clubbing TV Стефан Швейцер (Stéphane Schweitzer) даже отметил, что у него транслируется контент, недоступный в Интернете или на иных носителях. Модель его телеканала — реклама с помощью коротких роликов в Интернете (тизеров) полноформатных трансляций по ТВ. Однако судя по медленному развитию рынка, потребительского спроса на эту уникальность и премиальность может быть недостаточно. Вероятно, нужен запрос со стороны бизнеса, как, например, в fashion-индустрии. Как отметила в своем докладе директор по маркетингу и развитию бизнеса Fashion TV 4К Мария Лисовска (Maria Lisowska), в этом сегменте интерес к сверхвысокой четкости проявляют сами дизайнеры, желающие представлять свою продукцию на больших экранах.

Почти все спикеры обращали внимание, что сама технология съемки и подготовки контента для 4К отличается от тех же процессов в HD и тем более SD. Нужны новые камеры, принципиально новые решения для передачи данных. Отличный пример на эту тему привел Стефан Швейцер. Для съемок и трансляции в режиме реального времени крупного фестиваля были закуплены 4К-камеры. Однако расстояние между камерой, установленной около сцены, и контрольной комнатой составляло почти полкилометра, то есть существующие стандарты беспроводной связи не смогли решить задачу передачи несжатой отснятой информации. В итоге проект потребовал проработки новых технологий передачи по оптике.

Таким образом, премиальный контент нельзя получить, просто дав возможность проявить себя талантливым региональным вещателям или блогерам-индивидуалистам с камерами GoPro. Нужно технологическое обновление и развитие кадров.

Выступления экспертов показали, что до сих пор каждый канал понимает ультравысокую четкость по-своему. Главное различие, которое можно было заметить, — в частоте кадров. Но в рамках разговора о высокой четкости это не единственное разногласие. Пока нет никакой определенности по HDR. Формально расширенный динамический диапазон не является частью 4К, но позволяет продемонстрировать потенциальному зрителю очевидную разницу в качестве. Генеральный директор компании ARSPRO Антон Артемьев представил решения и услуги по формированию HDR-сигнала. Однако спрос на HDR-сигнал пока не ясен. Очевидно, что устройств с поддержкой увеличенного динамического диапазона на рынке меньше, чем поддерживающих 4К.

В ходе обмена личным опытом на секции прозвучало мнение, что распространение 4К-контента в мире упирается не только в съемку, но и в лицензирование. До сих пор правообладатели продают лицензии на трансляции в формате 4К спортивного контента не на всех рынках, а ведь его можно назвать одним из драйверов развития сверхвысокой четкости.

Порой высказывается мнение, что 4К — промежуточный шаг между HD и 8K. Но пока, как отметил Пол Грей, 8К — это технология будущего, опередившая свое время. Хотя теоретически уже представлены отдельные потребительские устройства, поддерживающие этот формат, а к концу 2018 года их можно будет купить и в России, до массового внедрения еще далеко. Сейчас это, скорее, научный проект.

С точки зрения производства панелей 8К — это повышенные запросы к производительности, памяти и другим ресурсам. Возможно, потребуется разработка нового поколения кодеков, которые бы позволили работать с 8К. И на самом деле для внедрения стандарта в жизнь, помимо разработки панелей, надо проапгрейдить всю вещательную инфраструктуру.

На сегодняшний день нет контента, который можно было бы смотреть на 8К-экранах. Теоретически контент 8К уже поддерживает YouTube, но даже если задаться целью и найти ролик с таким качеством, встанет вопрос, а готова ли абонентская линия к передаче таких потоков данных. Нет и формата носителя, на котором этот контент можно было бы распространять, пока сети доступа к Интернету не готовы к таким потокам. Активности в направлении разработки этого стандарта никто не проявляет.

Так что с прогнозами относительно внедрения 8К рынок осторожен. Пол Грей высказал мнение, что контент в 8К начнет массово появляться лишь в 2025— 2030 годах. И возможно, очередные Олимпийские игры или аналогичное по масштабам спортивное событие будет тому катализатором, особенно если их примет Япония.

Кстати, специалист очень четко определил стадию, когда 8К-телевизоры стоит покупать рядовым потребителям, — когда появится локальный контент в этом формате.

В целом участники секции дали позитивную оценку состоянию рынка, однако о готовых моделях монетизации 4К-контента не отчитался еще никто — сейчас время экспериментов и изучения спроса.

 

 

Источник