Что это за специальность и почему на ТВ ее путают с другими – рассказывает композер телеканала «МИР».
Кто такой композер и чем он занимается
Композитинг собирает воедино всю проделанную работу съемочной группы. Соответственно, композер – человек, заботливо укладывающий ту самую вишенку на торте, без которой он выглядит незаконченным и лишенным главного вкусового оттенка. После моделирования, накладки текстуры и покраски получившейся модели (представим, что наша модель – нарисованная лошадка), аниматор делает ее подвижной, а композер интегрирует ее в выбранную локацию (например, в Пентагон).
Его задача заключается в том, чтобы все поверили в картинку на экране – что всё это снято одной камерой и наша лошадка действительно сидит в здании министерства обороны. Однако зачастую эта работа разбивается между несколькими участниками процесса, нет конкретного ответственного лица. В итоге выходит винегрет: композер вроде существует, а вроде является фигурой мифологизированной и не совсем четкой.
Работа на ТВ: композер или моушн-дизайнер?
Как такового композера на телевидении нет. Человек, который создает графику на канале, называется моушн-дизайнер – он делает инфографику, отбивки, заставки и остальные элементы. Грубо говоря, обертку программы. На самом деле, у этих специальностей совершенно разные задачи. Это как трубач и гитарист – общим делом вроде бы занимаются, только инструменты разные.
В привычной новостной программе на телевидении композера не встретишь – разве что в масштабном проекте, в документальном фильме, к примеру. Но это лишь крошечный процент из общей массы продукта.
Где научиться основам композитинга
К сожалению, на нашем телевидении очень редко нужна графика. Как следствие, специалистов таких немного.
По большому счету любая школа компьютерной графики дает многое. Хотя бы потому, что в коллективе человек учится в десятки раз быстрее, чем в одиночку. Необходимо смотреть на успехи и неудачи других учеников. Важно также, чтобы твою работу критиковали или хвалили. Ну и идей больше рождается, когда все находятся постоянно в общем котле – прямой брейнсторм! Условно говоря, суп вкуснее, если там не только свекла, но и другие овощи – причем в правильном сочетании.
О профессиональных задачах
В некотором смысле я шлифую работу остальных. Качество этой работы – принципиально важная для меня вещь. Во многих случаях на ТВ действует правило: «Не беда – на посте поправим». А править приходится такие вещи, что мама не горюй! Зато приятно, когда доволен результатом после победного выхода. Недавно для одного проекта на телеканале «МИР» я делал такую вещь – заставку, а-ля фильм ужасов, где в зеркале появляется альтер эго ведущей и пугает ее истошным криком. Времени было катастрофически мало, поэтому большая часть ответственности легла на режиссерское видение кадра.
Вообще композитингу уделяется мало времени. Вот-вот уже сдача, а композер только материал получил. Приходится изощряться. Бывает, например, что нет записи, только фото, из которых надо сообразить видеоряд, да такой, чтобы не отличался от полноценного кадра кино. Задача не из простых, но тем интереснее.
Что нужно композеру
В медиа нужно обладать двумя вещами: дикой работоспособность и еще большей любовью к своей сфере. Композеры тут не исключение, скорее даже подтверждение правила. Отличительная особенность моей профессии – наблюдательность. Нужно четко знать, как то, что я рисую, выглядит на самом деле. Тона, оттенки, игра светотени, сочетание всех частей кадра – для того чтобы зритель поверил, что лошадка в Пентагоне, мне нужно самому в это поверить, представить, проанализировать и создать. Не буду углубляться в философские дебри о том, кто такой композер – физик или лирик. Он – всё в совокупности (хотя, откровенно говоря, физики в этом больше).
|
Андрей Пономарёв
Режиссер, режиссер монтажа и композер телеканала «МИР»
Проекты: программа «Треш тест», документальный фильм о первой мировой войне «Под грифом «Забыто», документальные фильмы цикла «Народы России», сериал «Беловодье», документальный фильм «Баллада о Высоцком».
|
|
Источник