ФАС искореняет мелкий шрифт

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подтвердила незаконность использования в рекламе мелкого шрифта, когда такие действия преследуют цель скрыть от потребителей важную информацию. Ранее с просьбой разъяснить этот вопрос в ФАС обращалась общественная организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ).

О том, что ОПИ получила разъяснения от службы по поводу незаконности использования мелкого шрифта в рекламных сообщениях, рассказал председатель организации Олег Павлов. В середине июля 2017 г. ОПИ направила в ФАС письмо с инициативой о полном запрете мелкого шрифта в рекламе. Служба указала, что отсутствие в законодательстве понятия «мелкий шрифт» и требований к размеру шрифта, которым должна сообщаться существенная информация, не означает, что размер текста может быть любым, поскольку реклама должна быть добросовестной, достоверной и не вводить потребителей в заблуждение. «В случае, когда существенные условия формально присутствовали в рекламе, но представлены в такой форме, что не могут быть восприняты потребителями, следует считать, что данные сведения не были доведены надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию», — процитировал ответ ФАС Олег Павлов.

Как сказали в ФАС, практика антимонопольных органов показывает, что введение потребителя в заблуждение возможно, как при использовании мелкого шрифта, так и с помощью неконтрастного текста (например, светлый на светлом фоне) или малого времени демонстрации оговорок с существенными условиями в рекламном ролике. В управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России корреспонденту ComNews вчера сказали, что в настоящее время разработка единых правил, направленных на недопущение использования операторами сотовой связи в рекламе «мелкого шрифта», ФАС России не осуществляется.

«Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О рекламе», а также в иных нормативно-правовых актах РФ не содержится понятия «мелкий шрифт». Указанное понятие является оценочным, и вопрос относительно читаемости шрифта решается отдельно в каждом конкретном случае, соответственно, введение указанного понятия в Федеральный закон «О рекламе» создаст правовую неопределенность, что недопустимо», — пояснили в ФАС. При этом обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку реклама должна быть добросовестной и достоверной и не вводить в заблуждение потребителей.

В случае выявления нарушений закона антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности. О том, как дальше ФАС намерена работать с ОПИ и будет ли создавать специальные правила по использованию мелкого шрифта в рекламе, в пресс-службе ведомства не сказали. При этом в ОПИ сообщили, что организация продолжит следить за рекламной активностью операторов, информировать потребителей об уловках и направлять в ФАС материалы по самым вопиющим нарушениям.

Ранее Олег Павлов отмечал, что практика использования мелкого шрифта в рекламных сообщениях особенно широко применяется операторами связи, банками, микрофинансовыми организациями и автоконцернами. «Практика рассмотрения административных дел доказывает, что в абсолютном большинстве случаев информацию, указанную в рекламе мелким шрифтом, потребители фактически не получают и тем самым вводятся в заблуждение. Причем, как правило, речь идет о неограниченном круге потребителей, являющихся адресатами рекламы», — говорил председатель ОПИ. Статистика ежегодно рассматриваемых дел, связанных с использованием мелкого шрифта (около 1000 за последние пять лет), свидетельствует, что у хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на потребительском рынке, сложилось восприятие подобной уловки как узаконенного способа обмана потребителей.

В пресс-службе ПАО «МегаФон» отметили, что вопрос размера шрифта — это не отраслевая проблема операторов. Она касается всего рекламного рынка. В этом отношении операторы — только одни из ряда крупных рекламодателей. «Мы считаем, что понятные, прозрачные рекомендации в отношении шрифтов обязательно нужны для всего рекламного рынка», — резюмировали в пресс-службе оператора.

Как ранее сообщал корреспонденту ComNews представитель ООО «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) Константин Прокшин, Tele2 давно отказался от использования мелкого шрифта в рекламе. «У нас настолько простые тарифы, что нам не нужны огромные абзацы мелкого шрифта, которые уточняют их особенности и ограничения, — пояснял он. — И, тем более, мы не прячем в сносках оговорки, которые существенно меняют условия использования тарифов или услуг по сравнению с основным рекламным сообщением. Мы надеемся, что наши принципы станут отраслевым стандартом».

Олег Павлов отметил, что, несмотря на то что сегодня количество рекламы с использованием мелкого шрифта, искажающего информацию, снизилось, ролики с различными уловками все же продолжают появляться. Так, за последний месяц общественная организация отметила рекламу «Билайна» (ПАО «ВымпелКом») по продаже смартфонов. «В ролике «Селфимания» пользователям обещают Samsung Galaxy J2 Prime за 6190 руб. Хотя на самом деле отдать придется минимум 7990 руб.», — уточнил Олег Павлов. Кроме того, аналогичный обман есть в рекламе «Смартфоны невиданной щедрости». Вместо обещанных в рекламе 990 руб. за Micromax Q402 отдать придется 3000 руб. (за комплект из младшей модели и тарифа) или 2990 руб., если нужен только аппарат. Старшая модель (Micromax Q421) обойдется минимум в 5790 руб.

«Показательна также рекламная кампания МТС (ПАО «Мобильные ТелеСистемы») по продвижению тарифа и опции «Забугорище». Пользователям предлагается говорить и пользоваться интернетом в роуминге как дома, но при этом скрываются существенные ограничения по объему трафика, скорости доступа и количеству минут в зависимости от конкретной страны. Речь может идти о 30 Мб, 5 Мб и даже 1 Мб в сутки», — рассказал председатель ОПИ.

Отметим, ранее в ОПИ сообщали, что если организация получит ответ от ФАС по вопросу мелкого шрифта в рекламных сообщениях, то направит также свои обращения в Госдуму и Роспотребнадзор. Вчера Олег Павлов сказал корреспонденту ComNews, что ОПИ по-прежнему намерена направить письма в вышеперечисленные ведомства. «Мы намерены приложить данные разъяснения к обращениям в Роспотребнадзор и Госдуму в качестве дополнительного обоснования необходимости ужесточить ответственность за подобный обман», — заключили в ОПИ.

Источник