Главный редактор отдела новостей: Полина Сулимова

Специфика развлекательных каналов, порядок работы корреспондентов и их взаимодействие с редакторами — Полина Сулимова делится опытом, полученным на телеканалах «Москва 24», Ю и Муз-ТВ.

О профессиональном выборе

Я занялась журналистикой, потому что больше ничего не умею. Я рано начала писать стихи, рассказы и много читала, поэтому выбрала факультет журналистики МГУ и стала писать статьи для районной газеты «На Варшавке». Их хватило, чтобы пройти один из этапов творческого конкурса. На ТВ-кафедру меня не взяли, пришлось идти туда, где были места: на редакционно-издательское отделение. Но хотелось, конечно, попасть на телевидение, «светить лицом», раскрутиться и стать известной. Себя я видела в новостях и информационных программах. Мне нравилась их оперативность и компактность, там не надо «растекаться мыслью по древу»: ты просто говоришь о том, что произошло, рассказываешь о причинах, если ты их знаешь, записываешь спикеров и вырезаешь конкретные цитаты по теме. Но и сложности тут, конечно, тоже есть: нужно быстро принимать решения и быть аккуратным, чтобы не переврать цитату и не дезинформировать аудиторию.
На втором курсе мои знакомые позвали меня на стажировку в новости на ТВЦ. Ее я, по большому счету, провалила, потому что не понимала, что и как мне делать. В 17 лет это вполне естественно. Мне было неловко отвлекать других от работы, просить вычитать мои тексты и прочее. Но именно там мне удалось многому научиться. Корреспонденты и операторы помогали: давали массу полезных советов, объясняли, как брать интервью, как писать стендапы, какие вопросы задавать и как их формулировать. Там же я познакомилась с Сергеем Смирновым — он совсем недолго проработал на ТВЦ и вскоре ушел, а через несколько месяцев позвал меня в продакшн, который работал для нового канала — «Столицы +» (сейчас «Москва»). Это был конец 2006-го года. Когда я пришла, открытых вакансий не было, мне предложили постажироваться пару недель и уходить. Я согласилась, за один день расписала Сереже несколько рубрик, спродюсировала два или три сюжета и поработала с ведущим в студии. На меня посмотрели и сказали: «Ну, оставайся, раз такая бойкая».

Там я проработала до 2009-го. Периодически совмещала с работой на проектах других каналов. А потом перешла в новостную редакцию все той же «Столицы +». Потом был уход на несколько месяцев и проба себя в PR-сфере. А в сентябре 2011-го меня вернули на канал. К тому времени он назывался «Доверие», а редакция сидела в одном ньюс-руме с редакцией «Москвы 24» — оба канала вошли в новый холдинг «Москва Медиа». Через год состоялся мой трансфер — из редакторов «Доверия» в редакторы «М24».

Там мне удалось поработать в команде с классными профессионалами, например, с Вадимом Фридманом. Он в итоге перешел на Life News. И, уходя, порекомендовал меня руководителю службы информации «Москвы 24» — Евгению Мартынову в качестве шеф-редактора. В итоге в 26 лет я стала шефом. Поначалу ответственность пугала и где-то полгода я приходила на работу в абсолютном ужасе. Потом стало поспокойнее, но напряжение, связанное с прямыми эфирами, конечно, всегда колоссальное. В конце 2014-го года я перешла на телеканалы Ю и Муз-ТВ. После серьезных новостей на М24 такая смена профиля стала интересным опытом.

О работе команды

Я работаю главным редактором отдела новостей, который делает программы «Популярная правда», «В стиле», «В теме» и «PRO-новости». Департамент небольшой — по сравнению с новостными отделами на других каналах. У нас, к примеру, всего 13 корреспондентов, между которыми и распределяется вся нагрузка. В офисе висят доски, куда мы вписываем текущие сюжеты. Примерный план на неделю составляют каждую пятницу, но, разумеется, что-то может меняться, появляются новые срочные инфоповоды, которые смещают предыдущие. Темы программы «В стиле» вообще периодически расписываются раз на месяц вперед.
Кадр из программы «В теме»

Наши репортеры — универсальные профессионалы. Они выезжают на съемки (причем темы могут быть любыми — от шоу-бизнеса до ограничений по выдаче виз в США), пишут тексты, озвучивают, сами монтируют и подкладывают музыку на сюжеты. Режиссер только проверяет итоговый материал и по мелочи что-то доделывает, убирает «дыры» и т.д. Всю графику корреспонденты также заказывают сами у дизайнеров телеканала. Сюжет «PRO-новостей» должен быть полностью готов и сдан режиссеру к 15:30, «В теме» — в 17:00. Иногда бывает так, что дедлайны немного продляются, если корреспондент ехал со съемки, например. Но в 19-30 программа должна быть полностью готова в любом случае и сдана на проверку в отдел технического контроля. После проверки программу сдают уже непосредственно на эфир.

Ведущий программы «PRO-новости» Георгий Иващенко

У нас все очень дисциплинированные, поэтому форс-мажоров почти не бывает. Разве что в понедельник случается какое-то важное для нас внеплановое событие. Тогда корреспонденту приходится на метро ехать обратно в студию и писать материал на коленке.

В прошлом году 26 декабря, когда мы уже подготовили все эфиры на новогодние праздники и готовы были уходить отдыхать, — упал самолет в Сочи. Мы освещали это событие и, судя по рейтингам, неплохо справились. Тут нам очень помогли коллеги из Associated Press — у нас с ними договор: они нам оперативно прислали нужные кадры. Также мы сотрудничаем иногда с различными глянцевыми изданиями, радиостанциями и артистами — делаем совместные специальные сюжеты и выпуски «PRO-новостей». В этом нам помогают бартерный отдел и отдел по работе с артистами. У телеканала Ю бывают различные активности в Интернете, в частности в соцсетях, поэтому мы часто взаимодействуем с digital-отделом.

О форматах и новостях

Что касается новостной политики, то у нас нет стоп-листов или людей, с которыми мы не сотрудничаем и не упоминаем в новостях. Конечно, иногда приходят какие-то директивы сверху, но, в принципе, особых ограничений в рамках формата нет.
С телеканалом Ю в плане формирования верстки было немного сложнее. Он некоторое время себя искал, и мы пробовали разные подходы, смотря на рейтинги и фидбек. В итоге решили не освещать трагичные истории. Люди устали от ощущения, что все плохо, от негатива и «токсичных» новостей. Им не хочется слышать в сотый раз про войну и пенсионеров, а вот про Ждуна — с удовольствием. Они включают наши каналы, ожидая хорошего настроения и интересных новостей про звезд.

Конечно, важно не забывать о журналистской этике и корректности. Я не терплю оскорблений и язвительных комментариев. Для аудитории это сигнал: журналист — невоспитанный хам. Я стараюсь такие моменты обсуждать с корреспондентами на стадии формирования идеи сюжета и вычитки текста. Объясняю, почему так можно писать, а так — нет. Иногда достаточно поменять всего несколько слов, чтобы общая картина изменилась в лучшую сторону.

О разнице профессий

Когда я перешла из корреспондентов в редакторы, я поняла, что мне делать программу за кадром гораздо интереснее, чем находиться в кадре. Ты задаешь общий тон всей программы. Корреспонденты, записывая свои репортажи, показывают события по-своему, но все-таки в рамках редакционного задания. К тому же текст проходит стадию редактуры. И иногда не единожды. В итоге получаются довольно жесткие рамки. Когда ты шеф-редактор, то, большому счету, эфир — это отражение твоего представления о картине дня. Ты не навязываешь свое мнение, ведь всегда можно переключить канал.

Мне кажется неуместным высказывать свое мнение открыто и прямым текстом давать оценку в новостях — для этого есть авторские рубрики и программы. Достаточно ограничиться анализом со ссылкой на мнение экспертов. На «Москве 24» меня научили, что в любом материале, в котором приводится какая-либо точка зрения, должна быть и противоположная, иначе сюжет будет необъективным и однобоким. При этом обязательно давать ссылки на источники. Если этого не делать, вашу программу не будут считать авторитетной. Зрители будут доверять вам больше, если вы будете проверять факты и подавать историю корректно.

 

О том, чего не хватает

Как профессионал я не имею права обсуждать работу коллег, тем более, с других каналов, поэтому могу говорить только с позиции зрителя. В целом мне не хватает легкости и позитивных новостей, общая картина очень тяжелая. Возникает ощущение, что мы живем во время Апокалипсиса и завтра не наступит вообще. Кажется, что многие телеканалы не успевают за своим зрителем. Например, подросткам очень нравятся блогеры, но про них редко что-то рассказывают по ТВ. Тем не менее на Первом канале есть контент почти для любой аудитории — от «Модного приговора» для домохозяек до каких-то программ с упоминанием новомодных трендов. Вообще не хватает детских программ, вроде того, что делал Сергей Супонев: «Зов джунглей» и «Звездный час». Я очень их любила и скучаю по ним, с удовольствием сейчас посмотрела бы новые выпуски. Эти программы были построены не столько на образовательном элементе, сколько на яркой картинке, соревновании, они поймали саму суть детства. Супонев просто уловил это и транслировал через экран. После никто так и не смог это повторить.

 

 

Источник