Мастер: Нил Корбулд

Разработка уникальных механических конструкций для имитации невесомости, создание безопасного лесного пожара, выстрелов и взрывов — рассказываем о работах Нила Корбулда, оскароносного супервайзера спецэффектов.

В конце октября на наши экраны вышла свежая часть франшизы — «Терминатор: Темные судьбы», которая в первые две минуты уничтожала все остальные части серии, кроме дилогии Джеймса Кэмерона. Это не спасло фильм в прокате, но наш разговор пойдет не об этом. Мы хотим рассказать о супервайзере спецэффектов картины Ниле Корбулде. В нашей кинопрессе о мастерах этой профессии не пишут совсем. Попробуем это изменить.

Младшенький

Британский специалист по спецэффектам Нил Корбулд — младший из четырех братьев-спецэффектников (Крис, Пол и Иен). Все это — заслуга дяди этой банды Корбулдов, лауреата премии «Оскар» за спецэффекты картины «Супермен» (1978) Колина Чилверса, который и затащил всех племянников в шоубизнес. Теперь дядя Колин живет в Канаде, он на пенсии, а вот его протеже стали одними из самых известных специалистов в профессии. Двое из них, как минимум, уже обогнали дядю по количеству номинаций на «Оскар».

Когда Нилу было 15 лет, он пришел в гости к дяде на съемочную площадку. К тому времени Колин уже благополучно катапультировал в профессию старших братьев Нила, и теперь настала очередь младшенького.

«Я долго упрашивал дядю взять меня на работу, и в один прекрасный день он удовлетворил мою просьбу, — вспоминает Нил. — Он был супервайзером спецэффектов на фильме „Супермен“, и я попал в декорацию Крепости одиночества. Это было в павильоне 007 на студии Pinewood. Когда я увидел, как снимают пролет Супермена по ледяной пещере, растянувшейся на весь павильон Джеймса Бонда, я понял, что хочу делать всю свою жизнь».

Дальше последовало восьмилетнее обучение в подмастерьях, когда парень изучал инженерию, строительство, сварку, пневматику и гидравлику, пиротехнику и все остальное, что связано с профессией. Это очень широкий спектр задач. Этим людям приходится работать с огромным количеством материалов: от овсяной каши до новых космических сплавов, от простейших надувных шаров до самых сложных гидравлических систем.

«Спасти рядового Райана» (1998)

Съемка военной картины — это всегда много спецэффектов, ведь каждый удар пули по любой поверхности — это специальная пиротехническая закладка. А теперь вспомните, сколько всего происходит на пляже в знаменитой, уже ставшей классикой, сцене.

Чтобы ее снять, команда Корбулда из 20 человек работала целую ночь, «минируя» локацию и готовя специальные пиротехнические закладки для людей. И после съемки двух дублей им приходилось проводить еще одну ночь за той же работой, «минируя» другую часть локации.

«Стивен Спилберг хотел, чтобы с момента, когда он скажет „начали“, до момента, когда он скажет „стоп“, перед камерой что-то взрывалось, и мы видели попадание пуль по объектам и песку на пляже в этом мнимом хаосе, — вспоминает Корбулд. — Так что один только объем эффектов в этой сцене уже был вызовом сам по себе. Когда в сцене десять актеров бегают между пиротехническими зарядами, нужно, чтобы каждый точно знал, что делает. Так что мы потратили много времени на тесты и репетиции».

Когда в кадре кто-то стреляет из автомата, вы же понимаете, что автомат на самом деле стреляет холостыми. На «убиваемом» — взрываются специальные пиротехнические закладки. И взрывает их отнюдь не стреляющий автомат, а другой человек за кадром, который в тот момент нажимает на кнопку управления зарядом.

Чтобы кадр получился убедительным, момент выстрела и момент «попадания пули» должны совпасть по времени. Когда стреляет взвод солдат, количество операторов за пиротехническим пультом тоже увеличивается. И вся сцена заранее планируется, выстраивается и репетируется. Потому что перезарядка между дублями может занять несколько часов.

Спецэффекты — главные звезды в фильме «Спасти рядового Райана».

Корбулд подсчитал, что для съемки одного из дублей длинной сцены на пляже было потрачено 17 тысяч пиротехнических зарядов. Но это не все, в какой-то момент было решено заменить пиротехнику пневматикой. Так, в песок на пляже и под воду была уложена сетка из специальных трубок, в которые качали воздух.

В нужные моменты крошечные клапаны последовательно открывались, и создавали имитацию удара пули или взрыва небольшого снаряда в воде. Корбулд и его команда уложили под песок почти километр этих трубок, но они получили абсолютно безопасную имитацию попадания пуль в песок. Даже если артист наступал на трубку в момент срабатывания, ему это ничем не грозило.

Для взрывов гранат рядом с актерами использовали воздушные пушки. Шесть были спрятаны на площади в пяти квадратных метрах. Спилберг выстраивал хореографию боевых сцен вокруг них, потому что их было сложно перемещать, но зато легко заряжать на новый дубль. И еще, песок, который использовали над зарядами и пневматикой, предварительно просеивали, потому что любой камушек, вылетевший в результате такого взрыва, превращался в реальную шрапнель и становился опасным для артистов.

«Это была первая сцена, которую мы сняли, и Стивен приехал за два дня до начала съемок, — вспоминает Нил. — У меня было всего два дня, чтобы убедить его, что я все делаю правильно. К счастью, ему все понравилось, и он часто говорил, что спецэффекты — главные звезды в этом фильме. Для меня, это большой комплимент».

«Гладиатор» (2000)

Одной из задач Нила Корбулда на эпической ленте Ридли Скотта было обеспечение съемок с огнем в лесу. Это первая сцена фильма. Лес, в котором проходили съемки, был предназначен под выкорчевывание, поэтому съемочной группе разрешили в нем делать все, что нужно.

Перед началом съемок Нил провел в этом лесу полтора месяца — организовывал строительство всех нужных систем. Сначала вырыли три водных резервуара для команды из 30 пожарных, объемом — 150 кубометров каждый. Только когда условия по безопасности были соблюдены и съемочная группа была обеспечена нужным количеством воды, команда Корбулда начала заниматься огнем.

Специалисты проложили километры стальной трубы диаметром 5 см по всему лесу, частично трубки были скрыты под землей, чтобы люди могли бегать, не спотыкаясь. Некоторые трубки были скрыты внутри деревьев, чтобы стволы вспыхивали, когда в них попадает огненная бомба из катапульты.

Эти трубки вели к трем емкостям с жидким пропаном по 70 кубометров каждая. Перед началом съемок окружающую землю и деревья заливали водой, чтобы не поджечь то, что не должно гореть. Для съемок открывали клапаны и поджигали газ. Огонь горел примерно пять минут, достаточно, чтобы сделать дубль. После чего газ перекрывали, и пожарные тушили оставшиеся огни.

Несколько дней, пока снимали эту сцену, команда Корбулда повторяла пожары для каждого дубля.

«Гладиатор» принес Нилу Корбулду его первый «Оскар».

«Послезавтра» (2004)

Еще одна картина с целым рядом спецэффектных задач — это фильм-катастрофа Роланда Эммериха. Нет, снегом во всех его проявлениях на картине занималась британская компания Snow Business, нанятая Корбулдом в виде подрядчика. А вот все остальное уже было делом команды супервайзера.

Например, сцена затопления целой улицы перед входом в библиотеку. Для этого была найдена старая заброшенная железнодорожная мастерская, в которой по периметру поставили дорожные ограждения и проложили по всей площади плотный полиэтилен, чтобы загерметизировать конструкцию. После чего в образовавшуюся емкость заливали подогретую воду, ведь массовке пришлось провести в ней не один день. Мощные насосы быстро откачивали или закачивали в эту емкость воду, в зависимости от сцены. В бассейн поставили машины и даже целый автобус. Оператор-постановщик сконструировал специальный осветительный прибор на всю площадь потолка, имитировавший сумрачное облачное небо. Максимальная глубина такого бассейна составляла примерно метр.

В дополнение дождевые установки заливали всю декорацию водой.

Цунами в этой сцене цифровое, но вся остальная часть уличной сцены была снята «живьем» в этом импровизированном павильоне.

«Гравитация» (2013)

На этом очень сложном эффектном проекте Нил Корбулд создал несколько уникальных механических конструкций. Изначально режиссер Альфонсо Куарон хотел видеть в своем фильме вращающиеся декорации и просил Нила придумать, как в таком случае работать с тросами. «Я вышел с этой встречи, почесывая свой затылок в недоумении», — вспоминает Нил.

В итоге от вращающейся декорации отказались и сделали все окружение в фильме цифровым. Но оставалась одна проблема — освещение на актерах. Оператор-постановщик Чиво (Эммануэль Любецки) придумал световой куб из светодиодных экранов, которые светили на актеров видами космоса, но самих актеров тоже требовалось двигать, чтобы дополнить движение камеры и освещения. Для этого была создана специальная гидравлическая люлька, в которой актеры качались таким образом, чтобы работа движущегося фона, камеры на специальном кране-роботе и люльки создавали на экране иллюзию безумного вращения, присущего космическим объектам.

Кроме люльки Нил Корбулд сконструировал специальный подвес для Сандры Буллок. Его использовали для съемки сцен внутри космической станции. На этапе исследований и разработок были испробованы разные методы создания иллюзии невесомости, но все они не подошли. Поскольку актриса в этих сценах должна была плавать в одном нижнем белье, то зрители бы увидели, что она напрягает мышцы, чтобы держать ноги на весу. Поэтому нужно было не только подвесить саму актрису так, чтобы ею можно было управлять с пульта, как марионеткой, но и придумать специальные подвесы для ее ног, чтобы ее мышцы были расслаблены, как положено человеку в невесомости.

«Гравитация» получила вполне заслуженный «Оскар» в категории «Лучшие специальные визуальные эффекты», второй для Нила Корбулда.

«Терминатор: Темные судьбы» (2019)

Любой современный фантастический боевик просто нашпигован эффектами под завязку и последняя часть франшизы «Терминатор» — не исключение. Сегодня в индустрии наметилось возвращение к практическим эффектам. Даже Visual Effects Society с этого года ввело в свои номинации категорию «Лучшие практические эффекты».

«Мы построили вертолеты и легкую версию Humvees, — рассказывает Нил Корбулд. — В фильме есть большая сцена, в которой вседорожник падает с самолета. У нас была гидравлическая система, наклоняющаяся по шести осям, синхронизированная с камерой».

Кстати, в своей работе Корблуд вовсю пользуется компьютерами и CG — для создания превизов и техвизов, которые продемонстрируют режиссеру, что может быть сделано на площадке и как.

Корбулд и его команда построили радиоуправляемый автомобиль для сцены столкновения, нашпиговали его взрывчаткой и запустили по шоссе на скорости 100 км/ч.

На съемках фильма «Терминатор: Темные судьбы» (2019) / Фото: 20th Century FoxЕще одна большая сцена разворачивается на борту падающего грузового самолета C-5 Galaxy. Интерьер лайнера представлял собой огромную вращающуюся трубу диаметром шесть и длиной 18 метров. Эта гидравлическая система весила 80 тонн.

«Крутить ее и резко останавливать — нелегкая задача, — делится Нил Корбулд. — Но мы это сделали!»

На съемках фильма «Терминатор: Темные судьбы» (2019) / Фото: 20th Century FoxЭто только четыре примера того, что делают на площадке супервайзеры спецэффектов, решая порой совершено неожиданные задачи. Среди других работ Нила Корбулда такие проекты, как «Битва титанов», «Первому игроку приготовиться», «Чужой: Завет», «Исход: Цари и боги», «Миссия невыполнима: Последствия», «Изгой-один: Звездные войны. Истории» и многие другие. Сейчас он готовится к съемкам ленты «Миссия: Невыполнима 7».

Источник