Правила креативного продюсера и редактора Марины Кошевой
Креативный продюсер, редактор и преподаватель факультета «Редактор кино- и телепроектов» академии Wordshop о необходимости самосовершенствования, компромиссах и важности планирования.
![Начинать с себя](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/1%2828%29.png)
![Влюбляться в проект](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/2%2826%29.png)
Нельзя подходить к проекту формально. Это ни к чему хорошему не приведет. Весь процесс создания сериала от идеи до эфира должен вызывать твой живой интерес. Как и люди, которые этим занимаются.
![Помогать автору](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/3%2827%29.png)
Путь будет долгим, и пройти его, так или иначе, придется вместе. Так пусть всем при этом будет комфортно. Надо уметь слышать автора, работать с ним на одной волне. Комментарии должны быть написаны так, чтобы автор тебя понял. Не стоит использовать сложноподчиненные предложения с тремя деепричастными оборотами. Задача редактора — донести до автора свою мысль, а не козырнуть формулировкой. И, конечно же, нельзя иронизировать, язвить, обижать, ставить себя выше автора. Нужно ценить усилия автора и хвалить его за удачные решения.
![Искать компромисс](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/4%2827%29.png)
Ни одна редакторская правка не стоит ссоры с автором. Компромисс можно найти всегда.
![Следить за вспышкой](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/5%2822%29.png)
На совещании с продюсерами, мозговом штурме с авторами, при вдумчивой редактуре один на один со сценарием — в любой момент есть шанс услышать РЕШЕНИЕ. Важно уметь распознать его и не упустить.
![Не торопиться](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/6%2823%29.png)
Нельзя редактировать материал «с лету». Необходимо прочитать его, прожить с ним какое-то время, обдумать. Если есть возможность — посмотреть похожие отечественные или западные примеры (да-да, нот всего семь, а сюжетов, поговаривают, вообще — четыре). Обязательно надо отвлечься, развеяться, затем перечитать комментарии с самого начала и внести правки. И только после этого отправлять.
![Писать грамотно](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/7%2822%29.png)
Редактор, который пишет с ошибками, теряет доверие.
![Не делать чужую работу](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/8%2817%29.png)
Переписывать нельзя. Задача редактора — помочь автору сделать историю максимально понятной и интересной зрителю. Помочь, а не сделать за него. Считаешь, что можешь писать — иди в сценаристы.
![Уметь отключаться](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/9%2814%29.png)
Крайне важно планировать свою работу так, чтобы оставалось время на отдых. Каждый день. Заказчику всегда надо получить результат «еще вчера» и «эфир на канале уже совсем скоро, а еще даже сценарий не написан». От свежей, «перезагрузившейся» головы будет больше толку, чем от недосыпов или угрызений совести по поводу оставшихся без тебя семьи или друзей.
![Смотреть эфир](https://tvkinoradio.ru/upload/ckeditor/article/images/10%2821%29.png)
Всегда полезно посмотреть готовый сериал (или кино), над сценарием которого работал. Это отрезвляет.
Марина КошеваяКреативный продюсер сериалов «Окрылённые» (Ю), «Восьмидесятые» (СТС). Работала шеф-редактором сериала «Счастливы вместе» (ТНТ), литературным редактором мелодрамы «Анечка» (Россия-1), редактором и соавтором сериала «Бальзаковский возраст или все мужики сво… 5 лет спустя» (НТВ), шеф-редактором отдела сценарного производства на телеканале Ю. |