Ваше право: Почему договоров о передаче авторства не бывает

Даже если ваш сценарий полностью переписали, у вас есть два выхода. О простых правилах работы автора с правом на сценарий рассказывает юрист Елена Марина.

Все права авторов можно разделить на два вида — имущественные права и личные неимущественные права.

Отчуждаемые имущественные права могут переходить по договору к другим лицам, которые будут называться правообладателями. К таким правам относится исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ).

Личные неимущественные права связаны с личностью автора. Их называют неотчуждаемыми (исходя из идеи неразрывной связи с личностью автора), хотя в ряде случаев они могут быть переданы автором другим лицам по договору.

К личным неимущественным правам относятся:

  • Право авторства и право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ).
  • Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений (ст. 1266 ГК РФ).
  • Право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ).
  • Право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

Рассмотрим все права авторов более подробно.

Право авторства (ст. 1265 ГК РФ)

Право авторства — это право признаваться автором произведения. Право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ) — это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Указанные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при переходе исключительного права на произведение по договору к другому лицу. Отказ от этих прав ничтожен. Права охраняются бессрочно.

Что означает все вышеизложенное на практике? Например, вы заключили договор авторского заказа на создание сценария или договор об отчуждении исключительных прав на готовый сценарий. В обоих случаях вы остаетесь автором произведения. Это право невозможно передать другому лицу, а если в договоре будет указан переход авторства другому лицу, указанное положение не будет иметь юридической силы. Таким образом вы не теряете право на указание в титрах фильма в качестве автора сценария.

Исключением из этого правила будет переработка вашего сценария правообладателем в новое произведение (сценарий) на основе вашего. В этом случае вы можете быть не указаны в качестве автора сценария в титрах. Я более подробно рассмотрю указанную ситуацию далее.

Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений (ст. 1266 ГК РФ)

Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. На практике это означает, что если вы заключили договор об отчуждении исключительных прав на сценарий или договор авторского заказа на создание сценария и в нем не была указана передача вами права на внесение изменений в сценарий, то никаких изменений в сценарий вносится не может. Передача исключительного права на сценарий по договору не предусматривает возможность вносить в него изменения, это должно быть указано отдельно.

Никаких изменений, сокращений или дополнений не может быть внесено в ваши тексты, сценарии, тритменты и заявки без вашего письменного согласия в договоре.

Право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ)

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

То есть если вы заключили договор с другим лицом (договор авторского заказа, лицензионный договор, договор об отчуждении исключительных прав на произведение) — это означает, что право на обнародование произведения перешло к правообладателю. Это может быть не указано прямо в договоре, но это подразумевается законом.

А вот без письменного договора обнародовать ваше произведение нельзя.

Есть только одного исключение из этого правила. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме (п. 2 ст. 1286 ГК РФ).

Право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ)

Автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, убытков, причиненных таким решением.

Указанные правила не применяются к служебным произведениям (если вы работаете по трудовому договору) и к произведениям, вошедшим в сложный объект (например, фильм).

Исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ)

Это отчуждаемое имущественное право на использование произведения в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

Например, продажа или иное отчуждение прав на сценарий, перевод или другая переработка сценария, доведение сценария до всеобщего сведения и т.д.

Еще раз обращаю внимание, что исключительное право не включает внесение каких-либо изменений в сценарий или иной авторский текст.

Если вы заключили договор об отчуждении исключительного права на сценарий, то он может быть переработан в новое произведение — новый сценарий на основе вашего. Это не новый драфт вашего сценария, а именно новое произведение. В этом случае вы можете быть не указаны в качестве автора сценария в титрах фильма, так как вы являетесь автором произведения, которое легло в основу производного произведения (п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Но если правообладатель после приобретения исключительных прав на ваш сценарий сделал новую редакцию сценария — это не переработка, а внесение изменений в ваш сценарий (при условии, что вы передали правообладателю это право) и в этом случае вы должны быть указаны в титрах в качестве соавтора сценария (если новая редакция сценария была написана другим сценаристом).

Что можно предусмотреть в договоре с правообладателем, если вы передаете исключительные права на сценарий с учетом возможности его переработки в новое произведение? Можно, например, предложить внести положение в договор, предусматривающее, что в случае переработки вашего сценария в новое произведение вы должны быть указаны в титрах фильма в качестве автора сюжета или автора идеи.

Такой же вариант вы можете предложить продюсеру и в случае отчуждения исключительных прав на тритмент. Обязательно закрепляйте все достигнутые договоренности в договоре.

Подведем итоги:

  1. Ваше право авторства и право автора на имя неотчуждаемо и непередаваемо, любое указание в договоре о передаче данного права ничтожно.
  2. Без вашего письменного согласия в договоре не могут быть внесены никакие изменения в ваш сценарий, тритмент или другие произведения.
  3. Передача исключительного права на произведение включает возможность его переработки, то есть создания нового (производного) произведения на основе вашего, но не предусматривает создание нового драфта, редакции вашего сценария или иного произведения.
  4. Если вы отчуждаете права на сценарий и создана новая редакция сценария другим лицом, то вы будете соавтором и вас обязаны указать в титрах. Если создано новое произведение на основе вашего сценария, то вы не являетесь соавтором, но можете предусмотреть этот случай в договоре (вы сохраняете за собой право в случае переработки быть указанными в титрах в качестве автора идеи или автора сюжета).

Источник