Неясная судьба Ultra HD
ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в 2018 г. запустит в коммерческую эксплуатацию трансляцию телеканалов в формате Ultra HD (UHD) в мобильном и интерактивном ТВ. Зимой этого года оператор начал тестовое вещание одного из телеканалов в UHD. В МТС считают, что на рынке уже сложилось знание абонентов о технологии и продуктах UHD и в городских условиях телевизоры UHD уже не являются редкостью. При этом эксперты предположили, что предоставление операторами формата UHD — больше маркетинг, чем реальный бизнес.
О том, что МТС собирается запускать в коммерческую эксплуатацию трансляцию телеканалов в формате UHD в мобильном и интерактивном ТВ, на конференции Digital TV Russia сообщил руководитель по развитию VAS-услуг (Value Added Services) фиксированного бизнеса В2С компании МТС Станислав Журавлев.
Он напомнил, что в феврале этого года МТС запустила трансляцию UHD в рамках услуги спутникового ТВ, в марте — UHD в кабельном ТВ. «Кто-то говорил, что UHD — не для кабеля, но я считаю, что это не так. Мы прекрасно на кабельной среде запустили UHD. Очень довольны качеством, и оно лучше с точки зрения IP», — сказал Станислав Журавлев.
Станислав Журавлев уточнил, что к марту-апрелю 2018 г. МТС запустит UHD в интерактивном ТВ. «Посмотрим, как UHD ляжет в массовом контексте на сеть GPON», — заметил он, добавив, что оператор параллельно планирует запустить весной следующего года UHD на интерактивном ТВ. «И в следующем же году мы запустим UHD на мобильном ТВ», — отметил Станислав Журавлев.
Как ранее сообщал корреспонденту ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников, Ultra HD — это следующий и неминуемый этап развития телевидения, неизбежный, как в свое время обычное HD-телевидение. «МТС планирует в 2018 г. выйти на четыре канала Ultra HD. МТС готовится запускать Ultra HD в IPTV, чтобы быть готовой первой снять сливки с этого рынка, — подчеркивал Дмитрий Солодовников. — Однако вопрос, является ли Ultra HD драйвером продаж, открыт до появления рейтингового контента».
По словам Станислава Журавлева, в 2018 г. игроки отрасли ожидают выхода на российский рынок достаточно большого количества локализованного контента. «Более того, мы наблюдаем еще одну интересную тенденцию: многие компании начинают предлагать не просто контент UHD, а с различными добавками», — отметил он.
Отметим, что вещание в формате UHD активно развивают российские операторы спутникового ТВ. В частности, пресс-секретарь «Триколора ТВ» Ульяна Рассказова напомнила, что «Триколор ТВ» первым из российских операторов и одновременно с международными игроками начал развивать формат Ultra HD. «Так, «Триколор ТВ» первым в России начал вещание в формате сверхвысокой четкости. Сейчас наше предложение включает самое большое количество UHD-телеканалов, доступных российскому зрителю, — шесть телеканалов различных тематик, в том числе спортивные и киноканалы. При этом в 2017 г. оператор создал для своих абонентов два собственных 4K-телеканала, на которых собрал высококачественный востребованный кино- и сериальный контент», — рассказала корреспонденту ComNews Ульяна Рассказова.
В компании «Триколор ТВ» (НАО «Национальная спутниковая компания») отметили, что сейчас распространение UHDTV не носит массовый характер по ряду причин. «Это неоднократно обсуждалось всеми игроками рынка. Однако уровень проникновения 4K-телевизоров растет и все большее количество операторов начинают оказывать услуги телесмотрения в формате Ultra HD. Это несомненное свидетельство того, что массовое распространение Ultra HD в России — лишь вопрос времени», — отметили в «Триколоре ТВ».
В ПАО «Ростелеком» вчера сказали, что оператор внимательно следит за развитием 4K. «Но пока мы отмечаем два сдерживающих фактора — относительно невысокое проникновение гаджетов с поддержкой 4К и дефицит ТВ- и видеоконтента в 4К, востребованного широкой аудиторией», — уточнил представитель оператора.
Он добавил, что «Ростелеком» готовится к тому, что проникновение устройств и предложение контента формата 4К будут расти. В частности, компания начала закупочную процедуру на ТВ-приставки нового поколения, общим количеством 1 млн штук. «Эти приставки будут поддерживать формат 4К. Кроме того, приставки нового поколения могут использоваться как стандартные — для подключения IPTV дома, так и в качестве ОТТ-приставки, то есть работать на сети передачи данных любого провайдера», — сообщили в «Ростелекоме».
По словам представителя «Ростелекома», популярности ТВ-каналам в 4К пока явно не хватает, но «Ростелеком» открыт к переговорам с производителями. «Скорее всего, на первом этапе наша компания добавит фильмы в формате 4К в сервис «Видеопрокат» (VoD) — там уже, например, есть фильмы в формате 3D», — сказали в компании.
Генеральный директор компании NetByNet (ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг») Андрей Батанов вчера отметил, что в этом года NetByNet активно работал над внедрением технологии Ultra HD в новой модели телевизионной приставки Wifire TV. «Вещание контента в новом формате мы планируем начать в 2018 г. Однако, по нашим оценкам, телевидение в 4К станет востребованным ближе к 2020 г., когда операторы смогут предложить пакеты, включающие хотя бы пять-десять таких каналов», — добавил Андрей Батанов.
Как ранее сообщала корреспонденту ComNews директор по развитию и управлению бизнес-процессами ГК «Орион» Елена Ячменникова, спутниковые емкости и технологическая платформа ГК «Орион» позволяют осуществлять трансляцию каналов стандарта Ultra HD, но на текущий момент они не включены в пакеты. «Ultra HD — это не тренд настоящего времени. По нашему убеждению, массовым спросом такие каналы пока пользоваться не будут. Обусловлено это отсутствием у абонентов необходимого приемного оборудования, высокой стоимостью контента и недостатком адаптированного, переводного Ultra HD-контента на российском рынке», — поясняла она.
Напомним также, что с апреля 2017 г. ООО «НТВ-Плюс» начало вещание трех телеканалов в стандарте сверхвысокой четкости (Ultra HD) в Дальневосточном федеральном округе и в Сибири.
На взгляд генерального директора ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина, в России в принципе не так много устройств, поддерживающих UHD. «В любом случае для всех это больше маркетинг, чем реальный бизнес», — заметил эксперт.
Однако, как добавил Алексей Бырдин, со временем, когда к UHD подтянется больше игроков, у пользователей будет больше мотивации покупать UHD-телевизоры, и это взаимоувязанные вещи.
Алексей Бырдин предположил, что те, кто обладает наибольшим количеством ресурсов, должен выступить первым и предоставить соответствующий «кусок» этого сервиса. В данном случае предоставить «кусок» Ultra HD. «Если МТС говорит, что готова вещать UHD и их сети готовы поддерживать достаточное количество доставки UHD-контента, то все будут знать, к кому идти за UHD», — сказал Алексей Бырдин.
Генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Александр Широких считает, что UHD нужно развивать через два направления: первое — это спутниковое и кабельное телевидение, второе — ОТТ. По его словам, вторые и так активно развивают 4К-контент, и абоненты активно его потребляют.
«Что касается операторских историй, то здесь все сложнее: понятно, что операторам запускать UHD — пакеты или каналы — сложно, потому что это вопрос монетизации, и по всем опросам абоненты не готовы платить дополнительные деньги за UHD-пакет или канал. Однако если будет нормальный контент UHD, то абоненты будут готовы платить деньги. Что касается тех каналов, которые есть сейчас в формате UHD, то это контент, не интересный большинству абонентов, и монетизировать это совершенно невозможно», — отметил глава НАТ.
При этом в МТС считают, что на рынке уже сложилось знание абонентов о технологии и продуктах UHD и в городских условиях телевизоры UHD уже не являются редкостью. А стандарты UHD проработаны до относительно стабильной версии с приемлемыми рисками.