Каким софтом лучше пользоваться композитору?
При помощи каких программ удобнее создавать музыку для кино и телевидения? Известные российские композиторы рассказывают о любимом софте.
На крупных проектах мы работаем командой и стараемся задействовать максимально широкую музыкальную палитру: живой симфонический оркестр, аналоговые и цифровые синтезаторы, весь массив барабанов и перкуссии (от оркестровой до электронной), вокал, саунд-дизайнерские элементы и т.д. Поэтому мы работаем в четырех разных DAW.
1. Cubase — это безусловный лидер рынка для актуального музыкального программинга. Где-то около 80% исходного материала реализуется в нем.
2. Samplitude — моя личная рабочая лошадка и мой «родной язык». Не такой продвинутый в плане программинга, как Cubase, но тоже старается и развивается. Из недостатков: Samplitude нет под Mac OS.
3. Ableton Live подходит для того, чтобы «модно накрутить» материал. Все то же самое можно сделать и в любом другом DAW, но Ableton делает это быстрее.
4. Pro Tools — мощнейший индустриальный инструмент с лучшей математикой микса, представляющий собой нашу «конечную станцию». Постепенно вся созданная музыка собирается в единый проект Pro Tools, в котором сосуществуют записанные дорожки: эскизы оркестровых треков, которые потом замещаются записью живого оркестра (оркестровые сессии мы готовим и записываем в том же проекте), треки синтезаторов, ударных, вокала и прочих солирующих инструментов. Сведение музыки мы также производим тут.
На сериалах, если бюджет не позволяет выйти на запись оркестра, и музыка нужна только в стерео, мы обходимся средствами Cubase и Samplitude.
Самая лучшая программа — та, которую ты лучше всего знаешь. Конечно, она должна еще и активно использоваться в индустрии. Поработав в Голливуде, я привык к Logic Pro 9 (в ней работала большая часть композиторов, с которыми я в тот момент сотрудничал). Сейчас я перешел на Cubase — благодаря использованию более 800 треков в одном проекте, и не только, эта программа больше других секвенсоров удобна для серьезной композиторской работы. К тому же, последняя версия Logic Pro сильно меня разочаровала.
Для оркестровки и набора нот я использую MakeMusic Finale — эта программа, на мой взгляд, не очень удобная (не обладает интерфейсом для интуитивного ознакомления и требует чтения профессиональных форумов и инструкций), но она стала стандартом для индустрии много лет назад и продолжает удерживать лидирующие позиции среди голливудских оркестровщиков. Сводить музыку я предпочитаю в Pro Tools — это непревзойденный инструмент для работы с аудиофайлами. Я знаю композиторов, которые используют Pro Tools и для сочинения музыки, но все же основные функции программы — это запись и сведение.
Начиная с 2001-го года 90% музыки я придумываю и записываю в Cubase. Я изначально привык к этой программе и даже при смене операционной системы с Windows на Mac OS не стал переходить на Logic (а это, казалось бы, самое очевидное решение).
Сегодня большинство профессиональных программ предоставляют сопоставимый набор функций; отличия между ними, в основном, в интерфейсе и организации рабочего пространства. Надо сказать, что, несмотря на мою приверженность Cubase, периодически я использую Logicи Pro Tools для конкретных задач, чаще всего связанных с импортом материала, записанного в другой студии, или экспортом проекта для дальнейшей работы над ним звукорежиссера, или для записи музыкантов. Но Cubase все-таки остается «за главного»: в этой программе тоже есть некоторые удивительные функции. Например, это возможность «вписывать» в проект партию, исполненную другим музыкантом в любой точке земного шара (при наличии у музыканта интернета и лицензионного Cubase с плагином VST Connect на борту).
В плане виртуальных инструментов и библиотек семплов, наоборот, есть явный лидер — семплер Kontakt от Native Instruments, полная библиотека которого (KOMPLETE 11 Ultimate) решает подавляющее большинство задач в контексте создания музыки для тв-проектов. Но некоторые группы инструментов в этом семплере все равно звучат недостаточно реалистично. Я не очень люблю подолгу программировать партии со сложной автоматизацией и постоянными изменениями штрихов (прописывать виртуальные скрипки, саксофоны или гитару для меня — каторга) и в этом случае чаще приглашаю музыкантов и записываю все «как должно быть» с ними.
Что касается плагинов для обработки и сведения музыки — в этой области я не специалист. Демки я свожу с помощью встроенных средств Cubase, а все, что требует особенно серьезной работы над эквализацией, пространством и компрессией, перекладываю на плечи звукорежиссера фильма. Каждый должен заниматься своим делом. Вообще, от звукорежиссера, который работает над финальным миксом, зависит очень многое, и хороший контакт с этим специалистом в процессе работы намного важнее для композитора, чем весь набор Universal Audio.
Довольно прилично знаю программы Cubase, Sound Forge, Adobe Auditionи Samplitude. 12 лет назад остановилась на Samplitude и сейчас пользуюсь только им. Супернадежный редактор, позволяющий сохранить все достижения работы со звуком при финальном выводе файла. В свое время (когда еще не было Samplitude для Mac и программа была чисто «писишная») меня очень впечатлило, что легенда отечественной звукозаписи Петр Кириллович Кондрашин перевел всех своих монтажеров с Mac на PC только ради того, чтобы они смогли использовать Samplitude.
На сегодняшний день существует два типа программ для композиторов: это программы-секвенсоры (или Digital Audio Workstations*, DAW) и программы музыкальной нотации. Возможности программ-секвенсоров и программ музыкальной нотации во многом пересекаются, но у каждого типа есть своя специфика. Если DAW позволяет сочинять, записывать и сводить материал, то программы нотации помогают сочинить и подготовить нотные партитуры для записи музыкантов.
В разные времена я освоил несколько платформ для создания музыки для кино и телевидения. Так, с начала 90-х в России я использовал Cubase как секвенсор и Finale как программу для создания партитур. Переехав в начале нулевых в Великобританию, я освоил популярный в этой стране Logic, который до 2015 года стал для меня основным DAW, и Sibelius, коим пользуюсь до сих пор для создания партитур. В эти же годы я довольно активно использовал Ableton Live, Pro Tools, Sampltude и Sequoia.
К Cubase я, как ни странно, вернулся не потому, что приехал назад в Россию и не потому, что стал представителем Steinberg в компании Yamaha. Все из-за возможностей новых версий программы. Они важны, в первую очередь, для композиторов, работающих в кино с большими проектами. Например:
- функция Visibility, избавляющая от необходимости тысячу раз подряд щелкать мышью, чтобы скрыть ненужные пустые дорожки в своем шаблоне;
- возможность объединения в одну команду часто повторяемой последовательности действий при помощи макроса;
- наличие очень гибкого логического редактора с возможностью управления программой внешними контроллерами при помощи логических пресетов и макросов.
Логические операции в Cubase возможны также и в плане визуализации проекта (например, это команда «показать только дорожки, содержащие слово Drums в названии» и т.д.). Кроме того, программа предоставляет настройки управления большими оркестровыми библиотеками при помощи функции Expression Maps. Она позволяет нажатием клавиш на MIDI-клавиатуре управлять воспроизведением различных штрихов у струнных.
Все перечисленные функции, как и многие другие в Cubase, позволяют экономить сотни часов драгоценного времени, так необходимого при работе композитора в кино и на телевидении. Правильно настроенный шаблон в Cubase дает возможность не отвлекаться на технические детали, а сосредоточить все свое внимание на творческой работе.
*Digital Audio Workstations — это электронные или компьютерные системы, предназначенные для записи, хранения, редактирования и воспроизведения цифрового звука.
Мне интуитивно понятен Logic, поэтому основные наброски и демо я делаю в нем (бывает, правда, что я «намурлыкиваю» что-нибудь невнятное в телефонный диктофон и позже пытаюсь в этом разобраться). Аранжировки мы с моим партнером Юрием Аббакумовым делаем, как правило, в Cubase. А запись и сведение — в Pro Tools. Для цифровой обработки мы используем плагины UAD, Slate Digital, Waves, Soundtoys и Valhalla.
Весь перечисленный софт — давно устоявшиеся лидеры среди музыкальных секвенсоров. Эти программы постоянно обновляются, и каждый музыкант выбирает для себя интуитивно понятный инструмент для реализации изначальной идеи. Далее — дело техники: есть, например, мнение, что заниматься сведением в Logic не очень правильно и лучше это делать в Pro Tools. Лично мне делать аранжировки в нем не совсем удобно, и я использую для этих целей Logic. Кстати, в связи с последним обновлением Pro Tools, работать с программой стало более комфортно. Но «обновиться» я пока только планирую.
Мы с коллегой используем огромное количество библиотек звуков и семплов, которые ежемесячно обновляются. В нашей небольшой продакшен-студии мы, в основном, записываем вокал, гитары и струнные инструменты. Для записи ударных и больших струнных составов пользуемся более масштабными студиями: Vintage Records, Cinelab и Parametrika.
Я застал еще докомпьютерную эпоху, когда записи делались на пленку, «своими руками», и поэтому остался среди тех, кто до сих пишет классические партитуры. Конечно, карандашом на партитурной бумаге музыку я уже почти не записываю и использую для этой цели программу Sibelius. В ней можно писать ноты и делать демо-записи. Собственно музыку я записываю, опять-таки, по старинке — с живыми музыкантами, оркестрами и группами.
Если в фильме нужна электроника и различные эффекты, то без помощи компьютера никак не обойтись. У меня установлен определенный минимум профессиональных программ: Cubase, Wavelab и Kontakt, но чаще всего в подобных случаях я прибегаю к помощи французского помощника, который разбирается в процессе лучше меня. С появлением десятков новых программ, семплов и с расширением возможностей синхронизации с видео, все стали делать абсолютно одинаковую музыку. Из нее буквально исчезла индивидуальность. Все-таки главная музыкальная программа — это голова, ну и фортепиано под рукой тоже не помешает!
Я начал интересоваться компьютерным софтом в начале 90-х. До этого я использовал синтезаторы с секвенсором, а в указанный период у меня появился компьютер Atari 1040. Atari грузился с дискеты, и перед глазами возникал маленький черно-белый дисплей. Но там работал Cubase! В то время это была потрясающая своим удобством программа.
Но вскоре я охладел к осваиванию железа и софта, да и просто стало мало для этого времени. Я композитор и постоянно в работе, придумываю музыку. За сочинительством я забыл многое, что знал о компьютерах ранее. И мне вполне хватает Cubase для работы. И у меня никогда не было свободных денег на покупку Mac и, кроме того, особого желания переучиваться на Logic и Pro Tools. Я до сих пор думаю, что не важно, какова система или программа. Важно — кто ее использует.
Через тщательно проработанный MIDI-файл я отправляю готовую музыку в Sibelius, а потом долго редактирую и делаю ноты для живых музыкантов. Надо сказать, что я окончил Московскую консерваторию и поэтому умею это делать. Про необходимости, использую также и не утраченные навыки писать сложные партитуры руками на бумаге.
Для создания саундтрека к фильму, анимационному или игровому, я предпочитаю записывать полноценный симфонический оркестр. Несмотря на развитие компьютерных программ, самое богатое звучание по оттенкам, тембровым комбинациям, штрихам, агогике и динамическому развитию до сих пор способен выдать только живой состав в 70-80 человек. Комбинация оркестра по группам инструментов также имеет свое значение.
И, конечно, запись должна производиться в студии, оборудованной по технологии Dolby. Только в таком случае зритель сможет окунуться в ауру симфонического звука и полноценно погрузиться в фильм. Просто отмечу, что самые кассовые кинокартины современности звучат под живой оркестровый саундтрек. По моему личному опыту, еще более реалистичное воздействие на аудиторию имеет звук в формате Dolby Atmos: музыка звучит панорамно и масштабно.
Для рабочего демонстрационного материала я использую компьютерные звуки, а итоговый материал моей работы — это партитура. Важно, на мой взгляд, чтобы композитор был способен сам создать всю партитуру, а не обращаться к дополнительным специалистам. Только тогда воплощение музыкального замысла будет максимально точным и детализированным.
Две основные программы, которые я использую в работе в течение последних четырнадцати лет, — это Cubase и Sibelius. Зная всех основных хэдлайнеров музыкального софта, я выбрал самые удобные в работе программы, с остальными секвенсорами у меня не сложилось. Sibelius я использую только как нотный редактор, а Cubase — для всего остального: монтажа, озвучивания MIDI, записи живых инструментов, и т.д. Почти все студии, с которыми я сотрудничаю, имеют Cubase в качестве DAW. Так что я могу сделать предварительную работу дома и, не конвертируя проект в какой-либо иной формат, принести его на студию, а затем — доводить музыку до ума.