Приемы: расфокус

Голосовать

Кадр, в котором нет резкости на важных объектах, справедливо считают испорченным. Точная фокусировка — одно из главных правил идеального изображения, которое требует расчета точки съемки и расстояния до объекта, оценки контрастности и условий освещения.

Но, как известно, хорошо зная правило, можно умело его нарушить. Превращение объектов в неясные силуэты стало для кинематографистов еще одним способом разнообразить визуальную составляющую и решать таким образом несколько практических и художественных задач.

Виды расфокуса и технические особенности

Расфокус — это отсутствие резкости на важных объектах в кадре. Он может быть максимальным (de-focused), когда степень размытия очень сильна (место действия, персонажи, предметы практически неразличимы) или достаточно мягким (soft focus). Кроме того, фокус может быть частичным (mis-focused) — в резкости находятся лишь отдельные объекты, тогда как другие остаются размытыми. В последнем случае расфокус приобретает особое значение, когда четко сняты не основные объекты, а второстепенные (скажем, в фокусе не главный герой, а фон, либо какие-то детали на переднем плане).

В любом из этих случаев степень размытия зависит от нескольких условий:

  • открытая диафрагма (чем больше она открыта, тем сильнее размытие — значения не должны быть выше 5.6);
  • расстояние до объекта съемки (чем ближе, тем меньше будет глубина резкости и сильнее размытие);
  • контрастность объектов и фона (как правило, неконтрастные цвета при расфокусе выглядят менее эффектно и становятся «нечитаемыми»);
  • внимание к формам объектов — линиям и силуэтам (надо учитывать, что чем более размытыми они будут, тем менее узнаваемыми);
  • статичность или динамичность снимаемой сцены (разница в подходах к съемке неподвижных и движущихся объектов, а также скорость их движения).

Анализируя примеры использования расфокуса в кино, надо учитывать, что этот прием, как правило, непродолжительный и может длиться не дольше нескольких минут. Разбираемся, какие сцены при размытии выглядят эффектно и работают на раскрытие сюжета фильма.

Эмоциональное и физическое состояние героя

В раннем кинематографе примеры легко можно найти в лентах авангардного направления Франции 1920-х годов. Эксперименты не только с содержанием, но и с формой подачи нашли выражение в том числе в игре с резкостью. Многие кадры в коротких фильмах Жермен Дюлак размыты, что еще более осложняет понимание происходящего. Пожалуй, именно в контексте этого течения расфокус воспринимается естественно: не как технический брак, а как художественный прием.

Вдохновленные психоаналическим учением Фрейда и сюрреализмом, режиссеры тех лет искали новые формы выражения субъективных состояний. Каким образом можно показать на экране поток сознания? Решением становится наслоение ситуаций, связь между которыми с трудом поддается анализу, и применение различных оптических искажений: наплывы, мультиэкспозиция, съемка в движении, различные ракурсы и нечеткие силуэты.

Использование расфокуса (или мягкого фокуса) в качестве формы визуальной подачи потока сознания до сих пор остается актуальным. Например, в «Прибытии» (2016) те фрагменты будущего, которые приходят к героине в туманных видениях на протяжении всего фильма, часто заметно отличаются от резкой реальности, в которой ученая контактирует с пришельцами.

Финальные кадры фильма попеременно перебрасывают нас из настоящего в воспоминания-предсказания, которые неожиданно открылись Луизе: ее брак, рождение дочери, счастливая семейная жизнь. До последних минут силуэт ее мужа остается размытым — расфокус позволяет одновременно сохранить интригу, а кроме того — отделить реальность от мыслей, настоящее от будущего, которое кажется ей далеким и неясным.

Примерно ту же ситуацию можно увидеть в фильме «Наркоз» (2007). Расфокус применяется в эпизодах воспоминаний — каким-то образом оставаясь в сознании во время операции, главный герой концентрирует внимание на моментах прошлого, пытаясь отвлечься от боли.

Со временем,размытие стало использоваться не только для передачи эмоционального состояния, но и физического: потеря сознания, плохое зрение, опьянение и любые формы дезориентации в пространстве могут быть выражены временным отсутствие резкости. Как только герой приходит в нормальное состояние, фокус возвращается — таким образом зритель получается возможность буквально увидеть мир его глазами.

В начале фильма «Три цвета: синий» (1993) главная героиня теряет мужа и дочь в автомобильной аварии. Когда в больнице она узнает эти жуткие новости, мы не видим ничего, кроме снятого сверхкрупным планом глаза, в котором отражается доктор. После этого следует ряд сцен, в одной из которых приближающийся к ее кровати посетитель показан в расфокусе — нетрудно догадаться, что связь с реальностью для женщины на какое-то время потеряна, и она не готова воспринимать окружающий мир так, как прежде. В конце концов ей с трудом удается сконцентрироваться на происходящем — камера в данном случае имитирует ее видение. На протяжении всего фильма размытие часто выделяет важные детали, на которые направлен взгляд женщины, а некоторые кадры размываются полностью.

С помощью максимального расфокуса можно передать впечатления, эмоции, подчеркнув уникальность персонажа. В недавнем фильме о судьбе Ван Гога («Ван Гог. На пороге вечности», 2018), многие сцены сняты субъективной камерой — от лица главного героя. Камера часто снимает все с разных ракурсов, под неожиданными углами, фокусируется на мельчайших деталях, оставляя целую картину за пределами восприятия. Многие фрагменты действительности размываются до едва различимых силуэтов и ярких пятен. В сцене, где художник долго идет по полю в поисках интересного сюжета для картины, зритель вместе с ним довольно продолжительное время видит только быстро мелькающую траву, которая в какой-то момент превращается в пестрое полотно, похожее на ленту реки, смешанной из сотен разных красок.

Интересное применение мягкого фокуса в сценах создания живописного шедевра можно найти и в «Дикаре» (2017), где речь идет о другом известном живописце — Поле Гогене. Во многих сценах, где он работает над своими картинами, камера максимально близко снимает фактуру холста, движение кисти, смешение красок, и только после этого таинства нам позволяют взглянуть на финальный результат. Малая глубина резкости, частичное или полное размытие, мягкая фокусировка дают возможность поставить зрителя на один уровень с персонажем.

Фокус внимания, глубинная мизансцена и эстетическое решение

Кроме использования расфокуса в качестве приема передачи состояний главных героев, у него остается и другая не менее важная функция — привлечение внимания.

Размытое пространство вокруг главного объекта съемки исключает интерес зрителя к чему-то незначительному, а в некоторых случаях визуализирует изолированность героя от других. Так, в «Побочном эффекте» (2013) расфокус часто используется во многих сценах с Эмили — сначала это подчеркивает ее замкнутость, болезненное состояние одиночества, однако в фильме Стивена Содерберга расфокус в целом используется и в съемке других действующих лиц (практически во всех диалогах).

Переведение резкости с говорящего на слушающего диктует траекторию зрительского взгляда и подсказывает, на что стоит обратить особенное внимание в том или ином эпизоде. Такое переключение встречается, например, в «Социальной сети» (2010), где камера во время судебного разбирательства четко фокусируется то на Марке, а то на его друге Эдуардо — в зависимости от того, кто из них берет слово.

Расфокус в качестве эстетического приема удачно работает при построении глубинных мизансцен. Когда в кадре оказывается много деталей, которые разделены на несколько планов (ближний, средний, дальний), какие-то из них закономерно окажутся более резкими, а какие-то — менее.

Как правило, самая резкая часть кадра — это средний план, где происходит основное действие. Но, в зависимости от задачи сцены, фокус может целиком уходить на передний план и даже фон. Когда мы рассуждали о фрейминге, то вспоминали этот прием в творчестве Вонга Кар-Вая. Часто снимая через различные предметы, он не всегда сразу фокусируется на заднем плане, где происходит основное действие, а может на несколько секунд задержаться на переднем, например, на вывесках кафе «Ключ» в «Моих черничных ночах» (2007), лишь затем давая нам возможность проникнуть внутрь и разглядеть посетителей.

Такое применение расфокуса наряду с поддержанием интриги и созданием атмосферы таинственности помогает решать и чисто художественные задачи, то есть делать кадр интересным с эстетической точки зрения.

Подведем итоги

Несмотря на относительно фрагментарное использование расфокуса в фильмах, он может быть ценным приемом для выражения настроения персонажа. Идеальная резкость — одно из тех правил, которые можно нарушать для решения ряда практических и художественных задач.

Передача состояния болезни, физического или эмоционального расстройства, одиночества, воспоминаний, субъективного взгляда на происходящее через полное или частичное размытие элементов кадра меняет восприятие композиции и разнообразит визуальную подачу.

Источник