2017 год и телевидение: уныние, растерянность и стагнация

Пока большие каналы становятся все более скучными и теряют зрителей, маленькие растут и удивляют, настигая аудиторию в неожиданных местах. Наш эксперт поделился своими наблюдениями и попытался заглянуть в будущее.

«Они смотрят „ящик“ лет до двенадцати — щелкают по молодежным кнопкам. А потом и это перестает им нравиться, и они навеки исчезают в интернете», — с некоторой грустью рассказывает сотрудник крупнейшего канала страны, наблюдающий, как растет его сын. Тенденцию подтверждает недавнее исследование ВЦИОМ: за семь лет количество смотрящих телевизор россиян упало вдвое. У «ящика» теперь предпочитают отдыхать лишь 29% граждан, в то время как в 2010-м в этом признались 63%. И в этих 29% меньше всего молодежи.

Фото: Muhd Asyraaf

Ничего удивительного. Телевидение — это почти всегда скучно и предсказуемо, что и доказал 2017 год, побивший, кажется, все антирекорды телесмотрения.

Первый уже не тот

Одно из самых больших разочарований минувшего года — сериальная политика Первого канала. Долгие годы этот титан рынка выдавал на-гора довольно консервативную линейку крепких сериалов-«середнячков» (мелодрамы, боевики, исторические драмы), однако регулярно прореживал ее ради экспериментальных проектов. Последние не всегда имели ошеломительный рейтинг, но каждый раз вызывали бурную дискуссию в обществе и отлично работали на реноме канала (вспомним «Школу» Гай Германики или «Оттепель» Валерия Тодоровского).

Но все это в прошлом. То ли экономический кризис виноват, то ли что-то еще, только Первый больше не играет в большое творчество. При этом задачи покорить публику никто не отменял. Правда, чаще всего удивляет не сам продукт, а его сомнительное качество. Так, в 2017-м надежды возлагались на дорогой сериал «Мата Хари», снятый с иностранным участием. На поверку он оказался унылой клюквой с бездарной игрой и слабым сценарием — даром что звезд там снималось немало.

Трейлер сериала «Мата Хари»

Первый явно гордится проектом «Троцкий» с Константином Хабенским в главной роли — сериал заметила зарубежная пресса, он имел определенный успех на кинорынке MIPCOM во французском Канне. Но чтобы лично мне досмотреть проект, наполовину состоящий из заунывных монологов главного героя в кудрявом паричке, потребовалось недюжинное мужество.

Большая доля сериалов на Первом в 2017-м — однослойные проекты «про любовь»: открывшая год бесконечная «Гречанка», «Избранница», «Сезон любви», «Отчий берег». А ведь еще недавно казалось, что такой «мелодраматический шабаш» на интеллигентной первой кнопке в принципе невозможен.

Пожалуй, предметом более-менее горячего обсуждения стал только один сериал Первого — «Спящие», слегка топорно изобразивший конфликт «патриотов» и «либералов». Да и то из-за демарша режиссера Юрия Быкова, который в ответ на критику из либерального лагеря демонстративно удалился из социальных сетей. Пожалуй, это был практически единственный сериал канала, где предметом рефлексии стало настоящее время.

рейлер сериала «Спящие»

В отличие от западных продюсеров, наши снимать «про сегодня» по непонятным причинам не рискуют, предпочитая выдумывать картонные вселенные для мелодрам или ковыряться в толщах истории.

В срезе телешоу все еще хуже. Первый понес серьезные репутационные потери, лишившись летом-осенью Андрея Малахова и еще ряда ведущих и проектов. И принялся забивать лакуны совсем уже откровенным шлаком или сырыми, непроработанными программами. Остается загадкой, зачем в эфир запускали беспомощный «Бабий бунт» с чужеродной для канала переоцененной Ольгой Бузовой. Или «Главный котик страны» со Шнуром — помимо ведущего-харизматика, хорошо бы иметь в арсенале более-менее интересную идею, которая удержала бы передачу.

На съемках шоу «Главный котик страны» / Фото: Первый канал 

Ладно хоть с «желтым» сегментом все получилось. Дмитрий Борисов, уйдя из новостей на место Малахова в «Пусть говорят», вернул программе былую рейтинговую силу. Да и Дмитрий Шепелев заиграл в полную мощь, хоть и в довольно мерзком шоу «На самом деле».

«Россия 1»: избавление от кандалов реакционизма

Зато весь год парадоксально удивлял канал «Россия 1», еще недавно имевший более чем заслуженную славу реакционной телекомпании, где как огня боятся всего нового и свежего. Сохранив общий фон из дешевой сериальной мути («Чужое счастье», «Наживка для ангела», «Свидетельство о рождении»), канал прямо-таки шокировал творческой смелостью, выдав несколько проектов, которые привычнее было увидеть на Первом. Неожиданно хорош оказался «Доктор Рихтер» с Алексеем Серебряковым: авторам ремейка легендарного «Доктора Хауса» удалось, с одной стороны, сохранить свежесть оригинала, а с другой — привнести в проект свое собственное звучание. Невероятен тот факт, что и мрачный сериал «Преступление» с датско-американскими корнями, также появился в эфире «России 1».

Трейлер сериала «Доктор Рихтер»

Трудно поверить, что именно на этом канале так активно ищут новый сериальный язык. На этом фоне квадратно-гнездовая и довольно унылая фантазия по мотивам «Анны Карениной» с Боярской и Матвеевым не кажется такой уж безобразной. И неудачных «Оптимистов» — экранизацию романа Василия Аксенова «Таинственная страсть» — тоже можно простить.

А вот чего никак нельзя простить — так это феерический ужас сериала «Демон революции». Плоский сценарий, не очень стыкующийся с реальными фактами, беспомощный в актерском плане Федор Бондарчук, вялая интрига… Смотреть это неинтересно и незачем. Непонятно одно: почему то, что очевидно для зрителя, никак не осознают продюсеры? Успешный сериал — интересный сериал, причем эта «интересность» — абсолютно объективный показатель, а не субъективный. Ну, мало впечатляющей операторской работы для того, чтобы сделать шедевр, мало!

Трейлер сериала «Демон революции»

У «стагнирующего» Первого и «ищущей» «России 1» есть одна ярко выраженная общая черта. В целом сериалы этих каналов, даже вполне приличные, словно покрыты пленкой заурядности, эмоции будто намеренно снижены — они не бьют по чувствам зрителя наотмашь, как это бывает с американским или европейским продуктом. Каналы будто стесняются говорить предельно откровенно и честно. Из-за этого любые сценарные промахи, актерские и режиссерские ошибки как на ладони.

Сериалы наших главных каналов уже могут быть милы, но все еще недостаточно обаятельны. После них не хочется кричать на весь фейсбук: «Нет, ну вы видели?!».

Понятно, почему так выходит. У больших кнопок крайне консервативная возрастная аудитория, отвергающая любые ветры перемен. При этом стремительно редеющая — в силу естественных причин и отсутствия притока молодых зрителей. Тут бы взять и рискнуть — была не была! — и снять что-нибудь этакое. Но рисковать в условиях кризисных бюджетов, но стабильных зарплат продюсеры не готовы.

Фрагмент передачи «Прямой эфир» / Фото: «Россия 1» 

Зато у «России 1» теперь есть Андрей Малахов и сразу три его проекта. Напомним, в последние годы канал стабильно выигрывает среднесуточную долю у Первого канала, а теперь этот разрыв только увеличился.

Не стыдно вспомнить

Пожалуй, лучший сериал ушедшего года — это еще один ремейк: «Бесстыдники» на НТВ, покадрово переснятые с британского Shameless (или, скорее, с американской кальки, по популярности превзошедшей оригинал). Снимали долго и мучительно и совсем для другого канала, проект грозил скончаться на полпути. Но все получилось, хоть «Бесстыдникам» и достался только ночной эфир. Сериал открыл для индустрии сразу пару десятков блестящих молодых актеров (Константин Давыдов, Виктория Заболотная) и заставили по-новому взглянуть на опытных мастеров (Алексей Шевченков, Галина Петрова). Оказывается, создать шедевр можно без Безрукова, Хабенского, Машкова и прочих. Убойный юмор, социальная подоплека, сверкающий оптимизм вопреки обстоятельствам — все осталось на месте. И зритель проект принял, судя по восторженным откликам на киносайтах. Выходит, не такая уж у НТВ консервативная публика. Между прочим, следы именно Shameless отчетливо прослеживаются в суперуспешной «Ольге» на ТНТ.

рейлер сериала «Бесстыдники»

Таким образом, почти все самые качественные российские сериалы — это ремейки успешных зарубежных проектов. Почти, но не все: грех не упомянуть по настоящему смешную и дерзкую «Адаптацию» про американского шпиона в «Газпроме» (Леонид Бичевин) на том же ТНТ.

Трейлер сериала «Адаптация»

Что будет?

Стагнация, заразившая самые большие кнопки, только усилится. И кризис тут, по-большому счету, ни при чем. Просто время «каналов для всех» проходит, наступает эра нишевого телевидения. Посмотрите, как оживились маленькие каналы и канальчики — теперь все самое интересное происходит там. Да, «Пятница!» или, скажем, «Че!» не могут себе позволить массово снимать или закупать новые сериалы, но зато никто не может их обойти по качеству шоу.

Пока большие кнопки продолжают снимать оторванные от жизни ток-шоу про аморальных граждан, поднимая на флаг разврат, похоть, предательство и прочие пороки, нишевые каналы выстраивают свои проекты вокруг реального мира с его здоровыми интересами и торжеством добра над злом. Молодым, активным зрителям интереснее смотреть, как миллионер инкогнито помогает бедным («Пятница!»), как злых коллекторов ставят на место («Че!») и так далее, чем узнавать подробности интимной жизни Даны Борисовой и Армена Джигарханяна.

Фрагмент программы «Секретный миллионер» / Фото: YouTube 

А деньги к маленьким каналам придут: уже сейчас исследовательская компания Mediascope продает рейтинги Big TV, учитывающие просмотры телеконтента в интернете. Пока алгоритм считает просмотры только со стационарных компьютеров, но мобильное смотрение вот-вот начнут считать тоже, а значит рекламодатель непременно на это среагирует.

В медиа грядет эпоха кроссплатформенности. Неважно, где смотреть — важно, что. Маленькая команда журналиста Юрия Дудя делает интервью со знаменитостями для YouTube-канала. С точки зрения телеканона интервью Юрия неправильные — например, слишком длинные. Но аудитория его канала вполне сравнима с аудиторией программы «Познер» на Первом.

Фрагмент интервью Юрия Дудя с Feduk / Фото: YouTube 

У ТВ-3 в традиционном эфире никогда не будет доли, как у Первого или «России 1». А ему и не надо: новый сезон сериала «Чернобыль. Зона отчуждения» выкладывается на бесплатный Rutube, туда интегрирована реклама, серии смотрят 3-7 млн раз, а это очень мощные цифры.

Что в этих условиях делать динозаврам эфира? Тихо ждать конца, снимать новые «Нити судьбы» и наблюдать, как скукоживается аудитория. Или броситься в бой, порвав тельняшку и разбивая на ходу стереотипы.

Опыт последних лет подсказывает, что ко второму варианту основные зубры рынка все-таки не слишком готовы.

 

Источник