Дмитрий Галушко, «ОрдерКом»: «Существует прямое противоречие закона „О связи“ и изменений, которые в него внес „пакет Яровой“»

Генеральный директор ООО «ОрдерКом», член экспертного совета ФАС России и независимый эксперт Министерства Юстиции РФ Дмитрий Галушко, выступая на «Форуме региональных операторов», прошедшем в рамках деловой программы выставки CSTB-2018, рассказал о том, чего стоит ждать операторам связи после вступления закона в силу. «Теле-Спутник» приводит выдержки из его выступления.

«Исполнение ст. 13 „пакета Яровой“, где говорится о требовании к операторам хранить данные будет регламентрировать не постановление правительства РФ, а приказ Минкомсвязи России. При этом порядок, объемы и сроки хранения информации, прописанные в законе — это только верхушка айсберга, под которой спрятано три четверти рисков для операторов связи.

В „Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы», утвержденной указом президента РФ Владимира Путина от 9 мая 2017 года, говорится о обеспечении соблюдения принципа разумной достаточности при сборе и накоплении информации, ст. 13 «пакета Яровой» внесла изменения, добавив в ст. 64 федерального закона „О связи“ п. 1.1, в котором говорится об обязанности операторов хранить информацию. Однако в статье, регламентирующей, какие именно расходы по исполнению закона должны нести операторы, есть ссылка только на п. 2, ст. 64. Про п. 1.1 ничего не сказано. Таким образом существует прямое противоречие закона «О связи» и изменений, которые в него внес „пакет Яровой“. Исходя из такого толкования закона, расходы на хранение данных не должны быть возложены на операторов. Однако в приказе Минкомсвязи РФ об утверждении правоприменения информационных систем баз данных (СОРМ-3) в функционал этих систем включены средства хранения информации, что незаконно, так как системы хранения не относятся к средствам для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий. Мы сейчас проводим консультации с юристами о возможности оспаривания в верховном суде приказа Минкомсвязи.

Вместе с тем есть письмо Минкомсвязи от 3 мая 2017 года, подписанное заместителем директора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Тамарой Храменковой, где говорится, что включение пункта, связанного с внедрением информационных систем баз данных, частью которых планируется сделать „пакет Яровой“оправдан только после регистрации в Минюсте приказа и сертифификаци оборудования. Таким образом, если ситуация будет развиаться по наихудшему сценарию, все равно для операторов в ней будет позитивный момент, позволяющий выирать некоторое время. По моим прогнозам, реальное внедрение оборудования СОРМ-3, учитывающего требования «пакета Яровой», начнется не ранее, чем через 2 года. Есть пример внедрения СОРМ-2, приказ о котором появился в апреле 2014 года, а первый сертификат на такие системы был выдан только 6 декабря 2016 года. Из отрицательных моментов отмечу – уже сейчас понятно, что системы СОРМ-3 будут стоить примерно в 2 раза дороже, чем СОРМ-2.

Сейчас в подзаконных актах прописан отдельный порядок хранения голосового трафика и данных, не содержащих голос. В связи с этим непонятным остается вопрос о хранении потокового видео. Последние разъяснения Роскомнадзора таковы, что операторам нужно будет хранить и его. В ведомстве объясняют это тем, что если потоковое видео уберут из перечня подлежащих хранению данных, под него начнут маскировать весь трафик.

По словам производителей оборудования СОРМ, сейчас происходит обкатка реализации „пакета Яровой“ на операторах „большой четверки“, которая закончится в мае 2018 года».

 

Источник