Генадий Панев, медиакомпания «Ореол»: «Разрозненные недоукомплектованные местные телестудии не могут создать хороший контент»

Муниципальному каналу без законодательной помощи государства существовать непросто. Но в Ленинградской области уже несколько лет успешно развивается группа компаний «Ореол», своим примером доказывающая, что будущее у местного телевидения все-таки есть. О том, какие идеи позволили добиться самоокупаемости и постоянного расширения сети корпунктов, «Теле-Спутнику» рассказал председатель совета директоров медиагруппы «Ореол» Геннадий Панев.

Генадий Панев    Генадий Панев

Председатель совета директоров медиагруппы «Ореол»

Муниципальному каналу без законодательной помощи государства существовать непросто. Но в Ленинградской области уже несколько лет успешно развивается группа

Медиагруппа «Ореол» представляет собой объединение телестудий муниципального уровня из ряда городов Ленинградской области. Каждая из них по отдельности не может обеспечить 24 часа собственного вещания, поэтому общий канал формируется студиями совместно.
 Изменились ли принципы организации вещания вашего канала за последние пару лет?

Практически нет, хотя за последние годы мы увеличили число городов вещания и приобрели новый опыт. Мы только сделали еще больший акцент на местных новостях.

С весны 2017 года у нас изменена сетка вещания. Если раньше мы во второй четверти каждого часа по очереди транслировали новости городов, то теперь дополнительно стали повторять местные новости в четвертой четверти каждого часа. Новостей нет лишь с 20:00 до 21:00. В это время по вторникам и четвергам идут прямые эфиры. В остальные дни недели в этот вечерний час выходят в эфир подготовленные авторские программы.

Мы по-прежнему даем возможность каждой студии вносить изменения в сетку вещания, обсуждая это на редакционном совете, который проходит по скайпу каждый вторник. Неизменным является только выход новостей во второй четверти каждого часа.

Кроме того, мы усилили состав и оснащение центральной группы, которая взяла на себя вопросы и проблемы освещения мероприятий регионального уровня.

 Присутствует ли у вас в эфире покупной контент?

Практически нет. Мы не в состоянии покупать дорогие фильмы и передачи. Кроме того, чтобы не нарваться на авторские права, мы показываем фильмы только из категории «национальное достояние». Они пользуются популярностью, особенно у зрителей постарше.

Я всегда говорю своим сотрудникам, что мы — местное телевидение. Мы должны отражать события и жизнь данного муниципального образования или Ленинградской области в целом. Поэтому между новостями идет материал, который мы готовим самостоятельно.

К примеру, телестудия расположена в Ивангороде, у нее есть материал, связанный с военной реконструкцией из рыцарских времен или периода Великой Отечественной войны, — не зря рядом крепости Нарва и Ивангород. Мы берем этот контент и показываем по всей Ленинградской области. В Тихвине есть икона Божьей матери, в Подпорожье и Лодейном поле — вепсы, Луга — край партизанской славы. У каждого города есть своя особенность.

А если в Гатчине проходит фестиваль «Литература и кино», мы снимаем церемонии открытия и закрытия, гала-концерты, а также в течение всего фестиваля работаем с артистами и режиссерами, приехавшими в город, рассказывая и показывая, как они живут, куда ездят, где общаются с людьми. У нас кого только не было. Мы снимаем эксклюзивный материал, который не попадет на федеральные каналы.

 Удается ли вам зарабатывать на рекламе? Являются ли для вас конкурентами федеральные каналы?

В существующих экономических условиях рекламодатели, которые работают с местными каналами, никогда не пойдут на федеральные и региональные. У них объем кошелька другой. Они не способны платить огромные деньги за секунду на федеральном или региональном канале. Да им это и не нужно.

Имея возможность давать информацию на часть Ленинградской области, более 50% территории которой покрывает медиагруппа «Ореол», мы часто сталкиваемся с рекламодателями, желающими ограничить трансляцию роликов, например, определенным городом или частью городов. «А в соседнем городе мне, наоборот, не надо, чтобы меня видели — у меня там сильные конкуренты, они будут действовать против меня, если увидят, что я начинаю активную рекламную кампанию», — говорят они. Даже такие нюансы встречаются, что уж тут говорить о федеральной рекламе?

 Ваш подход может быть растиражирован на другие регионы?

Наш опыт вполне тиражируем. Когда я рассказывал о нем на различных мероприятиях, слушатели поражались: ведь это же предельно простой способ сделать канал круглосуточного ТВ-вещания областных масштабов, объединяя усилия и возможности отдельных муниципальных студий, которые могут дать материал на ограниченное время в сутки.

Идея лежит на поверхности. А то, что она живучая, доказано самим нашим существованием. Буквально в конце 2017 года мы зарегистрировали еще одно предприятие в очередном городе Ленинградской области, которое с нашим участием вливается в медиагруппу. Мы способны организовать не только информационно-новостное вещание. Для примера, наш проект «Мы помним» на медиафоруме союзных государств Россия — Белоруссия занял второе место, уступив лишь гомельской компании, то есть фактически мы стали первыми по России.

 И в чем же секрет?

Здесь нужно немного — добрая воля и понимание студий муниципального уровня. Нужно объединение, причем, подчеркиваю, на условиях доброй воли. Самый тяжелый момент — психологический. Люди должны иметь желание встретиться и между собой поговорить. А ведь каждый привык быть в своем «киоске» начальником.

Но время «киоскового» бизнеса уже прошло. В Ленинградской области по инициативе правительства был проведен уже третий мониторинг всех СМИ, который вполне предсказуемо показал, что телевидение, газеты и радио теряют рейтинги — аудитория уходит в Интернет. Но это не значит, что в ближайшие годы полностью исчезнут газеты, радио и телевидение. Однако тенденцию учитывать приходится. Экономика жизни СМИ меняется не в лучшую сторону.

В этих условиях представители правительства Ленинградской области рекомендуют объединять усилия. И я с ними согласен. Надо стараться объединяться —по-старому уже не прожить, когда всю работу в местной студии могли выполнять 2-3 человека.

 А что изменилось?

В первую очередь, разрозненные недоукомплектованные местные телестудии не могут создать хороший контент — это просто нереально. А если контент плохой, привлекательность телеканала будет много ниже, чем у коллег по цеху, и денег на нем не заработаешь.

Да и встает вопрос, где найти этих 2-3 человек. Одна из основных бед — это жесточайший кадровый голод, особенно в глубинке. Глобальные города — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Владивосток — просто как пылесос высасывают людей из провинции. А высшее образование сейчас, как иногда кажется, производит не специалистов, а дипломные корочки. Поэтому на местном уровне найти квалифицированные кадры очень тяжело. В этом случае объединение усилий, создание совместного контента, взаимопомощь — единственный выход. Само существование двух, а где-то и трех ТВ-студий муниципального уровня в городе с населением порядка 100 тыс. жителей — это просто бессмыслица и с точки зрения экономики и информированности населения, если в каждой телестудии ограниченные экономические и кадровые ресурсы.

В качестве примера: не так давно был День рождения Ленинградской области. Это интересное праздничное мероприятие с хорошей программой, подведением итогов деятельности и так далее. Благодаря тому, что мы — медиагруппа, там работало три телевизионные бригады. Я сам со стороны смотрел и получал безусловное удовольствие, когда видел, как сотрудники в жилетках медиагруппы «Ореол» снимали интереснейшие моменты в разных местах и с разных позиций. Какая отдельная муниципальная студия может выставить на такие мероприятия три-четыре телевизионные бригады с общим ведущим, связью по рации, согласованным планом действий, организованной логистикой и тому подобным? А у нас они успешно отработали. Кроме того, каждая из бригад — а я собрал их из разных городов медиагруппы — особое внимание обращала на свою делегацию, например на выступление и награждение людей из своего муниципального района. В итоге у нас получился, с одной стороны, хороший общеобластной контент, с другой стороны — качественный индивидуальный, для конкретного муниципального образования.

 А возможно ли каналу муниципального уровня заработать в Интернете? Ваша медиагруппа покоряет просторы Всемирной сети?

Конечно, мы туда идем. У нас созданы группы в социальных сетях, есть сайт, правда, его мы никак не можем перезапустить. Я недоволен, что он работает не так активно, как хотелось бы, но чтобы сделать хороший сайт, нужно иметь стартовый капитал как минимум в 100 тыс. рублей, а также бюджет на его сопровождение.

Однако даже без перезапуска сайта мы активно работаем в этом направлении.

Статистика показала интересную вещь: от города к городу люди в Ленинградской области по-разному пользуются Интернетом. Там, где кабельные сети присутствуют только в городе и не охватывают близлежащие поселки, количество кликов на наши сюжеты больше, потому что люди в деревнях и поселках не имеют возможности смотреть местное кабельное телевидение, а эфирное ТВ есть не везде. Поэтому они смотрят нас в Интернете.

Мы сейчас приняли решение, что новости всегда должны заканчиваться «бантиком»: в конце 15-минутного выпуска новостей ведущий должен сказать, какой из сюжетов предыдущего выпуска заработал наибольшее количество просмотров. При этом даются картинки из той новости и текст: «Смотрите нас на таком-то сайте, в такой-то группе “ВКонтакте”». То есть мы сразу даем привязку к онлайн-сюжетам.

 Что вы думаете об инициативе 22-й кнопки?

Раз уж говорят (хотя это сейчас можно воспринимать как шутку), что средства массовой информации — это четвертая власть, телевидение должно в какой-то степени повторять структуру власти. У нас три уровня власти: федеральный, региональный и местный. Аналогично и телевизионные СМИ должны быть федерального, регионального и местного уровня. Это было реализовано ранее, при социализме, когда одна выбранная газета или телекомпания в каждом муниципальном образовании получала соответствующие преференции, гранты и поддержку.

Однако любую поддержку нужно осуществлять так, чтобы это не было оторвано от реалий жизни на каждом уровне. Поскольку на сегодняшний день Москва живет во многом своей жизнью, а глубинка — своей, не хотелось бы, чтобы какие-либо меры поддержки были «мертворожденными». За последние годы уж очень часто с помпой принятые решения отменяются, так как не работают. Но самое странное, что за это никто не несет никакой ответственности. И социум это реально начинает раздражать.

 Вы считаете, что могут быть какие-то сложности, связанные с этой законодательной инициативой?

Здесь есть как минимум один нюанс: на муниципальном уровне может быть не одна телекомпания. К примеру, в Ленинградской области есть города, где работает несколько телевизионных студий, при этом они могут даже транслироваться в разных кабельных сетях. Вопрос о том, какой из них присвоить статус 22-й кнопки с соответствующими обязательствами и правами, может иметь разные оттенки, вплоть до коррупционного.

Надо определить четкие критерии выбора, но часто у нас бывает, что государство ставит какие-то рамки, а потом все сообщество, условно говоря, стоит на ушах, пытаясь их соблюдать. Отличный пример — «закон Яровой».

Чтобы принимать подобные законы или устанавливать какие-то критерии, нужно сначала все тщательно продумать. Полезно «посоветоваться с сообществом», которое будет выполнять эти предписания.

 А сообщество не участвует в диалоге по 22-й кнопке?

Пока мы не слышали ни вопросов, ни предложений. Какой диалог может быть, если нет никакой информации, что этот диалог должен быть в принципе?

Меня и других людей, работающих, как это называется, ближе к народу, на низком — муниципальном — уровне, всегда удивляет, что представителей подобного бизнеса нет там, где принимаются подобные решения. Например, сейчас были созданы совещательные органы при Минкомсвязи РФ и других госструктурах, но там присутствуют только представители крупных компаний — глобалистов. Конечно, они будут принимать решения, учитывая только свои интересы. А мы в их понимании — мелочь, которая «мешается под ногами».

Понятно, что все идет к глобализации, объединяется в корпорации. Но нельзя забывать, что любое государство состоит не только из тех, кто живет в столице. Есть еще города среднего и малого уровня, где тоже живут люди, у которых есть свои особенности, возможности и интересы. И таких людей в России больше, чем в столице и городах-миллионниках.

 

 

Источник