Григорий Урьев, «Синтерра Медиа»: «Чемпионат мира по футболу — не полигон для испытания новых технологий»

Голосовать

В марте 2017 года ЗАО «Синтерра Медиа» выиграло открытый конкурс Национального центра информатизации (НЦИ) по предоставлению услуг организации системы обработки вещательного трафика и обеспечению ее функционирования во время проведения мероприятий Кубка конфедераций FIFA 2017 (КК-2017) и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (ЧМ-2018). О трудностях, с которыми пришлось столкнуться компании, и этапах подготовки к ЧМ-2018 «Теле-Спутнику» рассказал заместитель генерального директора, руководитель проектного офиса ЧМ-2018 ЗАО «Синтерра Медиа» Григорий Урьев.

 За счет чего вам удалось выиграть конкурс, максимальная стоимость которого составила 1,47 млрд рублей?

В государственном конкурсе, который организовала дочерняя структура Ростеха, ООО «НЦИ», приняли участие три компании: ЗАО «Синтерра Медиа», ООО «Инлайн технолоджис» и АО «Хост бродкаст сервисез (Эйч Би Эс) АГ». Мы смогли предложить лучшие условия и минимальную цену — 1,37 млрд рублей.

Также помог и наш послужной список. Мы работаем на телевизионном рынке более десяти лет. Клиентами и партнерами «Синтерра Медиа» являются ведущие российские телеканалы и вещательные компании, спутниковые, кабельные, IP- и ОТТ-операторы. Мы формируем пакеты программ, обеспечивая круглосуточную доставку сотен телесигналов для подачи в сети вещания.

Наша компания имеет богатый опыт организации спортивных трансляций разного формата — это и Олимпийские игры, и различные чемпионаты. Мы обеспечивали трансляции матчей Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) на протяжении пяти сезонов, а также являемся давним партнером Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) по доставке ТВ-сигналов со всех стадионов. Во всех этих случаях мы обеспечивали доставку телеканалов в HD-качестве, с использованием современного оборудования. Также мы проводим трансляции матчей Лиги ВТБ по баскетболу и менее значимых мероприятий, таких как бои без правил, автомобильные гонки и так далее. Мы заточены на работу именно на спортивных мероприятиях. В России чемпионат мира по футболу будет проводиться впервые, поэтому это бесценный опыт для нас.

 С какими техническими и организационными трудностями вам пришлось столкнуться во время проведения КК-2017?

Наш опыт позволил довольно органично вписаться в команду организаторов Кубка конфедераций в прошлом году, и мы успешно отработали свои задачи. В целом Кубок конфедераций является тренировочной площадкой, на которой все многочисленные службы и организации отрабатывают взаимодействие между собой, необходимые процедуры и технологии.

Мы столкнулись с тем, что впервые на чемпионатах мира по футболу будет использована передача сигнала в формате Ultra HD 4K. Таково требование заказчика — FIFA. Это вызов для всех участников — и для тех, кто обеспечивает ТВ-производство, и для операторов связи, и для нашей команды, которая отвечает за то, чтобы все телесигналы в нужном виде и без искажений дошли до точки назначения.

 Каковы основные требования FIFA к телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуре чемпионатов? Насколько они сложны в реализации?

Существует целый буклет требований FIFA, в котором буквально до последней мелочи прописаны все параметры технического предоставления услуг, начиная от средней загрузки сети Wi-Fi на стадионах во время матчей и заканчивая необходимым количеством телефонных линий, которое должны обеспечить организаторы в разных точках. «Синтерра Медиа» отвечает за один блок, но он очень большой и важный. Это доставка телевизионного сигнала по каналам связи, предоставленным ПАО «МегаФон» — победителем еще одного государственного тендера, отвечающего за телекоммуникационную поддержку чемпионата.

В соответствии с требованиями FIFA, все каналы связи и система доставки сигналов на всех этапах должны быть неоднократно зарезервированы. С каждого стадиона организованы оптические линии двумя географически разнесенными маршрутами до Международного вещательного центра (МВЦ), который на ЧМ-2018 расположится на территории «Крокус Экспо» в Москве. Помимо двух независимых наземных маршрутов, с каждого стадиона должна быть обеспечена доставка сигнала через спутник на случай обрыва наземных линий связи. За подъем телесигнала на спутник и его «приземление» в МВЦ отвечает еще один подрядчик НЦИ — ООО «ТИС». Но подготовку ТВ-сигналов для подъема на спутник и передачу «приземленных» сигналов в МВЦ основному вещателю HBS обеспечивает «Синтерра Медиа».

Главная сложность заключается в огромном количестве передаваемых телесигналов и высочайших требованиях к надежности сервиса. Так, в рамках контракта с НЦИ «Синтерра Медиа» обеспечит передачу до 140 HD-SDI-сигналов с каждого из 12 стадионов ЧМ-2018 по двум независимым оптическим трассам. Часть этих каналов дополнительно резервируется спутниковыми линиями связи. Далее сигналы сводятся в МВЦ и передаются основному вещателю чемпионата — компании HBS. Из этих сигналов HBS создает телевизионный продукт, который видят зрители во всем мире. Характерно, что на Кубке конфедераций никаких серьезных нештатных ситуаций не произошло. В этом есть и заслуга наших уважаемых партнеров — немецкой компании Vidi GmbH, которая имеет опыт работы на чемпионатах мира с 2006 года. Персонал, задействованный на Кубке конфедераций, был преимущественно штатный. Для работы на ЧМ мы подготовили более 60 человек инженерного состава, с которыми будут работать и специалисты Vidi. Как и на КК, во время ЧМ мы также планируем в большинстве городов справиться собственными силами. В соответствии с государственным контрактом мы обязаны обеспечить наличие четверых сотрудников на каждом стадионе.

Ввиду очень серьезных требований международной команды, работающей на Кубке конфедераций и ЧМ по футболу, где основными вещателями являются иностранные компании, в частности HBS, мы организовали для сотрудников специализированные бесплатные курсы по изучению английского языка. Как раз опыт Кубка конфедераций показал, что уровень английского языка должен быть весьма высокий. Мы надеемся, что взаимодействие с иностранными партнерами в этом году пройдет гладко благодаря этой инициативе.

 Привлекали ли вы субподрядчиков и дополнительный персонал в регионах на Кубке конфедераций?

Да, мы привлекали субподрядчиков, но их мы уже хорошо знали — они помогали нам организовывать трансляции чемпионатов КХЛ и РФПЛ в регионах. «Случайных» людей задействовано не было. Английскому языку мы обучаем не только штатных специалистов компании, но и субподрядчиков.

Кроме того, в прошлом году мы направляли в Германию группу инженеров «Синтерра Медиа» с целью более детального изучения используемого в проекте оборудования и отработки взаимодействия с иностранными партнерами в нештатных ситуациях. В этом году наши немецкие партнеры проведут тренинг персонала уже в Москве, поскольку количество людей, задействованных на ЧМ, существенно больше. Столь серьезный подход к обучению связан с тем, что будет организовано вещание в формате 4K из регионов, в то время как на Кубке конфедераций этот формат сигнала использовался только в Санкт-Петербурге. Для этого формата вещания требуется более тонкая настройка сетей связи. Кроме того, количество вещателей по всему миру, которые приобрели права на трансляцию ЧМ-2018, гораздо больше, чем было на Кубке конфедераций, а значит, и ответственность за выполняемую работу беспрецедентно высокая.

Мы также предоставляем ряд сервисов вне государственного контракта в Москве и в регионах для зарубежных вещателей — доставка сигналов из временных студий и других объектов, находящихся вне «красной зоны» FIFA, в местах расположения сборных и других.

 Год назад вы говорили о том, что эти два спортивных проекта будут способствовать развитию регионального отечественного телевизионного производства на базе современных технологий. Что конкретно вы имели в виду?
Речь шла о том, что иностранные компании, которые незнакомы с отечественными организациями в области ТВ-производства, смогут найти локальных партнеров с нашей помощью. Для того, чтобы им организовали в России студии, съемки, камеры и так далее — чтобы не везти необходимую телевизионную технику с собой. Для регионального телевидения это неплохой шанс заработать.
 Кроме Ultra HD, какие передовые технологии планируете использовать еще? Насколько жестко вы зарегламентированы требованиями FIFA в отношении вещательных технологий?
Чемпионат мира — не полигон для испытания новых технологий. Специалисты FIFA и HBS являются консерваторами в хорошем смысле, ведь стоимость телевизионных прав исчисляется сотнями миллионов евро, и любой технический сбой или малейшее пропадание картинки чреваты огромными штрафами. При этом все новые технологии, которые уже прошли успешную апробацию и использовались на мероприятиях младшего уровня, FIFA активно применяет.