Мнение: Российское ТВ проиграло Олимпиаду

Зимние олимпийские игры 2018-го года бьют рекорды Рио. На трибунах пусто, трансляции идут в азиатском прайм-тайм, России и вовсе нет, только OAR. Еще в прошлом году, когда решался вопрос о допуске нашей сборной к играм, руководство федеральных каналов угрожало: не будет России, не будет трансляций.

Когда сборную допустили в нейтральном статусе и усеченном составе, наши медиа решили действовать зеркально. Сейчас, на экваторе Олимпийских игр, можно сказать прямо: российское ТВ эту Олимпиаду проиграло.

Вы можете навскидку назвать хотя бы одну страницу в Сети (не говоря уже о бумажных источниках), где можно найти информацию о трансляциях по телевидению? Я — могу. Очень долго искал. Эту страницу создали энтузиасты из маленького нишевого спортивного издания. Только там можно увидеть четкий и полный список трансляций с указанием вида спорта, времени и канала, где их можно посмотреть в прямом эфире. Небольшим исключением является сайт «Первого канала», где создан специальный раздел. Но и там трансляции лишь те, что достались первой кнопке. Холдинг «Матч ТВ» на своем сайте прямой эфир канала во время трансляции игр просто отключает.

Сложилась крайне странная ситуация. Наши спортсмены на Олимпиаде есть, а зрителей — нет. Традиционно популярное у телеаудитории фигурное катание идет глубокой ночью (здесь и далее речь о центральной части России), хоккей — в рабочее время, биатлон — в обед. По большому счету рабочему человеку можно довольствоваться лишь небольшим утренним слотом. Из шести каналов, которые транслируют игры, лишь три являются общедоступными. Лишь два из них дают возможность посмотреть эфир через Интернет. Это фиаско.

Еще три года назад в России спортивные трансляции были более доступными во всех отношениях. Спорт больших достижений показывали по «Первому», «России 1», «России 2» и «Спорт», входивших в двадцатку общедоступных федеральных каналов. Сегодня первые две кнопки спорт показывают неохотно, а если уж и показывают, то самые рейтинговые трансляции. Еще две кнопки превратились в одну — «Матч ТВ».

Возможно, стоит напомнить, что до «Матч ТВ» смотреть трансляции и болеть было гораздо проще. Освещение сочинских игр было тотальным, весь холдинг ВГТРК работал на полную катушку. А если не было возможности смотреть игры по телевизору, можно было скачать приложение с результатами, видео и прочим важным для болельщика контентом.

Более того, летом 2015-го года еще существовало мобильное приложение «Смотри+», запущенное «МегаФоном» в канун сочинских игр. В приложении можно было посмотреть в прямом эфире абсолютно все соревнования Олимпиады. Без исключений. А потом в этом же приложении были трансляции Паралимпийских игр, чемпионатов мира по хоккею и футболу. Просто вдумайтесь, к лету 2015 года у приложения была аудитория 1,7 миллиона человек.

А потом случилась осень 2015-го, уничтожение спортивной редакции ВГТРК, запуск «Матч ТВ», ребрендинг спортивных каналов, позорный отказ от места во втором мультиплексе, Тина Канделаки и ее команда. С уходом спорта из ВГТРК, ушли и спортивные трансляции из «Смотри+», да и не только оттуда. Вспомним, как «Матч ТВ» судился со Sports.ru за маленький фрагмент матча какой-то подвальной футбольной лиги. Других дел у «Матч ТВ» не было, и в результате, сегодня Олимпиаду по телевидению смотреть попросту невозможно.

Но нельзя во всем винить каналы. Ведь могли постараться операторы телевидения, которым абсолютно ничего не стоит на период проведения олимпийских игр заменить свои «инфо» и «демо» каналы на что-то более спортивное. Или прислать своим абонентам полное расписание игр и каналов (уверен, в этом случае операторы получили бы скачок в подключении спортивных пакетов). Или сделать хотя бы страницу с трансляциями. Казалось бы, операторы зарабатывают на продаже пакетов каналов. Но они не сделали ничего.

Справедливости ради надо вспомнить и про трансляции на сайте «Яндекса» и нескольких социальных сетей. Они там действительно ведутся, и даже есть люди, которые умудряются их смотреть чуть-ли не в UHD-качестве. Однако большинство пользователей сталкивается с тем, что картинка в этих трансляциях «замерзает», сами трансляции обрываются, а при перезагрузке страницы болельщик вынужден опять смотреть ту же рекламу, длительность которой доходит до минуты. Ну и совсем смешно выглядит отсутствие информации об участии российских атлетов. «Яндекс» — это вроде как про информацию. А ее нет.

Скорбные итоги таковы. Телеканалы проиграли эту Олимпиаду. Операторы проиграли эту Олимпиаду. В спорте это стало бы поводом для смены тренерского штаба. Но ТВ-бизнес — не спорт, так что вряд ли что-то изменится.

Разве что проведут еще одну конференцию. Пожалуются друг другу на жизнь. И разойдутся.

 

 

Источник