Во II квартале 2017 года продолжилась стагнация рынка платного ТВ в России

Голосовать

В апреле-июне текущего года объем подключений в сегменте платного ТВ второй квартал подряд показывал минимальные значения — всего 270 тыс. новых абонентов. За первые три месяца 2017-го было зафиксировано 180 тыс. подключений.

Такие данные следуют из отчета TelecomDaily. В нем также говорится, что абонентская база платного ТВ в России по итогам I полугодия составила 41,65 млн, при этом уровень проникновение за II квартал не изменился (73%), как и средний чек на одного абонента (ARPU), который составил 152 руб. в месяц.

Лидером по числу новых подключений, как и по итогам прошлого года, остается «Ростелеком» (140 тыс., что составляет 50% всех новых абонентов). Абонбаза «Ростелекома» выросла до 9,55 млн человек — на 2,5 млн меньше, чем у лидера рынка «Триколор ТВ» (12,21 млн), подключившего 60 тыс. новых абонентов за II квартал. У третьего по численности абонбазы оператора – «Ориона» (бренд «Телекарта») — 3,008 млн подписчиков, их число выросло на 29,5 тыс. Также в первую пятерку игроков рынка платного ТВ входят «ЭР-Телекомом» (2,979 млн абонентов) и МТС (2,965 млн). На указанные пять главных игроков рынка приходится до 90% новых подключений.

От общего объема подключенных домохозяйств наибольший охват у кабельных операторов — 43%, у спутникового ТВ — 39%, 18% приходится на IPTV.

Рост проникновения платного ТВ влечет замедление темпов его роста, отмечает TelecomDaily. «Вместе с тем платное ТВ растет быстрее рынка ШПД и телефонии — и по абонентам, и по доходности. ARPU растет за счет перехода клиентов с аналогового на цифровое ТВ. Драйверами роста для операторов являются дополнительные тематические пакеты каналов, телеархив и видео по запросу», — цитирует агентство представителей «ЭР-Телекома» (бренд «Дом.ru»).

По мнению генерального директора ГК «Орион Экспресс» Кирилла Махновского, на стагнирующем рынке все-таки можно подключать новых абонентов. Однако все операторы сейчас смещаются от подключений в сторону мультисредовых сервисов, которые выступают также дополнительным источником дохода, добавляет он.

В свою очередь, в «Ростелекоме» считают, что причины роста абонбазы оператора — «агрессивное строительство оптических сетей доступа (охват – более 30 млн домохозяйств)».

Представитель «Триколор ТВ» Ульяна Рассказова сообщила «Теле-Спутнику», что оператор продолжает демонстрировать положительную динамику роста абонентской базы. «Для сохранения положительной динамики мы внедряем новые, самые современные стандарты и технологии, повышающие качество телесмотрения, а также продолжаем совершенствовать контентное предложение как с точки зрения линейного телевидения, так и различных VoD-сервисов. Так, «Триколор ТВ» первым из российских операторов внедрил формат Ultra HD, дав мощный толчок развитию нового стандарта телесмотрения в России», — пояснила она.

В то же время в «Триколор ТВ» полагают, что нелинейное телесмотрение — не единственный драйвер роста аудитории и ARPU. «Российским операторам еще слишком рано говорить об исчерпании возможностей линейного и нелинейного ТВ. Кроме того, в России из-за более позднего начала развития рынка пока еще достаточно развито пиратство. Поэтому, помимо всего вышеперечисленного, необходимо еще усилить антипиратскую деятельность всех участников рынка», — отметила Рассказова, добавив, что на Западе иное отношение потребителей к телевидению и VoD-сервисам, и как следствие, совершенно иные финансовые показатели по отрасли.

Комментируя выводы отчета, директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов заявил «Теле-Спутнику», что «эпоха быстрого органического роста [абонентской базы] кончилась. По его мнению, для спутникового ТВ рост абонбазы возможен за счет жителей вне городов, для IPTV — за счет пакетных предложений Интернет/ТВ, «где ТВ фактические дотируется за счет Интернета», для кабельного ТВ — за счет перевода абонентов на цифровой стандарт.

В то же время, по мнению Колесова, нелинейное смотрение не стало и не станет основным способом потребления телевидения, к тому же VoD-сервисы уже стали неотъемлемой частью предложения для абонентов. «А вот пакетирование и ценообразование на обычное ТВ у операторов выглядит как самозатягивающаяся удавка. В ситуации, когда каждый из них старается дать „больше каналов за меньшие деньги“, победителей не будет. И абонент не видит разницу в предложениях», — сказал Колесов, подчеркнув, что единственный путь значимого повышения ARPU — плавное повышение цен на базовую услугу (ТВ-пакеты) на всем рынке.

 

Источник