Выживание и борьба: малые операторы обсудили «закон Яровой»
26 июня 2018 года в городе Луга Ленинградской области в офисе местного кабельщика собрались представители сразу трех операторских объединений — Ассоциации операторов Ленинградской области Облтелесеть, Ассоциации малых операторов Макател и Объединения альтернативных операторов связи (Санкт-Петербург). Историческая встреча была полностью посвящена перспективе вступления с 1 июля в силу так называемого «Закона Яровой».
Хотя каждый из малых операторов обслуживает не такую уж большую абонентскую базу, вместе они занимают значимое положение на телекоммуникационном рынке России. Они предоставляют услуги заметной доле абонентов, давая им кабельное телевидение и доступ к Интернету, обеспечивая возможность пользоваться госуслугам, а в отдельных районах участвуют в реализации проектов «Безопасный город». В конце концов, каждый оператор предоставляет рабочие места, платит налоги и зарплату.
Операторы и ранее при обсуждении законодательных инициатив сетовали, что предлагаемые нововведения сложны для реализации в условиях малого бизнеса. Но «закон Яровой» создал беспрецедентную ситуацию: малые операторы просто физически не могут соответствовать требованиям нынешней редакции этого закона и его подзаконным актам.
Напомним, что «закон Яровой» предписывает хранить весь абонентский трафик за определенное время (полгода для голосового трафика и 1 месяц для остального). Храниться он может только с использованием сертифицированного оборудования и ПО, производить которое может лишь ряд компаний — по сути, те же, кто делает оборудование для СОРМ. Пока устоявшегося рынка этого оборудования нет — операторы лишь прицениваются и обсуждают возможные способы закупки. Однако предварительно озвученные производителями цены лежат за рамками даже гипотетических финансовых возможностей операторов.
К примеру, Алексей Леонтьев, директор Объединения альтернативных операторов, упоминал озвученную ему одним из производителей сумму в 35 млн. рублей — по его расчетам закупка такого объема оборудования обеспечит соответствие «закону Яровой» сети на 7-8 тыс. абонентов. И это только на первый год эксплуатации и только за железо, которому, к слову, нужно еще охлаждение, электроэнергия, обслуживание и периодическое обновление. Например, через 5 лет потребуется замена жестких дисков — по аналогии с любой системой видеонаблюдение, где диски работают непрерывно.
Один из операторов, участвующих на встречи, посчитал, что внедрение только первой итерации обеспечит рост абонентской платы в его сети не менее чем на 20%. При этом все понимают, что повышение цен сегодня не даст результатов завтра: чтобы начать какие-то проекты, нужно иметь свободные средства, которых у малых операторов попросту нет. Многие из них не хотят брать кредиты на такое развитие бизнеса под залог личной недвижимости (у некоторых и этого нет), а под закупаемое оборудование банки просто не кредитуют, считая актив неликвидным.
Самое обидное, что закон содержит бессмысленные с точки зрения кабельщиков требования: 80% трафика передается в зашифрованном виде и по их оценкам никогда не будет расшифровано.
Операторы понимают, что «закон Яровой», хоть формально и действует 1 июля этого года, пока не функционирует в полную силу. Не готовы производители оборудования, вряд ли готовы проверяющие органы. Однако с их точки зрения уже сейчас надо предпринимать какие-то действия, чтобы хотя бы уменьшить ту сумму, которую в итоге придется выложить для продолжения легальной работы. Встреча как раз и была посвящена своеобразному «мозговому штурму», в рамках которого операторы вспоминали действенные и не очень методы влияния на законодательство.
Совместными усилиями было предложено несколько направлений работы. Участники акцентировали внимание на том, что меры должны быть комплексными — лучше всего двигаться одновременно, освещая достигнутые результаты (или их отсутствие) в СМИ. Более того, выступать лучше единым фронтом — от имени всей отрасли. А для этого необходимо привлечь к действиям как можно больше коллег.
ПИСЬМА «СЧАСТЬЯ»
В первую очередь операторы призывали начать активную переписку.
Операторы призвали начать активную переписку, необходимую для того, чтобы, как было отмечено выше, привлечь к процессу обсуждения ситуации других операторов. Многие участники рынка сидят по своим углам, не отвечая на запросы коллег. Их надо привлечь к диалогу, например, через открытые письма в СМИ.
Во-вторых, следует напомнить регулятору, что «закон Яровой» — в большей степени рамочный. А значит, надо еще отрегулировать то, что пока не прояснилось. К примеру, довольно туманно понятие «сообщения», которое упоминается в законе. Алексей Леонтьев высказал предположение, что из него законодательно можно было бы исключить легальный видеотрафик, а также транзитный трафик других операторов: в Санкт-Петербурге, где работает Леонтьев, есть примеры сотрудничества операторов, когда один предоставляет канал другому, не характеризуя это как услугу по организации выделенного канала связи. Эти и другие моменты предлагается оформить в письмах — открытых, закрытых, от имени Ассоциаций или конкретных операторов — для разных уровней властных структур. Алексей Леонтьев и Алексей Амелькин, президент Ассоциации малых кабельных операторов МАКАТЕЛ, высказывали мнение, что в письмах нужно привести вполне однозначную аргументацию, а заодно и рекомендации по изменениям, чтобы результаты обсуждений не «повисали» в воздухе. И в данном случае на стороне операторов Конституция, поскольку Закон Яровой ее напрямую нарушает, считают участники встречи.
Стоит отметить, что в оживленной беседе от некоторых операторов звучали и более радикальные предложения. Например, открыто написать регулятору письмо с отказом соблюдать «закон Яровой». Однако здесь никто не хочет быть первым, рискуя лишиться своего бизнеса, став борцом «за идею».
СУДЫ И ФАС
Алексей Леонтьев приехал на встречу отраслевых сообществ с предложением использовать юридический путь исправления сложившейся ситуации. У него есть целый пул идей, каким образом можно привлечь к этому процессу суды. Он напомнил, что в современной истории телекоммуникационного законодательства уже были случаи, когда удавалось подобными обращениями исправить ситуацию. Тот же СОРМ в первой редакции (до 2009 года) признавали не соответствующим Конституции. Это дает надежду на положительный исход хотя бы по одному из направлений.
Кстати, есть вариант обращения в суд и через физическое лицо. Около 10 лет назад россиянин добился в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) компенсации за СОРМ: суд признал, что система не лишена злоупотреблений, постановил выплатить ему компенсацию и отключить от СОРМа. Исполнение требований суда в части отключения от СОРМа проконтролировать сложно, но важность той победы заключалась в создании прецедента. По аналогии можно инициировать обращение в ЕСПЧ в связи с «законом Яровой». Путь этот наиболее радикальный и самый долгий, поскольку для такого обращения необходимо проиграть дело в двух инстанциях в России. А чтобы хотя бы инициировать такое обращение, надо дождаться, чтобы кто-то начал собирать и хранить данные. Последнего пока не происходит, поэтому, чтобы не терять время в ожидании, можно начать действовать по другим фронтам.
Еще один путь — обращение в ФАС по поводу завышенных цен на оборудование у производителей СОРМ. В некоторых регионах эти производители являются монополистами, что позволяет требовать государственного регулирования их тарифов или по крайней мере раскрытия реальных расходов. Стоит отметить, что у Алексея Леонтьева есть опыт общения с ФАС по поводу других монополий, с которыми сталкиваются кабельные операторы. Обращения тогда не имели прямых последствий, то есть не привели к вынесению предписаний тому же «Ростелекому». Однако практика показала, что тарифы на аренду кабельной канализации, ранее поднимавшиеся примерно на 20% в год, стали расти со скоростью всего 4 — 5% в год. И Алексей Леонтьев склонен рассматривать это как победу.
Обращения в ФАС и суды требуют привлечения квалифицированных юристов, которые стоят денег. Поэтому прозвучало предложение сформировать такое «финансовое ядро» — «скидываться» на ежемесячной основе на ведение этих процессов, привлекая к финансированию и другие компании. Но, поскольку гарантий успешности такой деятельности дать не может никто, предложение вызвало неоднозначную реакцию собравшихся.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Задачей встречи было предложить все, даже сложно реализуемые пути влияния на ситуацию. Поэтому за время разговора пару раз возвращались даже к демократическим процедурам, предназначенным для разработки законодательства. Операторы предлагали обратиться «наверх» через собрание депутатов, имеющих право законодательной инициативы. Как и обращения в суды, этот путь вполне имеет право на существование и не требует больших финансовых затрат.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕЙ ОТРАСЛИ
«Закон Яровой» примечателен тем, что операторы, даже высказывая конспирологические теории, не смогли выявить явных интересантов нововведений. В выигрыше оказываются разве что производители оборудования. Крупные операторы, которых обычно противопоставляют малому и среднему бизнесу, находятся в похожем положении. Это дает возможность впервые объединиться всей отрасли и выступить единым фронтом. Малые операторы к этому готовы — об этом на встрече говорили неоднократно. Вопрос лишь в том, что крупные игроки не видят для себя преимуществ в таком совместном выступлении.
Кстати, исправить дело может объединение операторов не только между собой, но и, например, с политическими силами, которые захотят взять себе на заметку столь непопулярный у бизнеса закон накануне следующих выборов. Если найдется такая партия, она явно сможет рассчитывать на масштабную поддержку «на местах».
СУДЬБА АБОНЕНТОВ
В качестве одной из проблем ситуации операторы ни раз за время встречи упоминали полное неведение абонентов о сложившейся ситуации. Даже если кто-то из них и слышал о самом законе, мало кто вникал в детали и понимает, какие последствия ждут регионы. Если небольшие кабельщики начнут массово уходить с рынка, крупные операторы вряд ли быстро смогут подключить их абонентов — период активных подключений и наработанные тогда практики остались давно позади. Люди будут вынуждены смириться с повышением тарифов (крупные операторы тоже должны выживать в новых условиях) и появлением новых монополий. В рамках встречи Алексей Амелькин выразил готовность подготовить более детальное экономическое исследование возможных последствий.
По мнению кабельщиков, абоненты — это их актив в борьбе против «закона Яровой». Но необходимо начинать просветительскую деятельность и привлекать СМИ для разъяснения ситуации, чтобы она стала понятна даже бабушкам.
Хотя на встрече было много конструктива, осадок от нее остался довольно пессимистичный. Операторы по сути раскололись на два лагеря — тех, кто предпочитает радикальные меры борьбы (суды, открытые письма об отказе соблюдать закон и иные методы изменения именно политической ситуации) и их коллег с более умеренной позицией. Хотя обе группы двигаются в одном направлении, им довольно сложно прийти к согласию относительно адекватных мер. Радикально настроенные операторы не готовы вкладываться в «полумеры», а их умеренные коллеги не собираются не только финансировать, но и иным образом участвовать в громких выступлениях. Увы, но без этого согласия не будет и выступления отрасли единым фронтом.
Мы будем следить за ситуацией и надеются, что те подходы, которые не вызвали споров, помогут хоть немного продвинуться в направлении разрешения сложившейся ситуации. Возможно, они будут способствовать хотя бы более конструктивному продолжению диалога.