Никита Демиденко, VT iDirect: «Цена комплекта спутникового оборудования является лишь частью проблемы»
Разработчик технологий спутниковой связи VT iDirect уже давно работает на российском рынке, занимая в основном сектор корпоративных приложений. О своем взгляде на российский VSAT-рынок, перспективных сервисах и новых точках роста рассказывает директор по продажам компании в России и СНГ Никита Демиденко.
Говоря о рынке, прежде всего давайте задумаемся, кто и как формирует рынок. Рынок — это всегда потребность. Но мы должны в первую очередь учитывать, что спутниковая связь нужна именно там, где отсутствует какая-либо наземная инфраструктура.
Как следствие, мы понимаем, что те города или деревни, в которых отсутствует наземная инфраструктура, населяют люди с крайне невысоким доходом. При цене комплекта в 20—30 тыс. руб. ответ однозначный: людей, которые купят индивидуальный комплект, немного. В лучшем случае это тысячи…
Когда мы говорим о рынке, то должны понимать, что проблему надо рассматривать в целом, а не частями. Цена комплекта абонентского оборудования является лишь частью проблемы. В попытке снизить стоимость комплекта операторы совершают классическую ошибку — снижают коэффициент готовности сети связи, ее эффективность и, как следствие, повышают реальную цену за каждый мегабайт трафика. В рамках развития спутниковой связи надо говорить о количестве подключенных абонентов, а не о количестве проданных станций. Давайте подумаем: так ли важна стоимость абонентского комплекта, если на один комплект будет подключено, предположим, 30—40 абонентов в деревне? Ведь реально люди за подключение готовы заплатить 1-2 тыс. рублей, а не в 30—40 раз больше…
Но в этом случае требования к абонентскому терминалу и планируемой сети уже другие. На первый план выходит снижение стоимости трафика, кроме того, нужна качественная приоритизация любых видов трафика, а производительность модема должна обрабатывать минимум 3-4 тыс. TCP-сессий. И уже не важно, стоит у вас терминал стоимостью 30 тыс. рублей или в два раза дороже, но с большей антенной и позволяющий снизить стоимость ежемесячных услуг.
Морской рынок постепенно развивается в России в последние 6-7 лет, и перспективы у него довольно велики. Достаточно посмотреть на мировой рынок. Фактически в этом сегменте у спутниковой связи нет конкурентов.
Но все усложняется высокой стоимостью антенно-фидерного оборудования. И все же постепенно объем услуг на море увеличивается. Следующий рынок, который в ближайший год появится в России, — авиационный, и хотя это будут для нашей отрасли первые шаги, но потенциал его очень большой.
Рынки связи на автомобильном и железнодорожном транспорте также будут развиваться, но значительно медленнее.