Никита Демиденко, VT iDirect: «Цена комплекта спутникового оборудования является лишь частью проблемы»

Разработчик технологий спутниковой связи VT iDirect уже давно работает на российском рынке, занимая в основном сектор корпоративных приложений. О своем взгляде на российский VSAT-рынок, перспективных сервисах и новых точках роста рассказывает директор по продажам компании в России и СНГ Никита Демиденко.

 Как вы оцениваете объем российского VSAT-рынка в секторе B2С? Возможно ли достичь темпа в десятки тысяч подключений в год?

Говоря о рынке, прежде всего давайте задумаемся, кто и как формирует рынок. Рынок — это всегда потребность. Но мы должны в первую очередь учитывать, что спутниковая связь нужна именно там, где отсутствует какая-либо наземная инфраструктура.

Как следствие, мы понимаем, что те города или деревни, в которых отсутствует наземная инфраструктура, населяют люди с крайне невысоким доходом. При цене комплекта в 20—30 тыс. руб. ответ однозначный: людей, которые купят индивидуальный комплект, немного. В лучшем случае это тысячи…

 Что, на ваш взгляд, является основным тормозом развития российского VSAT-рынка B2C?

Когда мы говорим о рынке, то должны понимать, что проблему надо рассматривать в целом, а не частями. Цена комплекта абонентского оборудования является лишь частью проблемы. В попытке снизить стоимость комплекта операторы совершают классическую ошибку — снижают коэффициент готовности сети связи, ее эффективность и, как следствие, повышают реальную цену за каждый мегабайт трафика. В рамках развития спутниковой связи надо говорить о количестве подключенных абонентов, а не о количестве проданных станций. Давайте подумаем: так ли важна стоимость абонентского комплекта, если на один комплект будет подключено, предположим, 30—40 абонентов в деревне? Ведь реально люди за подключение готовы заплатить 1-2 тыс. рублей, а не в 30—40 раз больше…

Но в этом случае требования к абонентскому терминалу и планируемой сети уже другие. На первый план выходит снижение стоимости трафика, кроме того, нужна качественная приоритизация любых видов трафика, а производительность модема должна обрабатывать минимум 3-4 тыс. TCP-сессий. И уже не важно, стоит у вас терминал стоимостью 30 тыс. рублей или в два раза дороже, но с большей антенной и позволяющий снизить стоимость ежемесячных услуг.

 Могут ли, на ваш взгляд, какие-либо технические или маркетинговые ходы серьезно изменить российский VSAT-рынок для частных пользователей?
Поговорим о маркетинге. Например, дотация оборудования за счет будущих услуг связи. Но опять же я считаю, что индивидуальный подход в России в ближайшие годы обречен на провал. Вариант коллективного использования позволит продать 10—20 тыс. устройств, но обеспечит подключение сотен тысяч семей.
 Соответствуют ли тенденции развития российского VSAT-рынка в сегменте B2B мировым тенденциям? Существует ли отставание, если да, то чем, по вашему мнению, оно обусловлено?
B2B-рынок в России неплохо развит, но есть отставание в связи с нежеланием операторов вкладывать собственные средства в новые проекты. Как следствие, все ждут, пока другие пройдут путь внедрения новых продуктов. Тем не менее в России есть несколько компаний, которые занимаются внедрением сложных проектов, они видят новые возможности для развития спутниковой связи и активно развивают новые услуги связи.
 Возможны ли в ближайшее время какие-либо серьезные подвижки в развитии российского B2B-рынка?
B2B-рынок развивается каждый день, и говорить о серьезном сиюминутном продвижении некорректно, так как каждый новый продукт — это результат длительной многолетней работы. Тем не менее я уверен, что в ближайшее время появятся новые продукты, позволяющие повысить присутствие спутниковой связи в B2B.
 Насколько технический ресурс, предлагаемый операторами и разработчиками, — спутниковая емкость, технологии и пользовательская аппаратура, приложения — соответствуют ожиданиям рынка?
Ожидания рынка всегда превышают потребность и техническую возможность. Но проблема в том, что каждый оператор, вложивший деньги в инфраструктуру, должен вернуть инвестиции в течении 2-3 лет. Далее мы видим появление новых решений и, как следствие, необходимость модернизации. Но если предыдущие инвестиции не окупились, то зачастую оператор использует устаревшие технологии до окупаемости или до банкротства. То же самое мы видим и с частотно-орбитальным ресурсом. Но инертность здесь еще выше. При условии срока жизни спутника в 15 лет мы понимаем, что уже через 5—7 лет спутник морально устарел и не позволяет внедрить достижения новейших разработок наземной инфраструктуры. Решение только одно: каждый оператор должен четко отдавать себе отчет, в каком сегменте рынка он работает, и под этот сегмент планировать свои сети. Ошибка в планировании приведет к существенным убыткам.
 Следует ли нам ожидать развития рынка подвижного VSAT — на морском, авиа- и автомобильном транспорте? Насколько велик потенциальный объем этого сектора в России?

Морской рынок постепенно развивается в России в последние 6-7 лет, и перспективы у него довольно велики. Достаточно посмотреть на мировой рынок. Фактически в этом сегменте у спутниковой связи нет конкурентов.

Но все усложняется высокой стоимостью антенно-фидерного оборудования. И все же постепенно объем услуг на море увеличивается. Следующий рынок, который в ближайший год появится в России, — авиационный, и хотя это будут для нашей отрасли первые шаги, но потенциал его очень большой.

Рынки связи на автомобильном и железнодорожном транспорте также будут развиваться, но значительно медленнее.

 Соответствуют ли тенденции развития сектора мобильного VSAT мировым?
К сожалению, мы очень сильно отстаем. И одна из проблем — это психология локального оказания услуг. При желании владельца судна оказать услуги в Тихом океане, где, предположим, нет покрытия российских космических аппаратов, последует отказ в связи с отсутствием технической возможности. По всему миру эти проблемы давно решены при помощи роуминга или кооперации операторов разных стран.
 Готовы ли поставщики услуг к росту запроса на услуги мобильного VSAT?
В морском секторе практически готовы. В других отраслях — пока нет.
 Считаете ли вы, что какие-либо государственные инициативы или программы могут стать драйвером развития VSAT?
Давайте взглянем на опыт западных стран. Государство принимает участие в развитии всех передовых технологий. Иногда объем господдержки составляет до 50% от объема бизнеса компаний. Да, я думаю, что поддержка государства будет крайне важна. Но если она будет оказываться через единый источник, то приведет к отсутствию конкуренции и, как следствие, к деградации рынка.
 Как вы оцениваете перспективы развития сектора VSAT-бэкхолла для сотовых сетей?
Уже много лет VSAT-системы используются для организации связи в сотовых сетях. Но надо понимать, что это сотни станций и они не могут оказать существенного влияния на спутниковую отрасль в целом. Хотя как сегмент они существуют давно и будут существовать до тех пор, пока сотовые операторы не протянут оптику во все пункты присутствия GSM-связи. Таким образом, фактически какое-то количество сетей будет существовать всегда из-за условий вечной мерзлоты или из-за отсутствия рентабельности строительства наземных сетей связи.
 Почему сегодня этот сектор развивается в России относительно медленно?
Ну, нельзя сказать, что он развивается медленно. Правильнее будет сказать, что при текущей рентабельности услуг он развит полностью. Изменить вектор развития в сторону еще большего развития может существенное — в 5-6 раз — снижение себестоимости услуги, что не возможно в текущей ситуации.
 Существует ли сегодня реальная конкуренция между поставщиками VSAT-технологий на российских В2В- и В2С-рынках? В каких областях эта конкуренция наиболее интенсивна?
К сожалению, конкуренция иногда принимает в России странные формы. В погоне за новыми объемами операторы частот переходят границу рентабельности и, как следствие, начинают оказывать услуги новым клиентам в убыток, в надежде на то, что старые абоненты будут приносить необходимую компании прибыль. Но все хотят снижать затраты, что приводит вначале к деградации качества услуг оператора для всех абонентов, а впоследствии к банкротству. За последние годы несколько операторов фактически ушли с рынка спутниковой связи или присутствуют крайне ограниченно. Но это естественные процессы, и выживут сильнейшие.
 Станут ли низкоорбитальные сети конкурентами классическому VSAT, или же они станут дополнением? Когда, по вашей оценке, можно ждать реального наступления низкоорбитальных систем на рынке спутникового ШПД?
Любые системы связи имеют плюсы и минусы. К плюсам низкоорбитальных систем можно отнести малую задержку распространения сигнала, но не надо забывать и о минусах — а именно, о поддержании большого флота космических аппаратов с относительно невысокой пропускной способностью. Еще одна проблема — рассинхронизация в момент переключения связи с одного аппарата на другой. Я уверен, что все возможные орбиты имеют право на жизнь и дополнят друг друга, но о полной замене не может быть и речи в силу физических ограничений каждой из орбит.