Нерыночные затраты кабельных операторов
Госрегулирование в сфере операторского бизнеса постепенно накладывает на участников рынка все новые финансовые обязательства. В 2018 году к перечню уже существующих статей расходов прибавляется необходимость выполнять требования «пакета Яровой», что существенно изменит экономику кабельных сетей.В преддверии этих преобразований «Телеспутник» составил перечень уже существующих затрат, не обусловленных чисто рыночными условиями, которые несут компании, оказывающие услуги с использованием кабеля.
В общей сложности «нерыночные» затраты откликнувшиеся на наш опрос операторы оценивают в среднем в 5—15% от своей выручки, в зависимости от особенностей работы. Здесь, правда, могут быть некоторые разночтения, так как кто-то выделяет долю в выручке, а кто-то — в прибыли. Пока в этих цифрах не заложены затраты на приведение бизнеса в соответствие «закону Яровой».
УУС
Уже более десяти лет операторы сетей связи общего пользования раз в квартал «скидываются» на так называемую универсальную услугу связи (УУС). В целевой фонд отчисляется процент от выручки оператора. В 2014 году оператором универсальной услуги связи, который расходует эти средства, была назначена компания «Ростелеком». В задачи компании входит поддержка существующего оборудования в рамках УУС (в том числе всем известные синие таксофоны), а также обеспечение широкополосным доступом к Интернету населенных пунктов с населением 250—500 человек.
Отношение к фонду УУС со стороны операторов вполне однозначное: они не одобряют существующий подход. Критику вызывает два момента.
Во-первых, востребованность спектра услуг, включенных в УУС, у населения. «Универсальные услуги связи — вещь бесполезная, никому эти услуги не нужны. Я сильно сомневаюсь, что кто-то ими пользуется. Людям нужна нормальная телефония и доступ в Интернет, а для этого надо создавать возможности для развития этих услуг», — категоричен президент ассоциации «МАКАТЕЛ» Алексей Амелькин.
Во-вторых, компании не устраивает, по какому принципу финансируется весь проект: и то, что деньги собираются только с операторов, и то, что единственной компанией, осуществляющей развитие УУС, вне конкурса был выбран «Ростелеком».
«Возможно, в местах, где затруднено развитие сетей связи, государство должно помогать операторам. Но для этого есть много других способов, например налоговые льготы. Довольно странно брать со всех строителей дорог процент с заказов на доведение новой дороги куда-то при условии, что содержанием данной дороги строители не будут заниматься. А в отношении операторов связи подобное почему-то считается нормальным. Если государство социальное, то нести затраты на инфраструктурные проекты должно все общество через общие или целевые налоговые отчисления, а не отдельные коммерческие организации и предприниматели», — комментирует Алексей Амелькин.
Не менее жесткую позицию занимает генеральный директор ЗАО «Астраханское цифровое телевидение» Сергей Лампадов. «Деньги из фонда универсального обслуживания идут на то, на что и были изначально запланированы, — на поддержание финансового положения национального оператора. Сам выбор оператора универсального обслуживания без конкурсной процедуры в пользу монополиста ставит под сомнение желание устранить цифровое неравенство путем наиболее рационального использования возможностей всех участников рынка», — утверждает он.
Весной 2018 года на встрече кабельных операторов Ленинградской области директор Объединения альтернативных операторов связи (ОАОС) Санкт-Петербурга Алексей Леонтьев упоминал о желании ФАС реализовать недискриминационный доступ — сделать инфраструктуру (кабели), построенную в рамках УУС «Ростелекомом», доступной другим операторам по разумным тарифам. В такой форме, вероятно, УУС будет лучше приниматься рынком.
СОРМ
Все операторы связи, легально работающие на территории страны, перед сдачей сетей в эксплуатацию обязаны разработать и согласовать с ФСБ план мероприятий по внедрению системы технических средств для осуществления оперативно-розыскных мероприятий — СОРМ. Стоит отметить, что применительно к операторам передачи данных мы говорим о СОРМ-2 и СОРМ-3 (СОРМ-1 — аналогичная инициатива в телефонии).
Понятно, что внедрить надо не «абстрактный сервер в вакууме». Компоненты СОРМ могут производить только сертифицированные компании. К ним же необходимо обращаться при обновлении компонентов.
«Мы регулярно несем затраты на обновления оборудования для СОРМ. На что и кому идут эти деньги, я даже не хочу комментировать. Но то, что в процессе обсуждения можно сбить цену вдвое, говорит о том, что в стоимость заложена очень хорошая маржа», — рассказывает Сергей Лампадов.
Если отчисления в УУС вызывают однозначно негативные комментарии, то СОРМ операторы признают в целом необходимым. Правда, техническая реализация и тут подкачала. Да и с экономическими аспектами рынок не согласен.
У Сергея Лампадова необходимость СОРМ не вызывает вопросов. «Эта уверенность пришла не сразу, а в результате ряда реальных оперативно-розыскных мероприятий, благодаря которым наш регион продолжает быть безопасным, хотя могло быть совсем иначе. Но вот за чей счет должно устанавливаться оборудование СОРМ на сетях операторов связи — вопрос для дискуссий», — уточняет он.
Алексей Амелькин утверждает, что система СОРМ нужна, но совершенно не в таком виде, даже более того: государство должно платить операторам за использование их оборудования, как это сделано в некоторых странах. «А в существующем варианте СОРМ — совершенно бесполезная вещь в передаче данных и телематике из-за роста применения защищенных протоколов связи. Отчасти может быть полезна для розыскных мероприятий только СОРМ в телефонии», — уверен глава ассоциации «МАКАТЕЛ».
РАО
Отчисления в Российское авторское общество (РАО) кабельные операторы платят с 2008 года. Сумма рассчитывается исходя из количества абонентов в сети, при этом детали закрепляются в соглашении оператора с РАО. Мнение операторов об этих отчислениях резко отрицательное. В основном это связано с негативной оценкой деятельности самого авторского общества.
«Многие операторы транслируют телевизионные каналы собственного производства. Далеко не все при этом производят собственный контент с содержанием объектов авторских прав. Но платить обязаны все. Регулярно РАО публикует отчеты о своей деятельности, но более красноречивы отзывы самих авторов — правообладателей, в интересах которых должно работать РАО, — о деятельности этой организации и резонансные дела о хищениях в отношении руководителей данного предприятия», — говорит Сергей Лампадов.
ОПЛАТА ТОЧКИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Помимо вышеперечисленных статей, оператор оплачивает доставку контента до своей головной станции. Вполне логично, когда он платит условному Discovery, но платить приходится и за те каналы, которые по закону предоставляются абонентам бесплатно — за 20 общедоступных, а также местный канал (21-я кнопка). Тарифы здесь устанавливает ОРТПЦ. Избежать платежей удается лишь тем операторам, чья зона работы находится вдалеке от филиалов РТРС и кому посчастливилось получить так называемое отказное письмо — официальное сообщение об отсутствии технической возможности предоставить сигнал по оптике. В этом случае оператор может использовать в качестве источника сигнала эфир, не оплачивая его.
«С недавних пор всех операторов обязали брать источник сигнала первых двух обязательных мультиплексов с единой точки мультиплексирования на ОРТПЦ. Все бы ничего, но ОРТПЦ считает эту услугу платной. Получается, что при наличии бесплатной альтернативы кабельщики обязаны брать источник сигнала на ОРПТЦ за деньги», — сетует Сергей Лампадов.
По задумке кабельщики должны переключаться на проводную доставку сигнала не просто так. В теории оптика должна обеспечить более высокое качество. Однако на практике до некоторых филиалов РТРС доставляет сигнал по спутнику, который тоже может быть подвержен помехам, к примеру в ходе военных учений. Так что нам не раз приходилось слышать на отраслевых мероприятиях, что сложности с качеством и стабильностью сигнала есть даже у тех операторов, кто получает обязательные каналы по оптоволокну.
ЗАТРАТЫ НА БЛОКИРОВКУ РЕСУРСОВ
Операторы, предоставляющие доступ к Интернету, обязаны блокировать ресурсы, попавшие в перечень запрещенных. Хотя блокировка не требует перечисления доли выручки куда-либо, она отнимает определенные ресурсы.
«По блокировкам затраты не особо большие: для нас провайдеры верхнего уровня это делают бесплатно. Но есть затраты на контроль и на периодическое выяснение, у кого опять система стала плохо работать. Были уже также затраты на суды, но пока обошлось только временем и транспортными расходами», — делится опытом Алексей Амелькин.
НЕТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
Затраты кабельщиков можно условно разделить на телекоммуникационные и общерыночные. Первые характерны именно для операторского бизнеса, вторые — это отчисления, с которыми сталкиваются все предприятия страны или региона. Выше мы подробно остановились на первых, но необходимо помнить, что и вторые вносят заметный вклад.
Первая ощутимая статья — обработка персональных данных. Как и блокировка ресурсов, она не требует прямой оплаты, но существенно увеличивает бумажный документооборот, порождая «политики персональных данных», дополнительные графы в документах, расписки и так далее.
Алексей Амелькин в своих комментариях также отмечал бессмысленный военный учет (в его организации одному из сотрудников приходится доплачивать за ведение документов по этой статье), вывоз мусора из организации и связанной с ним отчетностью (несмотря на то, что опасного мусора нет). Кроме того, есть определенные затраты на охрану труда.
Сергей Лампадов вспоминал обязательную абонентскую плату за членство в саморегулируемых организациях (по проектированию и строительству). «Еще одно обременение — членство в СРО. Сегодня, если хочешь заниматься проектной или строительной деятельностью, ты обязан быть действующим членом саморегулируемой организации. Не берусь в целом судить о данном нововведении, но удивляет, что требования к участникам СРО единые независимо от масштабов производства работ. Строишь ли ты небоскреб, или хочешь установить одну опору — нормативные отраслевые требования одни и те же. Проектируешь ли ты мост через морской пролив, или укладку 50 метров кабеля в степи — нормативные отраслевые требования одни и те же. Членские взносы же идут на содержание огромного аппарата, который по задумке должен “саморегулировать” отрасль», — говорит генеральный директор компании «Астраханское цифровое телевидение».
Постепенное развитие законодательства с каждым годом требует от оператора все больше обязательных платежей и действий. Понятно, что так или иначе они закладываются в абонентскую плату и ложатся на абонентов. Однако абоненты весьма чувствительно реагируют на повышение ежемесячных платежей, даже если проводится индексация в рамках инфляции. Как отразятся на ситуации «поправки Яровой», которые, по текущим оценкам, поднимут абонентскую плату на 10—20% (и это в том случае, если у оператора есть свободные средства на закупку оборудования), пока неясно.