Временная музыка: друг или враг?

Что такое временная музыка, как она ускоряет и упрощает работу композитора и всегда ли идет картине на пользу.

Можете ли вы напеть мелодию из старых советских фильмов? Главную тему из «Звездных Войн»? Может, тему Хогвартса из «Гарри Поттера»? А теперь попробуйте вспомнить какую-либо мелодию из последнего просмотренного блокбастера. Держу пари, вы едва ли сможете это сделать. Но ведь музыка там была, все грандиозно взрывалось в 3D-формате под эпичный звук ударных, верно?

Вероятно, вы даже вспомните, что в ответственный момент струнные играли напряженные аккорды, а в лиричные моменты фортепиано лениво перходило с ноты на ноту. Но напеть вам все равно ничего так и не удастся. А все из-за временной музыки.

Музыка к серии фильмов о Гарри Поттере

Временная музыка — это сторонняя музыкальная композиция, на которую ориентируются авторы. При этом она совершенно не относится к текущему производству. Временная музыка может прийти откуда угодно: библиотека композитора или режиссера, саундтрек другого фильма, треки из свободного доступа.

Обычно к такой музыке обращаются на постпродакшне, ведь монтировать эпичные кадры с переворачивающимися машинами гораздо удобнее под какой-либо референс или guide track, нежели «голый» звук с площадки, который часто не идеален. Кажется, что временная музыка для картины работает только в плюс: настрой монтажера сразу меняется, а у композитора появляется референсный трек, откуда можно понять, в каком темпе и с каким настроением писать музыку для сцены. К сожалению, это не всегда так.

Так же, но по-другому

Когда в команде появляется композитор, он меняет временную музыку на ту, которую сочинил сам. Но часто режиссер настолько привязывается к привычным композициям, что ставит такую задачу: сделать как сейчас, но немного по-другому.

Конечно, это играет на руку начинающим композиторам, но такое решение сильно бьет по креативности. Вот, что говорил Ханс Циммер о временной музыке:

«Вся временная музыка — это готовые треки, и вы можете просто выбрать из них лучшее, выстроив по очереди. Один из моих режиссеров в качестве временной музыки взял „Адажио для струнных“, и всем это нравилось, на что я ответил: „Ты пытаешься убить меня?!“». 

Так, музыка из фильма «300 спартанцев» очень похожа на тему из фильма «Тит — правитель Рима», вышедшего на восемь лет ранее.

Музыка к фильму «300 спартанцев» (2006)

Все из-за временной музыки композитора Эллиота Голденталя. Видимо, режиссер Зак Снайдер уже не смог «отделаться» от нее и попросил Тайлера Бэйтса (композитора «Спартанцев») написать «что-то похожее».

Бывало временная музыка и вовсе становилась основной. Стэнли Кубрик в качестве temp-треков использовал композиции великих композиторов — Штрауса, Хачатуряна.

Музыка к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (1968) 

Оригинальным саундтреком занимался Алекс Норт, однако Кубрик решил и вовсе отказаться от его работы, отдав предпочтение классикам. Вот что об этом говорил сам Кубрик:

«Как бы ни были хороши наши лучшие кинокомпозиторы, они не Бетховены, Моцарты или Брамсы. Зачем использовать музыку, которая менее хороша, когда есть множество оркестровой музыки из прошлого и настоящего? Когда вы монтируете фильм, очень полезно „примерить“ разные музыкальные произведения, чтобы увидеть, как они гармонируют со сценой. Это совсем не обычная практика.

Когда я закончил монтаж фильма „Космическая одиссея“, я подобрал временные музыкальные треки практически для всего фильма, которые в конечном итоге вошли в картину. Затем, в обычном порядке, я привлек выдающегося композитора, чтобы написать партитуру. Мы вместе слушали временные треки, где были работы Штрауса, Лигети, Хачатуряна, и согласились, что они отлично подходят и будут служить референсом к оригинальным трекам к каждой сцене. Однако оригинальная музыка, на мой взгляд, оказалась чужда картине, нежели те самые временные треки классиков».

Нельзя не упомянуть фильмы Marvel, где временная музыка заметно повлияла на оригинальные композиции. Весьма подробно об этом рассказано в видео ниже.

О музыке в фильмах Marvel

Всегда ли временная музыка — это плохо?

Выходит, временная музыка совершенно «убивает» креативность композиторов, заставляя попросту копировать временный трек?

Вернемся к началу статьи. Тема «Звездных войн», безусловно, отлично запоминается, но Джон Уильямс также активно использовал временную музыку.

Только послушайте увертюру из фильма «Кингс Роу» 1942 года.

Музыка к фильму «Кингс Роу» (1942)

Видимо, Джордж Лукас был поклонником Сэма Вуда, взяв композицию из его фильма в качестве референса для главной темы своей космической саги. Однако и это не все. Одна из тем и вовсе основывается на отрывке из балета Стравинского «Весна священная». Найдется немало тем, где Лукас также очевидно использовал музыку классиков в качестве временной.

Как Джон Уильямс заимствовал музыку у других композиторов  

Так получается, копированием злоупотребляли даже режиссеры старой школы? Есть важное различие: если раньше временные треки переосмысливались режиссерами и композиторами, которые создавали новые эмоции, то сейчас эта тонкая нить потерялась, и мы слышим совершенно «безликие» композиции, выполняющие не более чем иллюстративную функцию.

В эпоху конвейерного производства временная музыка может стать отличным помощником для фильма, но важно не просто бездумно переписывать ее, а добавлять что-то индивидуальное, делающее именно этот трек подходящим именно этому фильму. В этом и заключается талант кинокомпозитора.

 

Источник