Этим летом в России прошел Чемпионат мира по футболу. Для медиаиндустрии он был знаковым: впервые в истории УЕФА транслировался в формате сверхвысокой четкости (4K/UHD), причем не только по линейному телевидению, но и в «умных» телевизорах и мобильных приложениях. Одним из организаторов интернет-трансляций чемпионата была компания CDNvideo. Об опыте этой работы, а также о конкуренции видеоплатформ и перспективах аналитики смотрения видеоконтента «Телеспутнику» рассказал генеральный директор компании Ярослав Городецкий.
Расскажите, какие вызовы поставила перед вами интернет-трансляция ЧМ-2018?
Чтобы выдержать нагрузки мы существенно расширили свою сеть, за счет этого смогли показать матчи миллионам человек. Пиковый трафик у нас был около 1,5 Тбит/с. Причем сделать это надо было в крайне сжатые сроки, уже после начала турнира – сознаюсь, что мы просто не ожидали такой популярности трансляций, которая пришла вместе с отличной игрой нашей сборной. И мы очень рады, что справились на своем участке работы и смогли принести нашей стране радость от просмотра футбольных интернет-трансляций.
Для оператора CDN считается важным наличие узлов в точках скопления пользователей – там, где активно потребляется видеотрафик и другой тяжелый контент. Поясните, что такое узел применительно к сети доставки контента и что именно делает вашу компанию особенной на фоне других игроков рынка?
Под словом узел может скрываться разное – несколько стоек с маршрутизаторами, коммутаторами и десятками серверов либо просто пара кэширующих серверов. Наши узлы как раз и характеризуются разными размерами – у нас много небольших узлов, которые мы устанавливаем в сетях региональных операторов, чтобы ускорить доступ к контенту для их абонентов. Мы можем это делать, так как являемся независимым CDN. Этим наш подход отличается от операторских CDN, которые строятся поверх сетей крупных операторов, и потому могут иметь проблемы при доступе из сетей независимых региональных операторов. Ведь последние обычно стараются экономить на услугах крупных операторов, и потому минимизируют полосу в том числе до узлов операторских CDN.
В марте 2017 года на сайте «Телеспутника» вышла статья о том, как ускоряют загрузку контента. В ней представитель CDNvideo отметил, что считает следующим витком развития сетей доставки контента глубокую интеграцию CDN-технологий и приложений. Ведет ли сейчас ваша компания работы в этом направлении?
Да, у нас активно идет разработка в этом направлении, сейчас мы уже запустили в тестовом режиме услугу Edge Computing. Эта услуга фактически дает возможность нашим клиентам запускать на нашей сети распределенные приложения. Для этого очень хорошо подходят контейнеры Docker/Kubernetes, которые мы используем. Сейчас любой разработчик, заинтересованный в быстром отклике своих приложений из любой точки мира, может запустить свои приложения на нашей сети.
Рассматриваете ли вы возможность интеграции с глобальными CDN, то есть продавать покрытие не только своей сети, но и партнерских сетей, скажем, по некоему единому прозрачному ценнику?
Мы уже делаем это: наша сеть интегрирована с сетью нашей материнской компании ChinaNetCenter, и это дает нашим клиентам суммарную пропускную способность более 43 Тбит/с. Но мы сохраняем и свою собственную CDN-сеть за пределами России, с помощью которой можно оказывать услуги с отличным соотношением цена/качество.
На вашем сайте отмечается, что емкость сети CDNvideo составляет более 1 Тбит/с. А какова средняя емкость вашей сети и какова ее загруженность в пиковые моменты?
Мы сейчас готовим новую версию сайта, где показатели пропускной способности будут публиковаться в постоянно обновляемом виде. Сейчас это порядка 1,3 Тбит/с, из которых в среднем утилизируем 700 Гбит/с. За счет интеграции с сетью ChinaNetCenter мы можем обработать любые пиковые нагрузки. Как я уже говорил, во время Чемпионата мира по футболу она составляла 1,5 Тбит/с. Тогда одномоментно трансляции просматривали более полутора миллионов зрителей.
Возвращаясь к сведениям на сайте, средняя скорость отдачи контента CDNvideo составляет 10 Мбит/с. Верно ли мы понимаем, что эта цифра во многом зависит от средней скорости подключения, которую обеспечивают интернет-провайдеры?
Для каждого конкретного пользователя скорость отдачи нашего контента ограничена сверху скоростью подключения пользователя к интернет-провайдеру. Мы стремимся к тому, чтобы эти две цифры были равны, и для этого расставили свои серверы в сетях многих интернет-провайдеров. Но, конечно, достичь этого непросто в связи с большим количеством интернет-провайдеров в России и географической распределенностью их сетей.
В связи с ростом потребления контента высокой четкости, а в перспективе и сверхвысокой четкости, насколько это удовлетворительная или достаточная скорость? Ведь, скажем, минимальный битрейт видео Blu-ray 4K составляет 82 Мбит/с, и это с учетом использования HEVC-сжатия.
Пока такие скорости можно увидеть только в крупных городах, но они вполне возможны. Мы уже провели тестовое вещание в 4К с одним из производителей телевизоров, чтобы вместе доказать пользователям и рынку, что вещание в 4К реально. После успешного теста эта услуга стала доступна и сейчас у нас уже есть проекты, которые раздают 4К-контент, правда, пока на небольшую аудиторию.
Ultra HD 4K – один из главных трендов на рынке видеопотребления. По вашим наблюдениям, насколько Россия инфраструктурно готова к массовому внедрению видео сверхвысокой четкости?
Россия готова лучше, чем многие европейские страны. По крайней мере интернет-инфраструктура у нас развита лучше, чем Германии, где до сих пор много DSL-соединений.
Свои видеосервисы развивают не только операторы связи, но и телекомпании. На ваш взгляд, какая платформа перспективнее – агрегаторы типа «Яндекс.ТВ» или собственные ресурсы операторов, телекомпаний?
Мне кажется, на нашем рынке все еще действует утверждение «контент – король» (Content is King). Если клиент хочет посмотреть какой-то конкретный спортивный матч или сериал, он прекрасно знает, на каком телеканале он идет и что надо заходить на сайт именно этого телеканала. И телеканал также прекрасно знает, что зритель придет именно к нему на сайт, и что на этом контенте он заработает гораздо больше, чем ему заплатят агрегаторы. Не случайно в «Яндекс.ТВ» уже нет большинства популярных национальных телеканалов, которые предпочитают монетизировать контент в Интернете на своих сайтах. Так что при потреблении премиального контента я не вижу места для посредников.
С другой стороны, в России во многих домохозяйствах привыкли смотреть линейное телевидение, люди любят переключать каналы и не хотят отказываться от этой привычки. Для таких зрителей очень удобны платформы ОТТ-телевидения, которые у себя реализовали ivi, Megogo и другие сервисы.
А в победе какой платформы заинтересованы вы?
Мы заинтересованы в том, чтобы вещатели развивали собственные платформы. Считаем, что собственная платформа – это актив телеканала, и готовы всемерно способствовать получению вещателями выгоды от ее наличия. Для этого мы активно развиваем рекламные технологии – научились менять телевизионную рекламу на интернет-рекламу внутри потока, обходить блокировщики рекламы, интегрировались с крупнейшими российскими рекламными агентствами и сетями. Считаю, что полный уход к платформам-агрегаторам не в интересах вещателей – так они снизят контроль над выручкой и аудиторией.
Полагаем, что вы хотите быть не только оператором сети доставки контента, но и поставщиком дополнительных сервисов, например аналитики. Насколько подробные сведения об интернет-смотрении вы можете предоставить и заинтересованы ли в развитии аналитического направления?
Аналитика смотрения видео – это для нас самое перспективное направление развития. За последние годы мы выделяли около половины своих ресурсов на разработку именно в этом направлении. У нас есть полная статистика по географии смотрения, популярности видео. Кроме того, уже сейчас мы можем предоставить подробнейший отчет по аудитории конкретных телепередач, аналогично тому, как это делают традиционные телеизмерители. Также мы можем предоставить информацию о том, в какие моменты происходил наибольший отток зрителей, чтобы телеканалы могли проанализировать эту информацию и повлиять на свою контентную политику.
Также мы активно работаем в области распознавания видео и научились определять смысл сцен, чтобы потом можно было откручивать видеорекламу в контексте этих сцен. Например, производители ноутбуков просят показывать их рекламу после сцен, происходящих в офисах. Считаю, подобные технологии являются ключом к повышению монетизации контента в Интернете, и буду рад, если российские телеканалы воспользуются этой возможностью.