Готов ли ТВ-парк россиян к отключению аналога

Одной из ключевых проблем отключения аналогового телевидения в России является оценка возможности населения принимать программы двух цифровых мультиплексов не только по сети эфирного цифрового вещания DVB-T2, но и в других средах: сетях кабельного ТВ (аналогового и/или цифрового), через спутниковых операторов DVB-S2, IPTV-телевидение и т. д.

При этом для упрощения задачи будем оценивать количество именно телезрителей, т. е. людей, просматривающие программы цифрового телевидения через телевизор, оставляя «за бортом» владельцев смартфонов, планшетов и других подобных девайсов, которые также принципиально могут иметь (и имеют) доступ к программам цифровых мультиплексов через сети операторов мобильной связи.

На сегодняшний день имеются различные оценки аудитории зрителей, принимающих телевизионные программы в разных средах. Попробуем провести свои оценки, опираясь на имеющиеся в открытом доступе данные и информацию.

В отраслевом докладе Роспечати «Телевидение в России в 2017 году. Состояние, тенденции и перспективы развития» приведены данные об удельном весе различных технологий приема телевизионных программ в домохозяйствах России. Хотя эти данные относятся к 2017 году, можно с большой долей вероятности аппроксимировать их на 2018 год, так как за это время ситуация принципиально не изменилась.

Согласно докладу, окончательный переход эфирного телевидения на цифру в 2019 году затронет только домохозяйства «аналогового эфира», так как остальные телезрители уже имеют возможность смотреть программы двух цифровых мультиплексов тем или иным способом. Доля российских домохозяйств, принимающих исключительно эфирный аналоговый телесигнал, составляет 8%. Согласно данным Росстата, в России сегодня имеется примерно 52,9 млн домохозяйств. Исходя их этих данных, при переходе на цифровой формат эфирного вещания 5 млн домохозяйств рискуют остаться у погасших телеэкранов (52,9 млн х 8% = примерно 5 млн). С учетом данных того же Росстата средняя насыщенность телевизорами на семью сегодня составляет 2,3 телевизора. Принимая во внимание, что основная аудитория эфирного телевидения приходится на жителей небольших городов, сел и дачных поселков, в которых телевизоров в семьях в среднем меньше, чем в больших городах, примем количество телевизоров на семью равным двум.

Таким образом, исходя из официальных оценок, верхняя планка количества аналоговых телевизоров у населения, которые для приема программ цифрового вещания DVB-T2 придется заменить на цифровые или купить к ним цифровую телевизионную приставку, можно оценить в 10 млн штук. Повторюсь, это максимальная оценка, так как часть жителей «аналоговых эфирных домохозяйств» за прошедший с написания доклада год уже могли купить новый телевизор или приставку.

Отметим, что согласно подходу Минкомсвязи РФ, домохозяйство считается готовым к приходу эры цифрового телевидения, если хотя бы один телевизор в доме будет способен принимать программы цифрового телевидения. Однако с учетом того, что в каждом домохозяйстве имеется как минимум два телевизора, размер бедствия для «аналоговых эфирных домохозяйств» необходимо увеличить в два раза.

Теперь оценим количество имеющихся у населения приемников цифрового эфирного телевидения DVB-T2.

Начиная с 2013 года большая часть продаваемых в России телевизоров этот формат поддерживает. Количество проданных телевизоров в 2013—2015 годах составляло от 7 до 8 млн в год. В связи с возрастающими трудностями в экономике объемы продаж в 2015—2017 годах уменьшились до 5-6 млн штук за год.

Объемы продаж и доля рынка цифровых телевизоров в России в первом полугодии 2017-го и 2018 году оценила аналитическая компания GFK. По ее данным, общее число телевизоров DVB-T2 в России составляет около 35—40 млн штук.

Пик продаж цифровых приставок DVB-T2 пришелся на 2013 год (в преддверии скорого отключения аналогового телевидения в 2015 году) и составил 4 млн штук. Однако после принятия решения о продлении аналогового вещания до конца 2018 года продажи уменьшились до 2 млн штук за год. По разным оценкам, количество цифровых приставок DVB-T2 у населения составляет 15—18 млн штук.

Близкие цифры были получены также аналитическим центром холдинга GS Group. Общее количество телевизоров DVB-T2 здесь оценивают в 37,2 млн штук, а количество цифровых приставок DVB-T2 — в 18,1 млн (16,3 млн с учетом замены бракованных и сломанных).

Таким образом, замена или модернизация всего парка телевизоров у «аналоговых эфирных домохозяйств» в исторически короткий срок (например, 1 год) представляется весьма сложной задачей. Тем более в условиях как минимум не увеличивающихся реальных доходов населения. Уменьшение объемов продаж телевизоров за последние 2-3 года показывает, что для большинства россиян сегодня покупка нового телевизора не является приоритетной задачей.