Ольга Пашаева: Если СМИ сегодня называет себя независимым, оно лукавит
Журнал Вroadcasting поговорил с Ольгой Пашаевой ( телеканал “Катунь 24”) о работе региональных телеканалов после перехода на цифру, о независимости СМИ, о заработке и самоокупаемости и о многом другом.
– Через полгода должен завершиться переход на цифровое вещание, как это событие повлияет на вашу телекомпанию? Готовы ли вы к работе в новых условиях?
– Региональным телеканалам не была выделена полоса в цифровых пакетах, соответственно каждый выживает, как может. Что касается канала “Катунь 24”, то мы пока продолжаем вещать в аналоге на большей части территории Алтайского края, также присутствуем у всех кабельных операторов (21-я кнопка), стараемся увеличивать охват за счет работы в бесплатном спутниковом пакете “Телекарта”, в “Яндекс-ТВ”, “Peers-ТВ” и прочих.
– На ваш взгляд, не убьет ли переход на цифру региональное телевидение, как опасаются многие региональные телеканалы? Существует ли, по-вашему, решение вопроса, которое удовлетворило бы всех участников рынка?
– Однозначно, что в первый год не убьет, но создаст огромные сложности для региональных телеканалов. Им придется уходить в IP, в кабельные сети, на спутник, а это увеличивает стоимость транспортировки сигнала до зрителя. Единственное решение, которое позволило бы региональным телеканалам развиваться, – это создание полосы в мультиплексе, однако это позволит существовать лишь одному телеканалу в каждом субъекте Федерации. Соответственно, это решение, которое устроит только те регионы, в которых есть лишь один сильный региональный игрок. Чтобы не потерять все многообразие телевидения, каждый телеканал должен получить возможность транслировать свои передачи в мультиплексе. В свое время я обращалась в НАТ с предложением дать возможность 21-м копкам вещать на ОТР, получить хотя бы несколько часов эфира в мультиплексе, по принципу ВГТРК. И радостно, что такое поручение есть и работа в этом направлении началась. Конечно, это не решение, это компромисс, но и большое путешествие начинается с маленького шага.
– Вы получили “Золотой Луч” в номинации “Лучший региональный телеканал”. Как вы считаете, почему выбор пал именно на вашу телекомпанию?
– Специальный приз премии “Золотой луч” – это приятно, у нас есть узнаваемость, зритель, мы взяли победное место в теледизайне в конкурсе “Медиабренд”. Cреди электронных СМИ в регионе у нас стабильно третье место, при этом мы не информационный портал, а сайт телеканала с жесткой повесткой: освещаем только новости края, федеральная повестка только в исключительных случаях, не нагоняем трафик негативом из других регионов и мировых информагенств. Мы, вдобавок ко всему, кузница кадров в прямом смысле этого слова, за четыре года моей работы 15(!!!) наших сотрудников были приняты в штат федеральных каналов, а работа “Катуни” продолжилась в обычном режиме. Мы не закрыли проекты, не сократили собственное производство – это показатель. Но мы стремимся к большему. Мы пытаемся в дотационном регионе создавать телевидение, построенное в соответствии с современным стандартами. Наверное, это единственное, что позволяет нам до сих пор держаться на плаву, несмотря на то, что финансирования недостаточно и нет возможности проводить необходимую модернизацию.
– “Катунь 24” был основан администрацией Алтайского края. А без поддержки администрации ваш канал мог бы существовать, я имею в виду, окупается ли ваш телеканал?
– Мы максимально стараемся увеличить внебюджетные поступления, но не располагаем достаточной производственной базой и прежде всего выполняем госзадание, а потом работаем над коммерческими проектами. Нам неизвестны примеры самоокупаемых региональных телеканалов, если речь идет именно о каналах, которые имеют значительные объемы собственного производства, а не занимаются ретрансляцией контента с минимальным включением своих продуктов. Чем сложнее телевизионный продукт, тем он дороже. Мы – новостной телеканал, у нас есть собственное документальное производство, полноценное утреннее вещание.
– На чем вы зарабатываете в основном? Легко ли сейчас заключить долгосрочный контракт с рекламодателем?
– Мы имеем устоявшиеся отношения с крупными региональными игроками, в том числе компаниями, которые разочаровались в телевизионной рекламе на федеральных каналах. Делаем для них спецпроекты, прямые эфиры. То, что мы работаем с ними, результат того, что эти отношения мы начали строить несколько лет назад. Привлекать новых крупных рекламодателей сейчас достаточно сложно, поскольку многие компании сокращают рекламные бюджеты. Впрочем, нам пока удается расширять объемы продаж рекламы.
– Может ли региональный телеканал быть независимым?
– Хотелось бы. Но, как показывает практика, если СМИ сегодня называет себя независимым, оно лукавит. Скорее всего, те, кто говорят о независимости, имеют в виду, что не зависят от региональной власти, поскольку их работа оплачивается крупными бизнес-структурами. Другой вопрос в том, что многие СМИ включают излишнюю самоцензуру, пытаются ограничить себя в свободе освещения происходящих в регионе событий.
Мы, несмотря на то, существуем за счет бюджетных средств, стараемся быть как можно дальше от того, что называется пропагандой. Мы освещаем региональные проблемы, недостатки на местах. Единственное, чего мы не можем себе позволить, это ради высоких рейтингов перейти в крайность – начать раздувать небольшую проблему до вселенских масштабов.
– Какой контент превалирует на вашем телеканале? Какой процент собственного производства у телеканала?
– Мы в первую очередь новостной телеканал, больше половины эфира заняты программами собственного производства. Этого удается достичь благодаря широкому использованию таких форматов, как телемарафоны, прямые трансляции со значимых региональных событий, а также благодаря тому, что у нас есть полноценное утреннее вещание с развлекательными и новостными рубриками.
– Расскажите, как вам удается охватывать такой большой край. У вас есть сеть корпунктов?
– У нас есть несколько корпунктов, но, к сожалению, их число сокращается. Это связано с тем, что закрываются муниципальные СМИ, соответственно, становится просто не с кем сотрудничать на местах. Как результат, нам приходится больше ездить в командировки. На этом и держимся. Решить проблему могла бы региональная поддержка муниципального телевидения. Мы были бы готовы предоставить районным и городским телеканалам врезки в собственные эфиры, такой опыт у нас уже есть.
– Как распространяется телеканал?
– Мы представлены на 21-й кнопке всех региональных кабельных операторов, в спутниковом пакете “Телекарта”, а также имеем сеть аналогового вещания. Потенциально она охватывает более 75% населения региона.
– Как ваш телеканал представлен в Интернете?
– Наше вещание доступно на сайте телеканала, в сервисе “Яндекс-ТВ”, “Peers-ТВ”, “Винтера-ТВ”, это то, что мы знаем. Много платформ берут нас без уведомления, впрочем, это не в фокусе нашего внимания, по статистике это все не востребовано в нашем регионе. Основной упор мы делаем на развитие социальных сетей. Это альтернативная площадка доставки контента до молодежной аудитории – людей, для которых характерна низкая вовлеченность в процесс телесмотрения. При этом строго следим за органическим приростом в сетях: я уверена, что в один прекрасный момент сети вычислят всех ботов и покажут реально число аудитории ресурса.
– Как долго, на ваш взгляд, телевидение (особенно региональное) просуществует в сегодняшнем виде?
– Что понимать под “современным видом”? Сегодня абсолютное большинство региональных телеканалов использует устаревшие технологии, работает в формате стандартной четкости. Необходимы вложения в инфраструктуру, подобные тем, что были сделаны холдингом ВГТРК, когда старый комплекс, работающий на принципах, заложенных еще в 80-е годы прошлого века, был полностью снесен и построен заново. Речь идет и камерах, и об аппаратно-студийном оборудовании, о системе транспорта телевизионного сигнала. Понятно, что телевидение отражает процессы, происходящие в обществе в целом, а это значит, что нас ждет всеобщая виртуальная глобализация, и какое место в этом процессе будет занимать телевидение… И будет ли вообще место для телевидения… А вот если говорить на три года вперед, а не о будущем в целом, то планы нашего телеканала следующие: обновить парк камер и монтажных, построить современную виртуальную студию, получить три-пять часов эфира на ОТР, а потом и собственный канал для вещания в мультиплексе.
Справка: “Мастер решений” – региональная синдикация телевизионного контента. Телекомпания закупает для своих партнеров более 280 часов контента ежемесячно, 80% – в формате HD, 15 линеек контента разных жанров, премьерные показы на регионы России, все виды прав, включая Интернет. Телекомпания работает напрямую с крупнейшими российскими продакшн-компаниями и зарубежными мейджорами.