Владимир Карпенко, «Акадо»: «UHD в ближайшие годы останется нишевой услугой»

О повальной цифровизации, отключении аналогового вещания, появлении формата Ultra HD и других трендах, которые существенным образом влияют на рынок, «Телеспутнику» рассказал директор департамента стратегического маркетинга и развития бизнеса «Акадо Телеком» Владимир Карпенко.

 Как долго вы работаете на рынке и на каких абонентов ориентируетесь?

Наша компания работает на телекоммуникационном рынке с 1992 года. В настоящее время мы сосредоточены на развитии бизнеса в Москве и Московской области, так как считаем этот рынок привлекательным и перспективным. В столичном регионе «Акадо» имеет собственную магистральную сеть и разветвленную сеть передачи данных, что дает возможность активно продвигать цифровые услуги и сервисы. Компания работает во всех сегментах услуг: к сети «Акадо» подключены абоненты — физические лица, корпоративные клиенты и государственные организации, финансовые структуры. 

Какие услуги вы предоставляете и в каком направлении их развиваете?

Мы предоставляем полный комплекс телекоммуникационных услуг, от классического подключения к Интернету до технически сложных проектов, связанных со строительством сетей связи и передачи данных, системной интеграцией. Компания трансформировалась из классического оператора связи в оператора цифровых услуг.

Ситуация на рынке такова, что современный пользователь предъявляет высокие требования к поставщикам телекоммуникационных услуг. Ему не интересен один только Интернет: вкупе он хочет получить доступ к современным цифровым сервисам и интерактивному контенту, качественное высокоскоростное оборудование, высокий уровень обслуживания, удобство пользования услугами и многое другое. Возможность оператора предоставлять, например, услуги доступа к киберплатформе или антивирусные решения и ПО по подписке, или крутой и эксклюзивный контент, или что-то еще удобное, продвинутое и современное является огромным преимуществом на динамично развивающемся рынке цифровых услуг и сервисов.

Телекоммуникации — одна из самых динамично развивающихся отраслей, за ней будущее многих сфер экономики. Существуют такие понятия, как «цифровизация», «Интернет вещей» и т. д. Эти явления сегодня присутствуют и в медицине, и в промышленности, и в ЖКХ. Поэтому оператор, если он, конечно, хочет быть успешным, хочет развиваться и зарабатывать, должен уметь видеть такие тенденции и мгновенно реагировать на запросы рынка и клиентов прежде всего.

Именно поэтому мы пересмотрели свою стратегию развития и сейчас сосредоточены на продвижении широкого спектра телекоммуникационных и цифровых услуг и сервисов, которые могли бы наиболее полно удовлетворить интересы широкого круга пользователей, включая самых взыскательных потребителей. 

Как изменились абонентские потребности за последние годы?

Потребительские привычки и предпочтения все-таки являются вещами переменными и имеют тенденцию меняться в зависимости от многих факторов. Например, абонент меняет телевизор на более современный. Если просмотр спортивных мероприятий на старом телевизоре в стандартном качестве его вполне устраивал, то на новом телевизоре картинка того же разрешения уже смотрится гораздо менее качественной из-за чувствительности нового оборудования к деталям. Такой абонент, скорее всего, подключит платный пакет, чтобы смотреть любимые спортивные события в высоком качестве. Это касается как изображения, так и звука трансляции.

Есть и обратная история. Абонент, насытившись разнообразием платных телеканалов, понимает, что времени на просмотр всего доступного ТВ-контента у него попросту нет и он готов платить только за то, что ему действительно нужно. В таком случае он действительно может отказаться от платных телеканалов и оставить только базовый ТВ-сервис и пользоваться платными/пиратскими интернет-сервисами в основном для просмотра спорта, фильмов и сериалов.

Тем не менее, несмотря на достаточно низкую стоимость цифрового телевидения на рынке Москвы, мы по-прежнему наблюдаем невысокий, но весьма стабильный рост подключений такого платного пакета, как «ТВ-Звезды», в котором 102 популярных телеканала разной тематики. 

Есть ли интерес к высокой четкости?

Да, конечно, интерес к такому контенту есть, и достаточно высокий. Во-первых, он обусловлен качеством изображения и звука. Как правило, после HD возвращаться к просмотру видео в стандартном разрешении у зрителя желания уже нет — настолько разителен контраст. Во-вторых, на рынке нет дефицита контента HD, а многие ТВ-каналы в дополнение к SD имеют и HD-версии. В-третьих, HD-контент сегодня можно подключить по очень выгодным тарифам. Более того, наша компания, например, включила телеканалы HD в состав базовых цифровых пакетов. 

А сверхвысокая четкость?

Контент Ultra HD также представлен на рынке. В сетях российских кабельных операторов телеканалов с разрешением UHD немного, что обусловлено рядом причин. У операторов должны быть сетевые ресурсы для трансляции контента сверхчеткого формата — потоковые ресурсы. Оператор должен иметь оборудование, обеспечивающее доставку контента UHD и 16-канального звука до потребителя. У абонента, помимо телевизора с поддержкой UHD, должна быть и приставка с возможностью поддержки такого формата. Многие современные телевизионные приемники поддерживают формат UHD, есть на рынке и соответствующие абонентские устройства. Однако техническая готовность операторов к трансляции видеоконтента UHD на сегодняшний день небольшая: это слишком дорогая технология. Поэтому российский рынок UHD находится на начальном этапе развития.

Но перемены рано или поздно произойдут. Ряд экспертов полагает, что уже в 2019 году во всем мире телевизоры UHD будут переживать пик популярности, а недостатки технологии будут устранены. В нашей стране, по мнению аналитиков, услуга Ultra HD в ближайшие годы сохранит статус нишевой. Однако продвижение формата сразу несколькими отечественными операторами создаст конкуренцию и будет способствовать развитию UHD на российском рынке.

Наша компания, конечно же, рассматривает возможность трансляции в цифровой кабельной сети каналов Ultra HD. Мы проводили пилотные включения каналов сверхвысокой четкости во время проведения чемпионата мира по футболу и обеспечили наших абонентов двумя каналами с трансляцией чемпионата — «Первый Канал Ultra HD» и «Матч! Ультра». В Республике Беларусь мы это уже сделали: оператор «Космос Телеком», входящий в группу компаний «Акадо», в конце 2018 года начал вещание телеканала в формате UHD на территории Минска. 

Есть ли у вас собственные интерактивные услуги — IPTV или сервис в партнерстве с провайдерами OTT?

В начале 2018 года в партнерстве с компанией «Лайфстрим» мы запустили интерактивный ТВ-сервис. Эта услуга доступна абонентам «Акадо» на любом поддерживаемом устройстве. Развитие ТВ-услуг, в частности запуск интерактивного ТВ, является для нас стратегическим направлением работы. Дело в том, что абоненты сегодня хотят получать персонализированный сервис с учетом своих предпочтений и возможностей. Эту задачу мы успешно решили вместе с «Лайфстримом». Мы также в партнерстве развиваем услугу, дополняем ее новым интересным контентом.

Сегодня пользователям цифровых ТВ-услуг «Акадо» доступно качественное абонентское оборудование ведущих производителей. Его можно арендовать либо купить — кому как удобно и выгодно. Есть и альтернативный вариант — компактный CI+ модуль без дополнительных пультов и проводов. Он более удобен и прост в использовании, его часто выбирают наши абоненты. 

Сохранились ли новые подключения или наблюдается в основном отток абонентов?

Мы успешно работаем с оттоком, снижаем его за счет повышения качества основных услуг и запуска дополнительных. Мы сегментируем абонентов и стараемся предлагать им именно ту услугу или, если это касается телевидения, тот ТВ-пакет или тот сервис, который им подходит. Для этого мы продолжаем внедрять различные инструменты анализа и активно переходим в digital, создавая удобную цифровую экосистему продуктов и услуг. 

Какие именно аналитические инструменты вы используете?

Мы используем различные инструменты анализа спроса. Фактически в режиме 24/7 анализируем спрос при помощи digital-инструментов: цифровизируем продажи и обслуживание — в настоящий момент доля digital-каналов в продажах и обслуживании составляет более 45%, и она продолжает расти.

Что касается анализа спроса телевизионной услуги, то тут мы опираемся как на результаты собственной системы анализа телесмотрения AMS, с помощью которой изучаем востребованность телеканалов, например, на этапе тестирования, так и на данные агрегаторов, например MediaHills. Кроме того, мы запустили систему оценки контента собственной разработки, которая оценивает телесмотрение нашей абонентской базы, интегрирует в себя отчеты других аналитических систем по телесмотрению и выдает реальную стоимость ТВ-контента и востребованность телеканалов в нашей сети.

Нам это очень сильно помогает при формировании сбалансированной и востребованной телевизионной услуги. 

Что сейчас является для вас основным конкурентом: Интернет, бесплатная цифра или коллеги по цеху — спутниковые и кабельные федеральные операторы? Какие инструменты вы используете, чтобы бороться с конкурентами?

Надо сказать, что телекоммуникационный рынок Москвы вообще высококонкурентен. С одной стороны, это создает определенные трудности небольшим операторам на фоне крупных игроков, с другой стороны, для любой компании это стимул расти и развиваться, становиться сильнее и успешнее. В любой конкурентной борьбе важна скорость реакции, качество услуг и сервиса, какие-то дополнительные фишки, которые будут стимулировать потребительский интерес. Все что угодно. Однако не все средства хороши, если быть честным. Например, тарифы. Можно, конечно, отчаянно демпинговать и говорить о выгоде для клиентов. Однако в конечном итоге это приведет к обесцениванию услуги в целом. Например, качественный ТВ-контент не может стоить дешево. То же самое касается услуги интернет-доступа.

 Между региональными каналами и кабельщиками есть фундаментальное непонимание по вопросу 21-й и 22-й кнопок. Какова ваша позиция по этому вопросу?

Свою позицию по поводу 21-й кнопки мы сформулировали еще в 2016 году, когда вступили в силу поправки в федеральные законы «О СМИ» и «О связи», обязывающие кабельщиков размещать обязательный общедоступный региональный телеканал на 21-й кнопке. Сегодня для столичных абонентов на 21-й кнопке мы транслируем телеканал «Москва 24». Решение о трансляции бесплатных телеканалов на 21-й или 22-й кнопке в сети операторов принимает законодатель (по 22-й кнопке решения все еще нет), а мы как законопослушный представитель бизнеса это решение исполняем. И, я думаю, никому в здравом уме не придет в голову поступать иначе. Но мы как оператор являемся коммерческой структурой, которая несет затраты на строительство, модернизацию сети, содержание персонала и т. д. Причем эти затраты возросли многократно. Поэтому, естественно, мы заинтересованы в активном развитии услуги платного телевидения и выстраивании финансовых взаимоотношений с телеканалами, которые не относятся к обязательным общедоступным. 

Развиваетесь ли вы в направлении видеонаблюдения и услуг умного дома для частных потребителей и пользуется ли это спросом?

Видеонаблюдение представлено у нас в основном в корпоративном и государственном сегментах: на протяжении многих лет «Акадо» участвует в городской программе по установке видеокамер в местах массового скопления людей, во дворах и подъездах. Услугами видеонаблюдения от «Акадо» также пользуются дошкольные учреждения. Интеграция видеонаблюдения в проекты умного города — это ключевой этап нашей работы. В партнерстве с городом мы участвуем в реализации проектов электронной медицины, электронного образования, видеоаналитики. Кроме того, мы сотрудничаем с научным сообществом, в частности с учеными «Сколтеха»: с ними у «Акадо» совместные планы по развитию Интернета вещей, технологий искусственного интеллекта и инновационных цифровых сервисов. В части развития умных решений мы сосредоточены на проектах для города. Москва представляет собой перспективную площадку для тестирования инновационных технологий: здесь сосредоточены ключевые потребители умных решений, основные ресурсы и возможности. Что касается умного дома, то у нас в разработке есть ряд проектов, которые мы в скором времени представим рынку. 

Какие еще дополнительные услуги вы предлагаете?

«Акадо» предлагает множество дополнительных услуг и сервисов. Мы смотрим в сторону сегмента геймеров. В 2018 году наша компания запустила в тестовом режиме платформу «Акадо Арена». В настоящее время мы подводим итоги теста и изучаем дополнительные возможности монетизации услуги. С учетом накопленных знаний будет определено ее дальнейшее развитие.

Игровой сервис, запущенный в конце прошлого года в партнерстве с облачной игровой платформой Playkey, будет интересен тем, кто хочет играть на обычных домашних компьютерах в современные игры с высокими требованиями к «железу».

У нас есть и традиционные дополнительные ТВ-сервисы. Услугу «Мультирум» могут подключить клиенты для просмотра цифрового ТВ на нескольких телевизорах. Сервис «Родительский контроль» предназначен для защиты детей от нежелательного контента. «Телегид» пригодится в том случае, если абонент не желает тратить время на поиск нужной телепередачи.

Если абонент нуждается в техподдержке, ему необходимо установить, настроить оборудование или решить какую-то иную техническую задачу, он может воспользоваться сервисом «Компьютерной помощи». Для защиты компьютера от вирусов есть возможность выбора с учетом своих потребностей одного из предлагаемых на online-витрине решений по безопасности компьютера по подписке. Мы стремимся создать максимально удобную цифровую экосистему для абонентов и продолжаем разрабатывать новые удобные и нужные пользователям услуги и сервисы.

Источник