«Библиотекам никогда не заменить фоли»: фоли-артист Стефан Фратичелли о творчестве в записи шумов
Успешный голливудский звукооформитель размышляет, в чем разница между записью звуков для фильмов ужасов и романтических комедий, а также подсказывает, как сделать первый шаг к работе в фоли.
Ремесло фоли — очень интересная и тонкая сфера. С одной стороны, зритель всегда фокусируется на звуковых источниках, вроде речи или музыки, но если из финального звукового файла извлечь все фоли, он сразу почует неладное, а его впечатления радикально изменятся. О том, как удержать зрителей в кинотеатрах с помощью фоли — звукооформитель Стефан Фратичелли.
— Считаете ли вы работу с фоли более творческим или техническим ремеслом?
— Это хорошее сочетание обоих факторов. Работа с фоли связана со множеством технических навыков, которые нужно практиковать. Прежде чем за нее браться, нужно приобрести некоторые знания. «Лееринг», акустика, микрофонная техника и физически исполняемые звуки, вроде шагов, кажутся трудными, но есть большой простор для творчества, особенно для фильмов ужасов или комедий.
— Вы как-то упоминали, что прежде, чем начать зарабатывать деньги на фоли, вы два года ассистировали, не заработав на этом и доллара. По-вашему практика — лучший способ научиться ремеслу, или же не помешает где-нибудь получить образование по этой специальности?
— Каждый находит свой путь. Конечно, большинство специалистов учились в киношколах или в других заведениях, где обучали работе со звуком. Я сам не учился, но советую всем.
— Каковы основные инструменты звукооформителя? Может быть, определенные навыки или какой-то основной набор студийного оборудования?
— Новичку нужно начать копить свой собственный реквизит, так как вы будете работать в самых разных студиях. Это могут быть расчески для волос и кухонная утварь, электроника, одежда, медикаменты, оружие и, конечно же, обувь для записи шагов. Ее должно быть для начала около 15 пар.
— Вы определенно любите свою работу, что подтверждает ваш аккаунт со множеством счастливых фото и видео в Instagram. Но есть ли что-то, что вам не нравится в работе? Может быть, быть всегда по ту сторону экрана, в изоляции от съемочной команды?
— Честно говоря, мне нравится в моей работе все. Страница в Instagram определенно позволила показывать мою работу больше, чем когда-либо прежде, и мне очень нравится общение с подписчиками. Я никогда не расстраивался, что моя работа не видна. Мне нравится сотрудничать с одним или двумя людьми, это позволяет строить прекрасные отношения. Мне нравится смотреть фильм в кино и слышать наше влияние на финальный результат.
Oddio Studio
— Какой был самый странный звук, который вы записывали для проектов?
— На это довольно сложно ответить, так как я записывал буквально все: от французских поцелуев волшебных мистических созданий до пердежа.
— У вас отличное портфолио: от документальных и романтических фильмов до фильмов ужасов. Каковы особенности работы, например, с хоррорами? Влияют ли как-то фоли на повествование в контексте фильма?
— Обычно в фильмах ужасов больше возможностей для творчества. Звуки холодного оружия или оторванных конечностей нельзя воссоздавать буквально, поэтому я хожу по магазинам и покупаю всякие липкие и хрустящие вещи для реквизита. Это очень весело, и мы пытаемся добиться правдоподобности.
— А что насчет романтических фильмов, вроде «500 дней лета»? Что особенного в работе с шумами для такого рода кино?
— В таких фильмах звуки, как правило, очень реалистичны, поэтому необходимо попытаться обмануть аудиторию, чтобы они думали, что все шаги, поцелуи, движение листьев, шорохи, рюкзаки, газеты и так далее, — все это оригинальные записи.
— Работая над проектом, всегда ли вы записываете новые звуки для фильма или же можете прибегнуть к звуковым библиотекам?
— Как фоли-артист я никогда не пользуюсь библиотеками. Например, в таких простых звуках, как добавления молока в хлопья, много нюансов: тип хлопьев, размер чаши, их размер, скорость наливания молока, движение коробки и так далее. Редактор звуковых эффектов мог бы хорошо поработать с библиотеками, однако ему потребовалось бы не менее полутора часов, чтобы найти материал, отредактировать и смонтировать его должным образом, в то время как мы можем сделать это за минуту.
— А каково ваше мнение насчет коммерческих высококачественных шумовых библиотек? Смогут ли они вовсе заменить звукооформителя на проекте?
— Как я уже сказал, они хороши для некоторых элементов, с которыми могу поработать редакторы. У большинства из них даже есть свои собственные библиотеки, однако фоли-искусство настолько специфично, что всегда нужно следить за изображением и мельчайшими движениями. Библиотеки никогда не заменят его полностью.
— Давайте немного поговорим об оборудовании. Как выглядит ваша студия? Какое оборудование у вас есть для работы и как насчет звукоизоляции для студии?
— Конечно, все студийные комнаты звукоизолированы. Для записи я обычно использую микрофоны компаний Sennheiser, Rode и Neumann. У нас есть четыре помещения для звукооформления, которые используются только для фоли. У нас всегда есть огромное количество реквизита, за исключением органических материалов, которые порой трудно найти.
— А как насчет DAW?
— Мои звукооператоры используют Avid Artist с Pro Tools с Neve и SSL-предусилители.
— Какой самый важный совет вы бы дали человеку, стремящемуся стать звукооформителем?
— Найдите студию, идите туда и скажите, что заниматься искусством фоли — это ваша мечта, и вы готовы сделать все, что нужно. Скажите сотрудникам студии, что вы будете готовить кофе и убираться, только чтобы наблюдать за процессом работы.
Стефан Фратичелли Канадский звукооформитель, записывавший фоли для таких фильмов, как «Заклятие», «500 дней лета», «Проклятие монахини», «Человек — швейцарский нож», «Основатель», «Астрал» и других. |