Екатерина Чернова: «У поколения Z кардинально другой взгляд на телесмотрение»
Почему в России нет массового отказа от телевидения в пользу онлайн-кинотеатров и какое ТВ нужно новому поколению, узнали в беседе с руководителем по развитию ТВ компании «ЭР-Телеком Холдинг» Екатериной Черновой.
— Влияет ли цифровизация ТВ на кабельных операторов?
Екатерина Чернова: По данным «ТМТ Консалтинг», в 2018 году проникновение услуг платного ТВ в России превысило 77%. В оставшиеся 23% входят консерваторы, которые привыкли потреблять первый и второй мультиплексы, смотреть линейное ТВ, или пользователи контента в интернете. Конечно, есть еще территории, не подключенные к цифровому вещанию. Данные аналитиков наглядно показывают, что рынок кабельных операторов цифровизация практически не затронула. Отмечу, что я говорю с позиции оператора, который предоставляет услуги в городах-милионниках.
Рынок платного ТВ-2018 / Фото: «ТМТ Консалтинга»
— Вы сказали «практически». Что положительного и отрицательного в переходе на «цифру» для кабельных операторов вы видите?
Екатерина Чернова: Подводить итоги цифровизации еще рано. Сейчас можно говорить о каких-то промежуточных этапах. Несомненно, для операторов платного ТВ в отключении «аналога» есть свои плюсы. Повышается уровень технической грамотности абонентов: растет понимание, что такое цифровое ТВ, что в свою очередь нам помогает продавать свои услуги. Также «цифра» позволяет распространять каналы в более высоком качестве и экономить радиочастотный спектр.
Структура рынка по операторам, 2018 / Фото: «ТМТ Консалтинга»
При этом мы видим некую тревогу абонентов, непонимание, что такое «отключение аналогового вещания». В месяц в среднем в наш колл-центр поступает около 1% звонков с просьбой объяснить, что меняется после перехода на «цифру». Это говорит о недостаточном информировании населения на государственном и муниципальном уровнях.
— Удалась ли на данный момент цифровизация ТВ, на ваш взгляд?
Екатерина Чернова: Переход на «цифру» был неизбежен в любом случае. Мы наблюдаем, как пользователи все чаще выбирают телевидение с такими интерактивными функциями как постановка на паузу, отложенный просмотр, стараются персонализировать свое смотрение за счет рекомендаций, интерфейсов устройств, мобильности. Кроме того, с обновлением парка телевизоров все больше клиентов готовы получать ТВ-контент в «цифре».
Стоит также отметить, что у поколения Z кардинально другой взгляд на телесмотрение. Молодежь потребляет в основном нелинейный контент с нескольких устройств одновременно, что в принципе ставит под сомнение будущее «аналога».
— При этом среди ваших услуг есть «Кабельное аналоговое ТВ (классическое)» наряду с«Интерактивным кабельным цифровым ТВ». Какое соотношение между ними?
Екатерина Чернова: Эти услуги существуют параллельно благодаря развитию технологий. Так исторически сложилось, что мы в начале своей деятельности в 2000-х подключали клиентов к кабельному «аналоговому» телевидению из-за того, что рынку эта услуга была нужна. Сейчас мы видим спрос на цифровое интерактивное ТВ, поэтому продвигаем новую платформу. И, конечно же, мы будем продолжать обслуживать абонентов кабельного аналога, пока они будут с нами. В классическом ТВ в зависимости от города предоставляются от 50 до 55 каналов. Примерно 30% всей абонентской базы «Дом.ru» приходится на «аналог».
— Как вы оцениваете рынок платного ТВ в целом?
Екатерина Чернова: Время трех главных телеканалов ушло. В течение двух последних лет телевидение идет по пути потребления нелинейных функций. Людям нравится ставить просмотр на паузу, перематывать фильм на любимую сцену, при этом управлять эфиром на разных платформах и потреблять контент с разных экранов.
Теперь ТВ тесно переплетается с интернетом, YouTube для многих становится чуть ли не полноценной заменой телевидения. При этом говорить, что традиционное ТВ умирает, а хоронят его уже лет 15, не верно. Телевидение просто модернизируется, подстраиваясь под реалии времени.
— В связи с ростом смотрения в интернете отмечаете ли вы отток ТВ-абонентов?
Екатерина Чернова: В России распространенный в Америке корт-каттинг (массовый отказ от кабельного телевидения и замена его интернет-услугами такими, как Hulu и Netflix, — прим. tvkinoradio.ru) еще не прижился. В Америке рынок ОТТ примерно в восемь раз дешевле платного ТВ. Отечественные же кабельные операторы работают в более низком ценовом сегменте, чем ОТТ-компании. Например, за 600-800 рублей в месяц можно получить пакетное предложение с ТВ и интернет. Стоимость подписки на ОТТ — 300-800 рублей. Плюс клиенту нужно дополнительно заплатить за интернет, чтобы пользоваться этой подпиской. Поэтому у нас уходить с оператора на ОТТ не выгодно. Пользователи, которые нуждаются в дополнительном контенте, как правило, докупают подписку.
Как оператор мы «допакечиваем» базовый интернет инновационными продуктами, которые запустили в прошлом году. К примеру, это мультимедийная платформа Movix.
Фото: скриншот
— Как раз сектор коттеджных поселков, куда вы пошли в прошлом году согласно одобренной стратегии развития, дает возможность подключать максимальный набор услуг. Каковы результаты этого направления на данный момент?
Екатерина Чернова: Стоит отметить, что при новых подключениях доля моно-интернета составляет всего 20-30%. В коттеджных поселках мы оказываем услуги по технологии GPON, которая позволяет получать выделенную линию связи. На июль 2019 года обслуживаем 5 тыс. абонентов в Брянске, Иркутске, Рязани, Ростове-на-Дону и Саратове. К 2020 году планируем в семь раз увеличить объемы строительства и до 35 тыс. количество подключенных частных домохозяйств.
Самые масштабные проекты будут реализованы в Волгограде (13,5 тыс. домов), Ростове-на-Дону (4,3 тыс.), Туле (5 тыс.), Липецке (3 тыс.), а также в Курске, Кургане и Иркутске (в каждом более 1 тыс. домов). Согласно инвестиционной программе, до 2025 года интернетом и другими телекоммуникационными услугами по технологии GPON будет обеспечено более 150 тыс. домохозяйств.
— «ЭР-Телеком» предоставляет услуги в городах-милионниках. Когда начнется экспансия в небольшие города?
Екатерина Чернова: Мы активно идем в этом направлении. Долгое время наша стратегия была ориентирована на областные центры. Опыт «Триколора» и других компаний показал, что в небольших населенных пунктах есть платежеспособный спрос. Поэтому мы активно участвуем в государственных конкурсах по устранению «цифрового неравенства». Кроме того, консолидируем рынок, приобретая региональные компании. Только за последние четыре года подобных сделок было более 25.
— С какой целью создавалась мультимедийная платформа Movix?
Екатерина Чернова: Людям интересно смотреть телевидение не только на большом экране. Многие используют телефоны, планшеты как основной экран для просмотра. С появлением в 2011-2012 годах SmartTV телевизор смог «ходить» в интернет. Именно поэтому появился Movix.
Мультимедийная платформа Movix Pro / Фото: «ЭР-Телеком Холдинг»
«Дом.ru Movix» воплощает в себе концепцию «трех экранов»: экран телевизора, подключенный к ТВ-приставке или через приложение SmartTV, экран мобильного устройства пользователей и сайт www.movix.ru. Чтобы подключить сервис и смотреть ТВ, не обязательно иметь телевизор, достаточно телефона или планшета. Все меню представлено на стартовом экране, по ключевому слову можно найти фильм, сериал, программу, канал, пакет каналов или подписку. Контент, сгруппирован по категориям и тематическим подборкам.
— Стандартные функции аналогичных платформ. Что Movix отличает от других сервисов?
Екатерина Чернова: Мы собрали востребованный контент в одном месте. Все уже внутри приставки: доступ к топовым каналам ТВ, в том числе 4К и популярным в России онлайн-кинотеатрам, таким как Megogo, Amediateka, VIP от Viasat, Start.
Фото: скриншот
На платформе Movix работает система рекомендаций ThinkAnalytics. С помощью разных систем, в том числе рекомендательного сервиса мы собираем более 3,5 тыс. событий с клиентских устройств. Анализируем поведение клиентов, предпочтения и автоматически персонализируем выдачу контента и коммуникацию с клиентами.
Кроме того, внутри приставки Movix Pro есть магазин приложений, где можно скачать игры, не предустановленные у нас онлайн-кинотеатры, приложения для радио, музыки, йоги. «Дом.ru Movix» выступает персонализированным агрегатором контента, что отличает его от других решений.
— Какие приставки в рамках «Дом.ru Movix» доступны?
Екатерина Чернова: Выбирая подрядчика, мы ориентировались на производительность центрального и графического процессоров, работу оперативной и встроенной памяти, наличие поддержки требуемых форматов и кодеков аудио и видео, качество работы с технологией IPTV мультикаст (отсутствие фризов, замирания картинки), температурные и транспортные испытания.
Начиная с осени 2018 года, мы выпустили две приставки: Movix и Movix Pro. Обладатели последней могут запускать на экране телевизора Android-приложения, смотреть каналы и видео в разрешении 4K, а также пользоваться интерактивными сервисами. Отличие первой — возможность подключения к интернету по Wi-Fi.
— Согласно открытым тендерам, на 2019 год запрашивалась поставка 25 тыс. Android-устройств. В июле объявлен новый тендер на 120 тыс. Android-приставок. Сколько устройств уже реализовано?
Екатерина Чернова: На данный момент более 7,5 тыс. приставок уже находятся у клиентов. До конца года рассчитываем продать около 30 тыс. устройств Movix Pro.
— Вы не стали дотаривать ТВ-приставки. С чем это связано?
Екатерина Чернова: Мы сознательно шли на то, что будем клиентам продавать приставки. Это инновационное устройство, и раздавать его на бесплатной основе было бы слишком дорого для компании.
— Как будет развиваться сама мультимедийная платформа Movix?
Екатерина Чернова: Мы планируем объединить платформу с другими нашими сервисами, создав единую экосистему. Будем вводить современные форматы, такие как UGC, VR; расширять пакет 4К-каналов и формировать 4К-подписки. Также оптимизировать клиентский интерфейс и углублять персонализацию продуктов.
Если говорить в целом, операторы постоянно совершенствуют услугу платного ТВ: модернизируют сети; увеличивают количество каналов, тематических пакетов, объем VoD-библиотеки; работают над качеством; запускают новые ТВ-приставки и другое абонентское оборудование; развивают модель мобильного ТВ и персонифицируют услуги.