Алексей Акимов: «Перед тем как снимать фильм, мы всегда консультируемся с учеными»

Скоростные камеры, тепловизоры, шлирен-съемки — о производстве научно-популярных фильмов и передач рассказывает режиссер телеканала «Наука» Алексей Акимов.

— В советское время была киностудия «Центрнаучфильм», на телевидении выходила программа «Очевидное-невероятное», которую вел легендарный ученый-физик Сергей Капица, и даже художественный кинематограф и мультипликация обращались к теме науки, космоса, будущего. Как выглядит научное телевидение сегодня?

— Если посмотреть на тренды последних лет, то тематическое телевидение сейчас ценится и смотрится гораздо лучше. Зритель хочет видеть то, что ему близко, что его цепляет, без лишней мишуры. Поэтому сейчас столько нишевых телеканалов. Под разные предпочтения созданы отдельные каналы про охоту и рыбалку, про гейминг и киберспорт и про остальные сферы нашего досуга. Не последнюю роль в становлении таких каналов сыграл YouTube.

Если говорить о научном телевидении, то оно как всегда актуально — и тогда, и сейчас. Существуют темы, которые не имеют срока давности для человека. Мне даже кажется, что сейчас есть определенный прогресс в научно-популярном телевидении, так как меняются и улучшаются выразительные средства, которые позволяют нам доносить нужную информацию до абсолютно любого зрителя.

— Есть ли совместные проекты, которые вы делаете с научными организациями вплотную?

— Перед тем как снимать фильм, мы всегда консультируемся с учеными, поэтому, так или иначе, часть сценария наших проектов лежит на плечах тех, кто посвятил науке многие годы. Помню, я даже поставил рекорд по общению со спикером — мне потребовалось шесть часов, чтобы прийти к заключению и понять, что истина, а что нет.

Вы знали, что совсем недавно сделали фотографии, доказывающие существование черных дыр?

— По какому признаку из целого потока научной тематики вы отбираете истории для своих документальных фильмов?

— Все те, кто стоит за созданием нашего телеканала — такие же обычные люди. И есть огромное количество вещей, которые волнуют каждого человека. Медицина, технологии, интернет, искусственный интеллект и прочее.

Например, сейчас мы готовим проект образовательного характера — «Тайны анатомии», который призван дать человеку понимание того, как он устроен, из каких органов состоит и как функционирует. Помимо этого на телеканале выходит много фильмов про медикаменты, витамины, где им дается полное научное обоснование. То есть мы поднимаем темы, которые толком не изучены обыкновенным человеком, как тот же глютен, который не без основания стал героем отдельной программы.

Первая фотография черной дыры

Неотъемлемая часть нашего телеканала — это научные открытия, которые ежегодно нам преподносит Нобелевская премия. На наш взгляд, она абсолютно меняет мир науки. Чтобы люди узнавали о последних открытиях, мы показываем вручение премии в прямом эфире. Например, вы знали, что совсем недавно сделали фотографии, доказывающие существование черных дыр? Ученые предоставили эти фотографии мировой общественности. Теперь нет никаких сомнений, что черные дыры существуют. Есть гравитационные волны, которые были открыты и доказывают, что возможно частичное путешествие во времени. Одним словом, мы всегда пытаемся быть в центре научных событий и рассказывать о них на телеканале «Наука».

На телеканале «Наука» сложилась абсолютно беспрецедентная история – в качестве ведущих у нас выступают профессиональные ученые.

— Ваши фильмы ориентированы в большей степени на обычного зрителя или ученые тоже найдут информацию для себя интересной?

— Мне хочется верить, что наши фильмы будут интересны и детям, и взрослым, и тем кто занимается наукой. Но если быть реалистом, то мы не можем совсем уходить в заумную терминологию. Однако частенько в своей работе мы сталкиваемся с такими моментами, когда без научных формулировок сложно обойтись. Иначе фильм будет длиться 20 часов. И здесь на помощь приходят инфографика и разные визуальные эффекты.

Обычно когда мы снимаем фильмы и общаемся с учеными, то не стесняемся попросить их объяснить нам те или иные научные явления как трехлетнему ребенку. Ни для кого не секрет, что у нас, телевизионщиков, нет ученых степеней, поэтому мы подходим к производству контента как профессиональные дети. И наш конечный продукт может смотреть любой.

— На канале «Наука» больше контента собственного производства или закупки?

— В основном канал живет за счет собственного производства. У нас авторские линейки программ. Среди них есть те, которые уже идут годами, вроде «Большого скачка». Это дайджест по трендам и научным событиям. В рамках программы в последний день декабря мы традиционно показываем, что произошло в научном мире за год.

Невозможно сделать интересный контент, если он будет без каких-то технологических фишечек.

Кроме того, на телеканале «Наука» сложилась абсолютно беспрецедентная история — в качестве ведущих у нас выступают профессиональные ученые. В свое время мы у них брали интервью и в процессе общения поняли, что их багаж знаний такой, что не использовать его будет настоящим преступлением. Так на телеканале появился целый блок программ, созданных самими учеными. Например, как в случае, с психофизиологом Александром Капланом. Это высококлассный ученый и человек невероятной харизмы. Сложно представить кого-то более подходящего в качестве ведущего в одной из моих любимых передач — «Тайны мозга», где он рассказывает о нейрофизиологии и работе мозга.

«Тайны мозга»

— Какие технологические средства используете для ваших съемок?

— Довольно большое количество скоростных камер, тепловизоров, шлирен-съемки (метод Тёплера) и другие ноу-хау приемы. Есть масса вещей, которые невозможно показать обычными средствами. К примеру, взрыв на экране всегда выглядит эффектнее, когда дан в замедленной съемке. Это определенный тренд. Невозможно сделать интересный контент, если он будет без каких-то технологических фишечек.

Почему вот этого ребенка сейчас интересует, как устроен дождь, а не когда ему подарят Лего?

— Как вы осуществляете взаимодействие с интернетом?

— Мы ведем собственный канал на YouTube. Там наш контент смотрят более 1 миллиона подписчиков. Также дублируем программы в приложении «Моя Планета» для iOS и Android. Помимо собственного присутствия в интернете, мы еще запустили на телеканале несколько совместных проектов с такими интернет-форматами, как «Ученые против мифов» и «Физика».

— Есть в планах создавать отдельный контент для интернет-площадки?

— Меня давно не покидает мысль, что надо изменить последовательность и сначала делать программы для интернета, чтобы привлечь более молодую аудиторию на телеканал, а не наоборот, как происходит сейчас, когда премьера выходит в телевизионном варианте, а уже потом попадает в интернет.

— Расскажите о ваших самых сложных съемках.

— Помню как под Новый год, когда была зима без снега, мы решили, что науке не нужен снег, если есть жидкий азот. И в результате вылили так много баллонов, что температура в павильоне упала до такой степени, что практически стало невозможно снимать — изо рта шел пар, мерзли руки, запотевала оптика.

А второй мой случай — это съемка детской минипрограммы, где дети объясняли сложные научные явления своими словами. За два съемочных дня я понял, насколько же непросто найти к каждому ребенку свой подход. Более того, меня поразила детская любознательность, потому что буквально каждый ребенок подходил ко мне с каким-то вопросом. И я про себя тогда подумал: «Почему вот этого ребенка сейчас интересует как устроен дождь, а не когда ему подарят Лего?» (смеется).

Для нас конкурс «Снимай науку!» — это возможность внутри нашего комьюнити пообщаться с единомышленниками.

— На телеканале «Наука» стартовал ежегодный конкурс «Снимай науку!». Расскажите, по каким критериям отбираете работы, и что в конце ожидает победителей?

— Сейчас выходит уже третий сезон нашего проекта «Снимай науку!». Изначально он запускался, чтобы понять насколько наука вообще интересует зрителей. И, получив первый отклик, мы были шокированы тем, как много людей и, что еще более удивительно, детей не равнодушны к этой теме.

Честно скажу, что ни я, ни наше руководство не были готовы к тому, какое количество работ нам пришлют. И большинство роликов, которые нам понравились, мы транслировали на телеканале. Выбор оказалось сделать очень сложно, поэтому к отбору работ привлекались абсолютно все — от режиссеров монтажа до редакции.

Конкурсанты смогли показать то, что мы никогда не видели: кто-то нашел сверх крутой объектив и снял видео с микроскопа или нестандартно показал, как делятся частицы и размножаются микробы, поэтому главным критерием отбора стала изобретательность участников. По итогам первого сезона мы открыли для себя ведущего нашего будущего проекта «Химия» — Александра Иванова. Естественно, у нас есть разные призы для участников. И для нас конкурс «Снимай науку!» — это возможность внутри нашего комьюнити пообщаться с единомышленниками. Поэтому для нас это важный проект. И мы рады, что с каждым годом количество участников только увеличивается.

Химия. Кислород

Плюс в этом году к привычному видеоформату мы отдельно запустили фотоконкурс совместно с Википедией. И уже получаем много фотографий высокого качества и настоящего профессионализма.

— О чем бы вы хотели снять фильм?

— Прежде всего про те открытия и разработки военной промышленности, которые раньше были засекречены, а со временем стали частью нашей повседневной жизни, как тот же интернет и GPS. И еще есть мечта снять фильм про звук и про музыку с научной точки зрения, то есть объяснить, что звуки представляют нечто большее, чем мы слышим — как они могут лечить, убивать и тому подобное.

— Вы с детства интересовались наукой?

— В детстве я увлекался музыкой. У меня первое образование музыкальное. Работал в разных оркестрах, занимался музыкой профессионально. Потом понял, что режиссура — это мое. И уже второе образование получал режиссерское. Но при этом у меня вся семья врачи. От них у меня определенный интерес к науке и к медицине. Но, несмотря на это, я все равно выбрал другой путь, связанный с телевидением.

— Режиссер телеканала «Наука» — это…

— Ответственность за информацию, которую ты показываешь. Потому что в мире науки мало субъективности. И самое главное — не врать. На телевидение часто используют фразу: «да это никто не поймет», «это никто не увидит» и так далее. Для меня это какая-то индульгенция человеческой лени.

В данном случае мы, как телеканал, развиваемся так же, как развивается наш зритель, который с каждым годом становится все более требовательным. Так или иначе, наука не стоит на месте, и мы вместе с ней.

Источник