Как создать нелинейную историю

Разбираемся в построении нелинейного сюжета на примере сериала «Хранители», фильмов «Вечное сияние чистого разума», «Криминальное чтиво», «Помни» и «Прибытие».

Нелинейное повествование стало популярным у таких режиссеров, как Кристофер Нолан, Дэвид Финчер и Квентин Тарантино. И хотя иногда может быть сложно собрать картинку воедино, при правильном подходе нелинейность может стать хорошим инструментом для короткого метра, художественного фильма или видеопроекта.

Точный сценарий и план

Задолго до киноадаптации Зака Снайдера в 2009 году и сериала 2019 года на НВО, писателю Алану Муру пришла идея «Хранителей». Мур переосмыслил старые комиксы и отразил в своих графических романах всю нервозность периода Холодной войны, попутно разрушив и линейность истории.

Позже, в интервью Мур ссылался на автора Уильяма Берроуза, который использовал нелинейную технику для сочетания разных тем, героев и сюжетных линий. Он говорил, что Берроуз «предлагал реорганизовать слова и образы, чтобы уйти от рационального анализа и позволить выйти на поверхность бессознательным намекам на будущее».

«Техника нарезки» Берроуза все еще используется современными режиссерами: берется уже готовая линейная история, нарезаются страницы, абзацы или предложения и перемешиваются, чтобы перераспределить сцены и порядок повествования.

Нелинейностью часто маскируют плохо проработанный сценарий. Но ее нужно вводить, лишь когда в сценарий вложены усилия, получена обратная связь, внесены правки и создана такая история, которая могла бы существовать сама по себе.

Скрипт-супервайзер последовательность

Когда в фильм вводятся элементы нелинейного сюжета, становится сложно удержать все в голове. Тут на помощь придет скрипт-супервайзер, в обязанности которого входит не только работа на этапе препродакшна, но и на съемках. Он следит за тем, чтобы текст, расстановка актеров, их макияж, прическа и другие элементы были согласованы.

«Вечное сияние чистого разума» (2004) — хороший пример нелинейной фантастической любовной истории и отличной работы скрипт-супервайзера. Чтобы результат получился не хуже, чем у Мишеля Гондри, необходима согласованность во всех деталях: как на площадке, так и в персонажах.

Согласованность людей, мест и тем

К началу 1990-х нелинейный временной порядок и изложение стали популярны у многих режиссеров. Но, кажется, ни одному автору не удалось использовать это лучше, чем Квентину Тарантино в «Криминальном чтиве» 1994 года. В этом фильме очень необычная структура, он изобилует оммажами и само-отсылками. Также он примечателен высоким уровнем согласованности того, что касается людей, мест и тем.

Немалую роль в этом играет тот факт, что режиссер, автор идеи и сценарист в данном случае — один и тот же человек.

Полное понимание мира истории очень важно для согласования всех элементов нелинейного повествования.

Съемки в хронологическом и хаотичном порядке

Многие режиссеры, которые снимают нелинейную историю, сталкиваются с задачей, в каком порядке снимать. Как правило, большинство фильмов снимается от сцены к сцене просто из экономии. В случае с нелинейными проектами все несколько сложнее.

Например, в фильме Кристофера Нолана «Помни» (2000), где история рассказывается с конца, идея снимать в хронологическом порядке кажется довольно логичной. На самом деле, все зависит от истории и от того, сколько времени готова потратить команда на воссоздание уже снятых сцен или насколько есть возможность снимать в нужном порядке.

Не забывайте о начале и концовке

Научно-фантастический триллер «Прибытие» (2016) хорошо иллюстрирует, как важно постоянно помнить о начале и конце истории в нелинейном повествовании. Фильм, как и любой линейный проект — это путешествие из точки А в точку Б и столкновение со сложностями в процессе. Однако в случае с нелинейным повествованием эти точки быстро перепутываются. Или же, как в «Прибытии», они могут быть одним и тем же местом.

И все же, если наша цель — рассказать историю путешествия, важно четко обозначить ее начало и конец, не только для повествования, но и для героев и их арок. Это поможет не сбиваться с пути даже при рассказе истории в необычном порядке.

Источник