Россияне разглядели OTT.

По прогнозам экспертов, к 2017 году зрительская аудитория ОТТ-видеосервисов в России составит 100 миллионов уникальных пользователей, достигнув проникновения 70%.

Согласно исследованию российского рынка ОТТ-видеосервисов, проведенному J’son & Partners Consulting,  по итогам первого полугодия 2014 года размер пользовательской базы ОТТ-видеосервисов составляет 63,7 миллионов уникальных зрителей ,а проникновение — 45%. Для российского рынка аудитория  исчисляется как число уникальных зрителей, смотрящих видео в сети Интернет.

2

В 2013 году российский рынок ОТТ-видеосервисов перешел от этапа зарождения к этапу бурного роста и, по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, к концу 2014 года объем рынка составит 4,8 млрд. руб.

По прогнозам экспертов J’son & Partners Consulting, к 2017 году зрительская аудитория ОТТ-видеосервисов в России составит 100 миллионов уникальных пользователей, достигнув проникновения 70%.

В 2013 году российский рынок ОТТ-видеосервисов перешел от этапа зарождения к этапу бурного роста и, по оценке экспертов J’son & Partners Consulting, к концу 2014 года объем рынка составит 4,8 млрд. руб.

3

К концу 2017 года ожидается, что объем рынка вырастет до 11,4 млрд. руб. Средний темп роста рынка в денежном выражении в 2014-2017 годах составит 33,1%.

На российском рынке ОТТ-видеосервисов наиболее широко распространенной моделью монетизации является aVOD (рекламная модель), по итогам полугодия 2014 года 73% доходов генерируется именно этой технологией.

4

Несмотря на тот факт, что сегмент ОТТ-услуг еще находится на начальном этапе развития, на российском рынке уже сформировались лидеры, идущие с заметным отрывом от конкурентов.

5

Среди крупнейших игроков рынка ОТТ-видеосервисов можно выделить Топ-3 компаний: ivi, Okko (Play) и Tvigle.

Сегмент операторских ОТТ-видеосервисов

ОТТ распространяется в смежном сегменте платного телевидения и, в скором времени, возможно формирование нового сегмента – рынка операторского ОТТ. К операторам ОТТ в рамках данного исследования относятся компании, запустившие услугу в коммерческую эксплуатацию и осуществляющие предоставление услуг платного телевидения через ОТТ-устройство.

Критериями принадлежности ОТТ-сервиса рынку платного телевидения выступают неотъемлемость операторского устройства (приставки) для предоставления сервиса и платное предоставление сервиса на основе подписки.

Абоненты операторских ОТТ-видеосервисов в платном телевидении – это пользователи услуг, поставщиком которых выступает оператор, осуществляющий ретрансляцию ТВ-каналов через операторскую приставку по неуправляемой сети.

На российском рынке в первом полугодии 2014 года услуги операторского ОТТ реализовала компания Nemo TV, также компания предоставляет сервисы видео по запросу как онлайн-кинотеатр.

Рейтинг ОТТ-видеосервисов

Среди онлайн-кинотеатров определенным лидером по среднемесячной аудитории является сервис IVI, которой также занимает первое место в рейтинге по доходам среди лидеров ОТТ-видеосервисов. По контентному наполнению онлайн-кинотеатр Megogo занимает первую строчку.

Качество трафика ОТТ-видеосервисов, оценивается по параметру отказов от посещения, наименьшее количество отказов от посещения онлайн-кинотеатра у TNT-online.

Сервис Tvigle, занял вторе место по доходам, и четвертое место по количеству уникального контента среди рекламных онлайн-кинотеатров.

6

*среди онлайн кинотеатров с преобладающей долей профессионального контента
**основной моделью монетизации является aVOD
***показатели по среднемесячной аудитории – сводный рейтинг на основе метрик comScore, TNS, TNS ролики и модели J’son & Partners Consulting
****данные метрики SimilarWeb, включают в себя исключительно десктопную аудиторию.
*****рейтинг рассчитан на основе данных компаний и оценках J’son & Partners Consulting

Источники: J’son & Partners Consulting, Comscore, TNS, Similarweb, данные компаний

Светлана Горохова, генеральный директор компании Zoombу: «Мы предполагаем, что основным трендом следующих двух лет будет дальнейшее развитие мультиплатформенности, с акцентом на быстрый рост доли мобильных устройств и Smart TV. Аудитория, предпочитающая потреблять лицензионное видео не на десктопе, а на мобильных устройствах и в приложениях Smart TV, достигнет индустриально значимых величин. Это приведет к появлению отраслевого стандарта измерений этой аудитории. Как только эти измерения появятся, мы ожидаем стремительного роста интереса рекламодателей к данному сегменту»

Артем Киракосьян, вице-президент по маркетингу компании Okko: «В течение ближайших двух лет основной платформой потребления видеоконтента станет Smart TV. Значительная часть новинок кино будет демонстрироваться в «ранних окнах», включая фильмы ведущих голливудских студий. Качество контента, доступное пользователям на телевизорах Smart TV будет сопоставимым и даже превзойдет кинотеатральное: UHD 4K, Full HD и 3D, звук Dolby Digital, 5.1, 7.1. Платная модель потребления контента по-прежнему будет расти быстрее рынка»

Виктор Чеканов, генеральный директор онлайн-кинотеатра MEGOGO Russia: «Мы ожидаем, что тренд, появившийся несколько лет назад и взявший курс на увеличение объема потребления контента на connected-устройствах — Smart TV, set-to-box и мобильных устройствах — сохранится. Это существенным образом отразится на традиционном ТВ. В частности, ретрансляция линейного телевидения по технологии ОТТ может стать одним из основных направления работы для всех игроков видеорынка»

Сергей Лившиц, генеральный директор интернет-кинотеатра Tvzavr.ru: «Рынок видеорекламы вырастет за счет приложений для SmartTV и мобильных устройств, чему способствует рост их проникновения и признание этого канала коммуникации рекламодателями. Темпы роста доходов от продажи контента будут опережать рост доходов от рекламы, но доля последних будет по-прежнему доминирующей.
Все больше людей будут платить за контент в связи с ужесточением антипиратского законодательства, ростом проникновения SmartTV и сокращением окон между оффлайн- и онлайн-кинопрокатом. Также скажется общая экономическая ситуация. Развлечения – не предмет первой необходимости, на нем можно и сэкономить. Смотреть фильмы онлайн дешевле, чем посещать кинотеатры, особенно семьей.
Мы ожидаем, что рынок будет консолидироваться. Все больше внимания будет направлено на внутреннюю эффективность онлайн-кинотеатров. По итогам 2015 года некоторые проекты покажут операционную прибыль».

Егор Яковлев, генеральный директор Tvigle: «Становится очевидным, что на ближайшую перспективу рекламная модель монетизации останется основной, с долей не менее 70-75% рынка. Другой тренд, в том числе связанный с активным перетеканием видеосмотрения на устройства — это превращение из сервисов в медийный продукт для конкретных целевых аудиторий. Подход, основанный на огромных каталогах уже показал свою бизнес-несостоятельность. Зрителям не требуется миллион единиц контента, а видеосмотрение, особенно на смарт-тв, по своим шаблонам все больше напоминает классическое телевизионное. Также хочу отметить, что появление в сегменте профессиональных исследований, таких как отчет J’son&Partners, безусловно, пойдет на пользу и участникам и рынку в целом».

Дмитрий Пашутин, директор по медиаисследованиям и стратегической аналитике IVI: «Мы рады, что к онлайн-видео стали проявлять интерес исследовательские компании – это поможет рынку стать прозрачнее и организованнее.

В качестве основного тренда мы хотели бы отметить рост аудитории мобильных устройств и Smart TV: структура потребления контента меняется уже сегодня, что, безусловно, сказывается и на рекламной, и на платной моделях. Рекламодатели живо реагируют на перемещение аудитории и мы уже сегодня видим быстрый рост спроса на рекламу в Smart TV и на мобильных устройствах. Росту этого сегмента способствует появление новых рекламных форматов. Полагаю, что важную роль сыграет выход на эти платформы форматов, позволяющих активно взаимодействовать с аудиторией (интерактивное видео). Другим важным драйвером роста станет появление независимых измерений аудитории. Компания TNS уже выпустила на рынок данные о мобильной аудитории ведущих проектов и, что ещё более важно, о пересечении аудитории между ПК и мобильными.
Кроме того, мы считаем крайне важной оценку качества трафика игроков. На наш взгляд, качество контента и качество рекламного контакта (которое складывается из качества аудитории и окружения плеера на тех площадках, где размещена реклама) станут теми факторами, на которые всё больше будут обращать внимание рекламодатели.
Отдельным образом стоит отметить рост доходов от платного контента. Вопреки популярному мнению относительно того, что российская аудитория не готова платить за контент, мы наблюдаем обратное и с уверенностью можем сказать, что в будущем доходы от платной модели станут сопоставимы с доходами от рекламы, что еще сильнее подстегнет рынок».

Напомним, что OTT (Over the Top) – технология доставки видеосигнала профессионального контента на приставку (компьютер, мобильный телефон) пользователя по интернету без прямого контакта с оператором связи.

1

В структуре видеорынка ОТТ выделяется четыре основных сегмента:

  • VOD – (video on demand) классический формат услуги «видео по запросу», за плату пользователь получает возможность просмотра единицы контента в течении ограниченного или не ограниченного времени, арендуя указанный контент.
  • sVOD – (subscription video on demand) «видео по запросу», предоставляемое на условиях подписки, таким образом, за плату пользователь получает доступ к библиотеке контента на определенное время без ограничения числа просмотров.
  • aVOD – (advertising video on demand) условно бесплатная услуга «видео по запросу», воспроизведение единицы контента сопровождается трансляцией определенного числа рекламных сообщений.
  • EST – (electronic sell through) приобретение пользователем цифровой копии контента либо бессрочная аренда единицы контента.