Тренды и перспективы. По следам IBC-2014.
IBC – безусловно, крупнейшее ежегодное событие в сфере телевещания. Проанализируем мировые тренды бродкастинга. Так, в 2010 году все хотели 3D, годом позже – айфон и айпад. Темой 2012 стал мобильный контент, в прошлом году все разговоры велись об ОТТ. Осень 2014 в Амстердаме выявила не один, а сразу несколько трендов.
4К, OTT, облако, слияния-разделения
Все, кто связан с производством и доставкой контента через достаточно широкие каналы связи – кабельщики, эфирщики, спутниковые операторы, – целятся в 4К. Ультравысокая четкость и новый кодек, разработанный для этой четкости, HEVC (HighEfficiencyVideoCodek), – это серьезный, но вполне классический тренд.
Мобильщики, у которых нет полосы, достаточной для вещания, идут от другой парадигмы. Сверхвысокое качество, как все понимают, совершенно неактуально для мобильного телефона, и “мобильщики” акцентируются на актуальном, резонирующем контенте и на технологиях доступности и доставки везде и всюду. Их слоган – “Полная нелинейность, адаптивность, доступность”. То есть смотрение, в котором главный – ты сам. Не режиссер, не программный директор канала определяют, что ты будешь смотреть. Ты сам себе программный директор и режиссер, ты сам составляешь свою программную сетку. Этот тренд оформился как ОТТ. И IBC-2014 показывает, что этому тренду быть.
Третий момент, удививший меня в этом году, – то, что рынок движется в разные стороны. Гигант типа HarrisBroadcast идет по пути деления и уменьшения, а другие компании выбирают укрупнение – Quantel покупает Snell, Oracle прямо во время IBC объявляет о покупке FrontPorchDigital.
Четвертый тренд – облако. Это даже удивительно, потому что бродкастинг– одна из самых консервативных сфер, там все делается ради качества, картинки, сигнала. А у облачных подходов по определению нет гарантии высокой точности и гарантированной доставки по времени. Облачные хранилища, конечно, большие, но не настолько, если речь идет о 4К-картинке. Облачные технологии не смогли войти в бродкастинг резко и мощно, как вошли в телекоммуникации. Поэтому облако сделало шаг назад, чтобы сделать два шага вперед. И попыталось войти в те ответвления отрасли, которые не столь дороги душе классического телевизионщика: в то, что связано с управлением бизнес-процессами (хороший пример облачных технологий — система advertizoom.com), нетрадиционным и нелинейным потреблением (ОТТ и мобильным), фидбэком от зрителей. Все это с легкостью подхвачено облаком. Конечно, часть, связанная с производством – камеры, съемки, монтаж, – по-прежнему привлекательна для облака, осторожные попытки захвата продолжаются. Но бродкастеры боятся выпускать производство из студии. Все боятся за свой контент, потеря любого кадра – это ущерб репутации, а если это кадр из рекламы – потеря денег и штрафные санкции. Но то, что связано с обслуживанием этого производства, в том числе с альтернативной дистрибуцией, облако обхватило очень плотно. И телевещания без облаков уже нет.
Провал или победа?
На IBC-2014 была представлена попытка унифицировать инфраструктуру внутри студии – это концепция, которую продвигает Чарли Вогт, глава ImagineCommunication и GatesAir, компаний, образовавшихся в результате разделения HarrisBroadcast. Вот, человек из телеком-индустрии, который раньше никогда не занимался телевидением, попытался стать разрушителем легенд. Он пришел и сказал: “Надо уйти на унифицированные платформы, на IP – весь мир движется в эту сторону. Ну и что, что в телевидении никто так не делал? В телекоме 20 лет назад тоже так говорили”. С точки зрения Вогта, прорывные технологии – унификация. Модель очень интересная и очень спорная, не все с ней соглашаются. Повторю, рынок бродкастинга очень консервативный, но надо не только поддерживать существующее, но и двигаться вперед. Если скачок в понимании произойдет, то для ImagineCommunication это будет выигрыш в несколько лет, отрыв может стать ошеломляющим. Это как с Apple: несмотря на то, что планшеты вскоре после них стали выпускать многие, догнать Apple в течение первых двух самых важных лет не получилось ни у кого, самая маржинальная часть аудитории уже была захвачена.
Время покажет, прав Вогт или нет. Рынок бродкастинга меняется, все меньше готовится специалистов по классическому телерадиовещанию. На смену прежнему консервативному поколению приходит новое – люди, которые хорошо разбираются в IP-сетях, в IT, специалисты, возглавлявшие технические службы в телекоме. Их влияние растет, и попытки держаться за консервативные схемы будут все более слабыми.
Телевидение + телеком
Ежедневно о новостях и основных событиях IBC участникам и гостям выставки рассказывал бюллетень The IBC Daily. 16 сентября, в последний день работы IBC, вышел заключительный обзор, суммировавший все самое-самое. Так вот, на его 64 страницах большого формата упомянута единственная российская разработка – Q’ligent, которая позволяет контролировать многое, в том числе доставку контента до конечного потребителя.
Особенность Q’ligent как решения состоит в том, что его делали профессионалы одновременно и в телевизионной, и в телекоммуникационной отрасли. Как было раньше, лет десять назад? Все среды распространения были традиционными, понятными, прозрачными и линейными – эфир, кабель, спутник. Все факторы, которые влияли на качество доставки, были хорошо изучены, и как с ними бороться, тоже было понятно. Было перечисляемое количество точек передачи контента в среду доставки до абонента, которые находились под контролем оператора. С взрывным ростом мобильных, интернет- и IP-технологий потребления процесс перестал быть управляемым. Сейчас же между производителем контента и его потребителем есть некий “черный ящик”, и непонятно, кто и что стояло на пути доставки контента до конечного потребителя и как это проконтролировать. Вопрос доставки становится запредельно важным. Телевизионный рынок никогда с этим не сталкивался, а вот для телекоммуникационного рынка это обычная ситуация, причем уже многие годы – с тех пор, как он стал пакетным, а не проводным. Q’ligent предложил новую для телевидения (но уже хорошо зарекомендовавшую себя в телекоме) парадигму – контроль качества облачного распространения контента с помощью облачных решений. Это существенно упрощает жизнь традиционным вещателям, производителям и агрегаторам контента, не имеющим практических рычагов воздействия на процессы распространения и доставки медиа-сервисов. Тем самым, заказчик данного решения или услуги (а предложение системы в виде услуги – это еще одно новшество для традиционного телевизионного рынка) получает объективный, гибко масштабируемый инструмент оперативного поиска “самого слабого звена” в цепочке, стоящей между ним и потребителем, позволяющий обезопасить самое ценное, что есть у любого вещателя, – его репутацию.