Организация спутникового вещания ТВ- или радиоканала: поднимаемся на спутник
Как организовать спутниковое вещание ТВ- или радиоканала: подготовка коммерческого предложения, формирование бюджета, выбор оборудования и поиск партнеров.
Главный вопрос – зачем?
Единственно верным ответом на данный вопрос будет – доставка единого сигнала до 5-7 и более ретрансляторов. Если вам необходимо передать сигнал, допустим, до 3-4 объектов – не стоит ли подумать о наземном способе доставки сигнала? Например, доставка «по земле» потока данных со скоростью 256 кбит/с от Санкт-Петербурга до ретранслятора в Ленинградской области обойдется вам в 5-7 тысяч рублей ежемесячно. От Санкт-Петербурга до Москвы такой канал арендовать будет затруднительно, так как магистральные провайдеры не подключают на скорости менее чем 1 Мбит/с. Но за 1 Мбит/с придется заплатить все те же 5-7 тысяч рублей.
Если количество приемных станций для нашего сигнала составляет десятки и сотни единиц, то спутниковое вещание – единственно разумный вариант.
Отметим важность упомянутого нами выше «единого сигнала» – со спутника его можно раздать фактически неограниченному количеству наземных клиентов, но сигнал будет единым для всех.
В случае, если вы хотите передавать каждому клиенту свой вариант сетевой программы, спутниковое вещание – не лучшее решение, и стоит обратить внимание на системы управления и передачи контента через Интернет.
Территория
Анализ рынка
Хорошую пищу для размышлений дадут вам и специальные сайты, которые следят за изменением в спутниковых пакетах – www.lyngsat.com, www.flysat.com и многие другие. Там вы легко сможете найти технические параметры передачи ТВ- и радиопрограмм на всех доступных спутниках.
Коммерческое предложение
Когда у вас появился список операторов спутниковой связи, самое время сделать запрос и получить коммерческое предложение.
В запросе необходимо указать следующие ключевые параметры:
1) количество и скорость потока данных (битрейт) поднимаемых на спутник программ;
2) желаемая зона распространения программ.
Битрейт программы имеет ключевое значение при ценообразовании, так как вы арендуете на спутнике именно канал передачи данных с фиксированной скоростью. Для аудиопрограммы я бы не советовал использовать скорость кодирования ниже 192 кбит/с, так как это дает заметные на слух искажения.
Стоит ли кодировать аудиопрограмму с битрейтом 256 кбит/с и выше? Решать вам, но стоит заметить, что не так уж много людей способны на слух отличить фонограмму, закодированную в MP3 со скоростью потока в 192 и 256 кбит/с.
Для вещания неспортивного канала в разрешении SD, передаваемого в формате MPEG-4, я бы посоветовал использовать скорости потока никак не менее 2 Мбит/с. Для HD-программы начальной цифрой может послужить 4 Мбит/с. А для получения максимального качества битрейт видео должен превышать значение 8-10 Мбит/с.
Теперь у нас на руках есть коммерческое предложение. Уверен, что вместе с ним вы получите и еще несколько встречных вопросов, как минимум — насчет оборудования и форматов сигнала. Расскажем обо всем по порядку.
Оборудование
Для формирования программы нам не обойтись без оконечного оборудования. И здесь все операторы спутниковой связи делятся на две группы: а) на стороне провайдера можно устанавливать оборудование и б) на стороне провайдера нельзя устанавливать оконечное оборудование.
В первом случае вы можете установить у провайдера в стойке свое «железо» и арендовать доступ в Интернет. Это могут быть резервные источники сигнала, кодеры, мультиплексоры, система мониторинга и т.п. Во втором случае провайдер спутниковой связи хочет получить от вас готовый IP-поток, полученный из ближайшей точки обмена трафиком или по сети Интернет.
При выборе оборудования обращайте внимание на фирму-производителя. Это должен быть надежный поставщик с системой поддержки и хорошим опытом запуска вещательных проектов. Что, впрочем, не запрещает нам сделать резерв на более дешевом и простом оборудовании.
Качество аудио- и видеопрограммы напрямую зависит от способа кодирования потока. Не стоит удивляться, если дешевый китайский кодер даже на 20 Мбит/с создает размытую и нечеткую картинку.
Формат сигнала
Вопрос формата сигнала является прямым следствием вопроса с оконечным оборудованием. Например, некоторые московские операторы спутниковой связи с удовольствием примут от вас цифровой аудиосигнал в формате AES/EBU, а все последующие преобразования произведут самостоятельно. Таким образом, подача звука на оборудование провайдера сводится к установке вещательного сервера и специализированной звуковой карты или звукового процессора с цифровым аудиовыходом. Возможна установка и Audio-over-IP декодера.
Не забудьте уточнить тип разъема на стороне провайдера. Если это небалансный BNC, то вам может понадобиться преобразователь сопротивления 110 Ом — 75 Ом, например Canare BCJ-XJ-TRB. Вроде бы мелочь, а легко может сорвать запуск вашей программы на спутник.
Большинство провайдеров готовы принять от клиента ASI-сигнал, так как он является стандартом в отрасли спутникового вещания. Сигнал ASI вне зависимости от скорости входных потоков имеет постоянную скорость в 270 Мбит/с. Экономически невыгодно арендовать канал передачи данных с такой скоростью, поэтому ASI логичнее создавать вашим оборудованием, установленным в стойке спутникового провайдера.
Ряд компаний может потребовать от вас готовый транспортный поток. Для нас как для вещателей — это самая сложная задача. Необходимо закупить и установить кодирующее и мультиплексирующее оборудование, которое решит задачу по кодированию аудио- и видеопрограмм в отдельные транспортные потоки (SPTS – Single Program Transport Stream, транспортный поток с одной программой) с последующим объединением их в единый MPTS (Multiple Program Transport Stream, транспортный поток, состоящий из нескольких программ). Полученный транспортный поток MPEG и будет передаваться на спутник.
Минимальная скорость передачи данных в одном пакете – 2 Мбит/с. Если оператор спутниковой связи не имеет готового пакета, куда вас можно было бы добавить, готовьтесь к тому, что платить за все 2 Мбит/с придется только вам. Как вариант – собрать несколько желающих и подниматься на спутник вместе.
Выбор спутника
Мониторинг
Увеличение размеров вашей «тарелки» улучшает качество приема и уменьшает количество прерываний вещания при ухудшении погодных условий. Установка механизированного приемного комплекта не только позволит оперативно перестраиваться на другие спутники, но и увеличит бюджет.
Бюджет
Если затронуть проблему выбора спутниковых тюнеров, то хотелось бы отметить, что я регулярно наблюдал ситуацию, когда одинаково стабильно работали тюнеры за 7 и за 170 тыс. рублей. Обратите внимание на поведение спутникового приемника при отключении электричества – как быстро и насколько корректно он возобновляет свою работу? Для автоматических удаленных объектов хорошим решением будет спутниковый тюнер с возможностью удаленного управления через Интернет.
Не стесняйтесь запросить возможность тестового периода вещания или временной аренды оборудования вместо его покупки. В случае технических проблем и нестыковок (например, оборудование разных производителей не хочет работать вместе) это позволит избежать лишних расходов.
Партнеры
Описывая подробности подъема сигнала на спутник, не стоит забывать, для кого мы это делаем. Для наших региональных партнеров, которые будут продавать рекламу в своих городах и платить нам за возможность ретранслировать наш качественный и рейтинговый продукт.
Поэтому на этапе запуска спутникового вещания необходимо продумать схему работы ваших партнеров. Подготовить сетку вещания, сформировать алгоритм врезок рекламных материалов партнеров, записать оформление эфира и создать плей-листы резервного вещания. Работа с партнерами и оперативное решение их проблем – залог успеха вашего сетевого вещания.
Вещание на спутнике сегодня не представляет особых проблем – ни технических, ни организационных. Есть возможность выбора как провайдеров спутниковой связи, так и форматов и технологий доставки сигнала. А выбор эффективного, экономически оправданного и надежного решения – за вами!
Broadcasting. Телевидение и радиовещание №3 (123) май-июнь 2015