ТВ-индустрия стран Латинской Америки: характеристики, жанры, тенденции

О текущих тенденциях, характеристиках и жанровом разнообразии ТВ-рынка стран Латинской Америки рассказывает Анна Вербовская, менеджер по продажам и закупкам MK Media Group, ответственная за работу со странами Латинской Америки.

О КЛЮЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТВ-РЫНКА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Латинская Америка – регион, который никак нельзя назвать однородным. Он состоит из 20 стран, каждая из которых может похвастаться уникальными чертами «характера». Но большинство из них объединяет схожие ментальность и культурный код. Именно это позволяет выделить общие для всех стран Латинской Америки тенденции и характерные особенности ТВ-индустрии.

Для начала стоит упомянуть о языковой унификации вещания. Выделяют два языка, которые объединяют зрителей всех стран региона: испанский и португальский (бразильский). При этом стоит понимать, что испанский испанскому рознь: существует около 10 его диалектов в провинциях самой Испании, что уж говорить про Латинскую Америку, где их 5 отдельных подгрупп. Поэтому телеканалы зачастую ориентируются на нейтральный диалект, понятный максимальному количеству людей. Это важно знать, поскольку наличие версии контента на «нейтральном» испанском значительно повышает шансы ТВ-продукта «зайти» на как можно большее количество телеканалов ЛА.

Сам рынок можно описать как очень доброжелательный, но самодостаточный и открытый не для всех. Это легко проследить на примере турецкого контента, который в последние годы обрел здесь огромную популярность. К успеху турецкие дистрибьюторы шли долго. По словам СЕО компании Global Agency Иззет Пинто, только после 6 лет попыток зайти в регион им наконец удалось достичь успеха: драма «1001 ночь» заинтересовала сначала Чили (канал Mega), Колумбию (Caracol) и Аргентину (El trece), а позже Бразилию (Bandeirantes), Перу (Frecuencia Latina), Уругвай (Saeta), Боливию (Unitel) и испаноязычную аудиторию США (Mundofox). Зрителей последних пяти премьера ожидает в 2015 году.

Завоевать сердца телезрителей оказалось сложно, и дело, вероятно, вот в чем:

  • во-первых, телеканалы Латинской Америки, как правило, заинтересованы только в контенте, уже озвученном на испанский/португальский языки;
  • во-вторых, в отдельных странах существуют законодательные ограничения, не позволяющие или ограничивающие закупки международного контента;
  • в-третьих, сказываются особенности менталитета и уже сформированные у аудитории вкусовые предпочтения (с теми же теленовеллами конкурировать довольно трудно).

Впрочем, последние годы регион становится более открытым для международного сотрудничества. Ключевую роль в этом играют различные выставки и телевизионные рынки, которые способствуют обмену информации о новых тенденциях и новых игроках глобального медиарынка.

Актуальной темой для Латинской Америки являются прогнозы по переходу на цифровое вещание. Большая часть ЛА уже перешла на новые стандарты, обещая их окончательно внедрить к 2020 году. Согласно исследованию The Digital TV Latin America Forecasts, распространение цифрового ТВ в регионе в 2010 году составляло 17,9%, в конце 2014 – около 50%, а к 2020, по прогнозам, должно составить 93,6%. При этом, бесплатное телевидение «оцифровывается» намного быстрее платного.

Безусловно, качество контента, предоставляемое последним, превосходит бесплатное в разы. Pay TV привлекает огромные инвестиции: наиболее активно вкладываются в него в Бразилии (актив к 2020 составит 8,6 миллиарда дол. США), за ним следуют Мексика (5,6 миллиарда) и Аргентина (2,3 миллиарда). На рынке ЛА присутствуют многие каналы платного ТВ США и других стран.

Бесплатное телевидение, в свою очередь, поддерживается правительством, отдельными ГО, научными институтами и так далее. Ярким примером является сеть TAL (Television America Latina — Телевидение Латинской Америки), которая занимается производством, ко-продакшном и дистрибуцией контента среди своих участников. Целью TAL является развитие общественного телевидения путем обмена телепрограммами, произведенными каналами-членами (а их около 200), производства нового качественного контента, поддержки иностранных библиотек (телеканал RAI, Италия, Nordivision, Скандинавия), а также проведения образовательных программ для улучшения качества предоставляемого контента. Основной упор делается на политику, культуру латиноамериканского региона и остросоциальные темы.

О ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПРОГРАММ, ПОПУЛЯРНЫХ
В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАНАХ

Телезрители Латинской Америки в целом мало чем отличаются от зрителей других регионов – они смотрят те же форматы, шоу, фильмы и сериалы. Но наибольшим успехом все же пользуются те, что соответствуют местному менталитету: эмоционально насыщенные, с экспрессивными, открытыми и раскрепощенными героями.

С другой стороны, зрители не прочь заглянуть в жизнь жителей других стран, посмотреть, насколько она отличается от латиноамериканских норм и устоев. Видимо, поэтому в Европе снова входят в «моду» латиноамериканские сериалы, а в ЛА возрастает интерес к турецким и скандинавским.

О НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННОМ ЖАНРЕ

С чем преимущественно ассоциируют телевидение Латинской Америки, так это с теленовеллами и мыльными операми. Причем, с типичными, из 90-тых, на 100-200 серий и сюжетом, полным бурных страстей и страданий. Невероятно стойкий стереотип.

Впрочем, он имеет мало общего с современным жанром теленовеллы. В ЛА с каждым годом все больше меняется подход с производству таких программ, вплетаются элементы других жанров, совершенствуются технологии съемки – и все это на выходе дает действительно качественный рейтинговый контент. Сейчас классические теленовеллы сменили так называемые super-series – короткие сериалы-экшены, приближенные к реальной жизни. Пользуются успехом адаптации бестселлеров, комиксов и видеоигр.

Также становится популярным жанр скандинавского нуара (на испанском — el noir nordico). Этот жанр – визитная карточка скандинавов, чьи сериалы «Мост», «Правительство», «Убийство» и «Валландер» стали культовыми в Европе, а с легкой подачи США превратились в формат. На сегодняшний день производство скандинавских сериалов поставлено на поток. Так, шведский детектив «Валландер» (Wallander) был переснят британским BBC, у «Моста» целых два римейка – один совместного производства Великобритании и Франции, второй – США и Мексики, а в римейке «Убийства» участвовал Ник Пиццолатто, который позже трансформировал нордический мистицизм в американскую южную готику в сериале «True Detective». Жанр характеризуется определёнными клише: это абсолютная беспристрастность в повествовании, мрачный гнетущий антураж и виды безупречной северной природы, на фоне которой вскрываются проблемы на государственном или общественном уровне, где, на первый взгляд, царит процветание и благополучие. «Завораживает и пугает в сюжетах скандинавских детективов именно это — ужас, таящийся за чем-то вполне обыденным и на вид безопасным, неожиданные провалы на темную сторону» (Татьяна Алешичева, газета «Коммерсант»).

Вероятнее всего, интерес к нуару растет благодаря тому, что он кардинально отличается от того, к чему привыкла латиноамериканская аудитория.

Впрочем, и к привычным жанрам интерес не снижается. Наоборот, прослеживается тенденция к увеличению объема закупок развлекательного контента. В последнее время телеканалы выделяют под него и под адаптации форматов все больше эфирного времени. Программные директора отходят от политики «недоверия» к оригинальным форматам и охотнее соглашаются на сотрудничество. Теленовеллам приходится потесниться. Адриана Сантучо (CEO, FremantleMedia, US Hispanic, Lat Am) связывает это с тем, что «в телепрограммах люди ищут эмоции. Раньше их давали новеллы, теперь им на смену приходит развлекательный контент. Разница невелика. Не случайно крупные каналы Колумбии, Аргентины и Мексики ставят шоу в рейтинговое вечернее время, ранее заполняемое теленовеллами». Как и в Европе, популярны форматы танцевальных и музыкальных шоу, викторин, талант-шоу (особенно в Мексике и Аргентине).

Согласно отчету IPOBE Media Information за январь 2015, наиболее рейтинговыми платными телеканалами (спутниковыми и кабельными) считаются каналы, сфокусированные на детских программах, документалках, спортивных трансляциях, кино и сериалах. Среди них Disney, Discovery Networks, Fox, Turner Broadcasting, Cartoon Network, A+E Networks, AMC Networks, HBO и другие.

О ПОДДЕРЖКЕ КОНТЕНТА
МЕСТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Латинская Америка всегда фокусировалась на потреблении собственного контента, и лишь последние годы стала лояльнее относиться к иностранному продукту.

Но эта тенденция характерна не для всех стран. Возьмем, к примеру, Бразилию: с 2011 года вступил в действие закон 12.485/2011, который до сих пор вызывает немало споров и выносится на обсуждение на местных конференциях и конгрессах (в частности, обсуждался на Rio Content Market 2015 и ABTA Expo & Conference 2015). Данный закон был создан с целью увеличения спроса на национальный продукт и улучшения его качества за счет роста конкуренции на рынке. Были созданы квоты для платных телеканалов, которые с 2012 года обязаны включать контент бразильского производства в prime-time ежедневно. При этом контент считается национальным, если он произведен независимым продакшном (каналы могут участвовать в ко-продакшне, но их вклад/права должны быть не более 49%, чтобы производство считалось независимым). Несмотря на то, что правительством выделяются огромные бюджеты на поддержку национального производства, требуется время на доведение местного продакшна до мирового уровня.

В связи с законом каналы, работающие по подписке, обязаны выплачивать налог за каждый эпизод (на иностранный продукт он, естественно, выше), вне зависимости от хронометража. В результате даже короткий межпрограммный иностранный продукт становится дорогостоящим для телеканала по сравнению с бразильским.

Закон не касается бесплатного ТВ Бразилии, но на общественном телевидении практически 100% контента составляет национальный продукт, за исключением мейджровских фильмов, сериалов и адаптированных форматов.

О ТЕКУЩИХ ТЕНДЕНЦИЯХ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО ТВ-РЫНКА

В 2014 году латиноамериканский ТВ-рынок пережил подъем. В то время в Бразилии проходил Чемпионат мира по футболу, в связи с чем наблюдалось значительное увеличение интереса аудитории к региональным телеканалам. Бразильский чемпионат, по сути, познакомил планету с телевидением Латинской Америки. Но после его окончания зрительский интерес закономерно упал. Результат печален: в Бразилии и Чили наблюдается экономический спад, чуть меньше пострадали Мексика и Аргентина, которых сейчас можно назвать самыми крупными игроками рынка. Ситуация в Венесуэле, Колумбии, Боливии и других странах в связи с политической и экономической обстановкой значительно хуже.

Впрочем, рынок понемногу начинает восстанавливаться. Проводится немало форумов по поиску возможных путей развития, поддержки и усовершенствования ТВ-сферы. Так, 23-24 июля 2015 проводился Конгресс TEPAL 2015 в Панаме для Pay-TV индустрии, 4-6 августа 2015 в Сан-Пауло пройдет Ярмарка и Конгресс ABTA 2015.

Насущным вопросом для платного ТВ-рынка Латинской Америки, помимо стратегий удержания роста во время экономической нестабильности и проблем с законодательной базой, является конкуренция с ОТТ-сервисами. Поскольку, согласно отчету El Futuro de TV-OTT Video in LA 2015-2025, 25% просмотров видео в Латинской Америке к 2025 году будет осуществлено на сервисах ОТТ, которые все больше захватывают рынок. Лидерами в сфере являются Бразилия и Мексика. Не отстают от них Колумбия, Чили и Аргентина.

Поэтому, чтобы все-таки остаться на гребне волны, платные телеканалы масштабно обращаются к оригинальному продакшну. Он рассматривается как способ дифференцировать себя и укрепить лояльность аудитории. Все больше внимания уделяется также направленности контента на регион в целом и на определенные страны. Сеть Scripps Network (HGTV | Food Network | Travel Channel | DIY | Cooking Channel), A+E Networks (HISTORY, A&E, H2, Lifetime), Discovery, Disney запустили локальные каналы в странах Латинской Америки, с собственными офисами, отвечающими за производство местного контента. Fox Latin America производит тысячи часов оригинального контента для ЛА: документального, спортивного и сценарного. Некоторые телеканалы действуют иначе – кооперируются с локальными для совместного производства. Так, к примеру, AMC Networks сотрудничает с бразильским телеканалом Chef TV для производства контента кулинарному каналу el Gourmet.

Конкуренция с ОТТ также заставляет телеканалы стремиться к тому, чтобы зайти на все возможные платформы доставки контента – VOD, OTT, TV Everywhere, а также создать ряд собственных. Каждый хочет остаться со своим зрителем, и при этом найти нового.