Контентная политика в условиях кризиса

Резкое падение рубля, общий спад российской экономики оказали влияние и на телевизионную отрасль. Производство и закупки контента резко сокращаются, объем сокращения — приблизительно 15-20%. Именно такие цифры озвучили недавно представители «Первого канала», ТНТ, СТС, руководители крупнейших российских продакшн-студий: Yellow, Black & White, StarMedia, Comedy Club Production и т. д.

Сложность ситуации в том, что на общий экономический кризис накладывается еще и отраслевой кризис, и кризис тесно связанного с телевидением рекламного рынка. Многие рекламодатели сократили свои бюджеты, и ситуацию эту не изменят даже вступившие 1 января в силу поправки к закону «О рекламе», запрещающие размещать рекламу на неэфирных телеканалах и вновь открывающие рынок для производителей пива.
Что это означает на практике? Чем обернется подобная рецессия для простого телезрителя? Правильно — общим падением уровня контента. Появляется больше повторов фильмов, уменьшается процентное содержание в сетке фильмов категории «А», в итоге это приводит к самому страшному — деградации зрительского вкуса. Я напомню, если кто-то забыл: не так уж и давно, в 90-х годах, самыми рейтинговыми сериалами были «Санта-Барбара», «Рабыня Изаура» и «Богатые тоже плачут». Сейчас всенародная любовь к латиноамериканским мелодрамам воспринимается исключительно с иронией. Кризисная российская экономика тех лет просто не могла позволить себе более дорогой и качественный контент. Телевизионный контент в этом смысле такой же продукт, как, например, одежда. Люди просто начинают хуже одеваться, платья, сапоги и сумочки от дорогих модных брендов незаметно исчезают из продажи, их место занимает продукция дизайнеров средней руки.
В подобной экономической ситуации повышается, как правило, интерес пользователей к телеканалам, сумевшим, вопреки кризису, поддержать контентное наполнение на высоком уровне. Причем речь идет именно о недорогом линейном телесмотрении, нежели о VOD-сервисах и онлайн-кинотеатрах. Зрителю гораздо выгоднее заплатить за «длинный» пакет киноканалов, чем покупать фильмы поштучно на DVD или в цифровой загрузке. Мировая практика подтверждает: именно недорогое кабельное и спутниковое телевидение в сложное время получает дополнительный стимул к развитию за счет большого охвата аудитории. Самый яркий пример — бурный рост кабельных операторов в США в 70-х гг на фоне «Уотергейта» и глубокого кризиса классического голливудского кинематографа.
Ситуация, сложившаяся сейчас на российском рынке, — уникальный шанс для кабельных и спутниковых операторов завоевать дополнительное доверие аудитории. Всё, что необходимо сделать, — сохранить качественное контентное предложение, не скатиться в трансляции, условно говоря, «Рабынь Изаур» и «Просто Марий», а выдержать стабильную сетку, грамотно рассчитав свои финансовые ресурсы и партнерские возможности.
Приведу пример на собственном опыте. Напомню, что для контентного наполнения пакета «СуперКино HD» год назад мы заключили контракты с крупнейшими голливудскими студиями-мейджорами и российскими кинодистрибьюторами. Несмотря на кризис, мы планируем и дальше поддерживать высокий уровень контента на наших собственных спутниковых каналах. В частности, мы пролонгировали еще на год контракт с Paramount Pictures, благодаря которому абонентам «Триколор ТВ» в 2015 году станет доступно 160 топовых фильмов только от этой студии, в том числе премьерные «Трансформеры: Эпоха истребления», новые «Черепашки-ниндзя», «Ной» и еще несколько фильмов, не транслировавшиеся еще на отечественном ТВ. Благодаря грамотному управлению финансовыми ресурсами, спутниковой емкостью, правильной контентной политике и, как следствие, большой базе высоколояльных абонентов, «Триколор ТВ» остается одним из самых стабильных операторов на рынке платного телевидения.
Отмечу еще 3 фактора, которые могут способствовать упрочнению позиций кабельных и спутниковых операторов:
1) совершенствование борьбы с видеопиратством. На мой взгляд, усилия государства и общества начали приносить свои первые скромные плоды. Топовые фильмы и сериалы постепенно исчезают из торрент-трекеров. Здесь очень важный экономический эффект: без фильмовых хитов торрент-трекеры очень быстро превращаются в контентную помойку, теряют трафик и забываются навсегда;
2) совершенствование способов телесмотрения. Считаю одним из наиболее перспективных направлений для современного телевидения возможность стримингового просмотра на планшете. Напомню, что для абонентов «Триколор ТВ» такая возможность существует с 19 ноября;
3) совершенствование качества изображения. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, очевидно: в ближайшие 3-4 года телевидение начнет переходить на формат Ultra HD. Могу подтвердить: мы планируем закупать фильмы в формате 4K для трансляции на первом российском 4K-телеканале, запущенном нами 22 октября.
Кризис неприятен для любой отрасли экономики, для игроков рынка и конечных пользователей, однако наша задача, наш долг, — в том, чтобы сохранить и даже улучшить уровень контентного предложения в расчете на массовое потребление. Повторюсь: кабельные и спутниковые телеканалы и операторы имеют хорошие шансы увеличить свою долю во всеобщей структуре энтертейнмента как один из самых недорогих и легко доступных способов качественного развлечения. Всё, что необходимо, — это проявить выдержку, ум, силу воли. И заботиться, прежде всего, о том, что и как смотрят ваши абоненты.
Автор:

arsen   Арсен Хомутов
директор по производству телеканалов «Триколор ТВ»