Тестирование монитора: плазменные панели Panasonic серии BT300
В силу разных причин некоторые пользователи приспосабливают бытовые плазменные и LCD телевизоры для профессионального использования. Но возникают некоторые проблемы. Телевизоры имеют, как правило, завышенную яркость, с неверной S-кривой гаммы, высоким уровнем черного, не точными координатами гаммы и цвета.
Компания Sony пыталась производить линейку LCD мониторов серий BVM и PVM, известные как Trimaster. Однако их высокая стоимость ($25000 для 23′ монитора) была серьезным препятствием для широкого использования. К тому же, несмотря на высокую точность этих мониторов, они не смогли преодолеть физические и оптические ограничения LCD технологии.
Почти шесть лет понадобилось компании Panasonic, что бы наконец-то выпустить приличный профессиональный плазменный монитор. Первый публичный показ монитора состоялся в Лас-Вегасе на выставке NAB-2011. Это были два родственных монитора TH-42BT300U и TH-50BT300U, соответственно с диагоналями 42′ и 50′, предназначенные для работы в пост-продакшен и для ответственных графических решений.
Panasonic – одна из трех компаний которые по прежнему производят плазменные дисплеи массово (еще Samsung и LG). Но Panasonic сделала большие инвестиции в развитие плазменных панелей и серьезно развила направление больших панелей (85′, 103′ и 151′).
Я начал тестировать 42′ профессиональные плазменные мониторы в 2008 году. Первой была недорогая модель (меньше $2000) TH-42PF11U, к ней предлагались опции: платы SDI, HD-SDI и HDMI. Они все были неплохо откалиброваны, но как только они начинали работать в динамически режиме все калибровки отключались. Сама компания Panasonic, была ими не довольна. На семинаре в B&H в 2009 году представитель Panasonic сообщил нам, что им пришлось отозвать 800 панелей из продажи.
В TH-42PF11U не хватало очень важных настроек. Прежде всего, невозможно было изменить гамму. Кино гамма была в основном охвачена, но HDTV BT.709 была завышена, и это было невозможно исправить.
Было несколько предустановленных кривых гаммы, например 2.0, 2.2 и 2.5. Они были близки к идеальным, но были проблемы с получением синего канала, что бы оценить правильность перехода от черного к белому и стабильный уровень серого в ярких участках.
В конце концов, не было никакой возможности сохранить в памяти все калибровки. В зависимости от исходного материала нужно было работать с цветовыми пространствами EBU или HDTV или даже эмулировать P3 DCI. И как эти настройки сохранять?
Впоследствии модель TH-42PF11U была заменена на TH-42PF20U, которая была больше цифровым монитором и имела проблемы с черным цветом. На то время решения не было. Пришлось ждать больше года, что бы компания Panasonic показала новую 300-ю серию.
Да, новый монитор не выглядит очень сексуально, но возможно он хорошо показывает.
Те, кто ныл все это время по поводу качества плазменных панелей Panasonic, получили то, что хотели. Нет, мы не получили 10 индивидуальных уровней гаммы для красного, синего, зеленого и белого, но теперь мы уже в этом почти не нуждаемся. Мы получили возможность сохранять настройки и настройки гаммы по удобным x, y координатам для начала.
Плазменная панель TH-42BT300U не такая яркая, как предшествующие, потому что в ней применены дополнительные фильтры, позаимствованные у панелей Pioneer «Kuro». В результате мониторы не светятся «как бешенные» в динамическом режиме. Это хорошо, значит, разработчики Panasonic обратили внимание, что многие колористы и видеомонтажеры работали с моделями 11 серии на пониженных яркостях 120-130 nit.
В модели TH-42BT300U в кино режиме яркость экрана не превышает 75-80 nit и 85-95 в стандартном режиме. Оба режима могут калиброваться по температуре, но гамма более точна в кино режиме.
У TH-42BT300U оттенки серого уже более жесткие, не такие смазанные, как у ее деда TH-4211PFU. Гамма цветового пространства ITU BT.709 была практически идеальной, но я сумел добиться более точного воспроизведения дополнительной настройкой красного, синего и зеленого цветов
Ниже представлены несколько графиков, которые я сгенерировал при помощи ColorFacts 7.5. Прежде всего, это график гаммы с настройкой 2.35 c пиком белого на уровне 75 nit.
Следующий рисунок отображает гистограмму цветовой температуры. Пунктирная линия — это уровень 6500 Кельвинов. Замечу, что мой сенсор X-rite Eye One Pro не измеряет корректно ниже 10 IRE).
Следующий график показывает гистограммы построенные от 0 до 100 IRE для R, G и B по отдельности. Неплохая однородность, не идеальная, но подойдет для большинства важных работ.
И на следующем рисунке показано, как близка цветовая гамма TH-42BT300 к цветовому пространству BT.709. Заводские настройки зеленого несколько увеличены по насыщенности и координаты зеленого смещены в сторону желтого. Это можно было легко перестроить.
Для тех, кто хочет знать насколько цветовое пространство P3 покрывается TH-42BT300U, смотрите следующую картинку. Замечу, что уровня зеленого не вполне достаточно, но вы можете откалибровать градации серого по DCI цветовой температуре (маленькие белые точки показывают значения температуры для серого цвета).
Последний график с CIE показывает обычную полную цветовою гамму (белый контур), по сравнению с цветовым пространством HDTV BT.709 (черный контур).
Что получается после калибровки.
После калибровки в режиме Cinema Warm BT.709 с значением гаммы 2.35:
ANSI контрастность = 771:1
пиковая контрастность 1527:1
Средний уровень белого с таблицей шахматное поле: 68.85 nit
Средний уровень черного с таблицей шахматное поле: .089 nits
Максимальная цветовая температура при сигнале 100 IRE, измеренная в 9-ти точках :76 Кельвинов. Это самое меньшее число, которое я видел у профессиональных дисплеев такого типа
Вывод:
Я преклоняю шляпу перед компанией Panasonic, несмотря на мое многолетнее нытье.
Я надеюсь, именно мои тесты 10-й и 11-й серий привели компанию Panasonic к пониманию что они имели алмаз но еще в грубой обработке.
Что ждать от следующего поколения? Возможно, многоточечная гамма-коррекция будет в меню, и добавится насыщенность зеленого цвета, что бы охватить большую часть пространства P3. Несмотря на это TH-42BT300U – это очень достойный профессиональный монитор по недорогой цене.