Рассеиватели и принципы их работы

В качестве рассеивателя может выступать множество материалов. Оператор Таннер Шинник разбирает, на что именно нужно обратить внимание, выбирая свой инструмент для съемки.

Работа с рассеивателями может быть весьма сложной и запутанной, учитывая, сколько различных вариантов материалов представлено на рынке. С каждым из них связано множество названий и цифр, так что потеряться во всем этом не составит труда. Попытаемся облегчить процесс выбора.

Слишком много рассеивания

На YouTube появился видеотест, демонстрирующий эффект, который предлагает множество разных вариантов рассеивателей. Даже запомнить характеристики каждого из представленных там материалов довольно трудно. Самый простой способ начать их изучать — взять три разных типа рассеивателей и попытаться понять, как их лучше использовать. Рассмотрим три самых распространенных варианта, которые можно найти в ренталах и на съемочных площадках.

216 (белое рассеивание)

Это белый (full white) диффузный фильтр, состоящий из мягкого и плотного материала. Свет, падающий через него, очень мягкий и почти не отбрасывает теней. Как правило, это самый плотный фильтр размером 4×4 (или меньше), который можно найти в наборах. Поглощает 1,5 ступени света. Обычно используется для смягчения источников резкого освещения. Конечно же, мягкое освещение предпочтительнее почти в любых ситуациях, однако стоит помнить, как много света вы потеряете, используя 216-й фильтр. Возможно, вы не сможете позволить себе такую расточительность.

250 (полубелое рассеивание)

Другой распространенный диффузный фильтр — 250. Он дает так называемое полубелое (half white) рассеивание и поглощает три четверти ступеней света. Он не такой мягкий, как 216-й, но все равно помогает сделать свет менее контрастным, немного убрать тени и добиться кинематографического изображения.

410 (Opal Frost)

Опаловый фильтр — любимчик среди операторов. Он прекрасно работает с современными LED-осветителями и замечательно снижает резкость светодиодов, не поглощая слишком много света и, что самое главное, стиль источника. Опаловый фильтр прекрасно подходит, чтобы добавить немного мягкости и без того уже мягкому освещению — или немного рассеить свет контрастного источника. Он состоит из тонкого материала, поглощающего всего половину ступени, оставляя как можно больше света.


Рассеивание — мощный инструмент в руках оператора, который позволяет придать освещению форму и вызвать у зрителя определенное настроение. Хотя компании выпускают «пробные» наборы рассеивающих фильтров, они не дадут вам понять, как повлияет на свет целый рулон материала. Свяжитесь с ближайшим ренталом — там наверняка найдутся остатки рассеивателей по сниженной цене.