HDR TV: будущее телевизионной индустрии
Если вы недавно приобрели новый телевизор, значит, вы, несомненно, были очарованы термином «4K/Ultra HD» (сверхвысокая чёткость). Когда стандарт Ultra HD несколько лет тому был впервые представлен широкой публике, он, по большому счёту, представлял собой скачёк разрешения картинки в четыре раза по сравнению с 1080p HD. Тогда уже это казалось чем-то грандиозным, однако сегодня мы знаем, что в 2015 году понятие Ultra HD приобрело совершенно иное значение. Технологии продолжают развиваться, и уже скоро лучшие модели Ultra HD телевизоров предложат зрителям не только увеличение разрешения видео, но и намного большее количество цветов, а также нечто, носящее имя «Расширенный динамический диапазон» или просто HDR.
Основная суть технологии HDR состоит в возможности обеспечить более высокий уровень контрастности между светлыми и тёмными участками изображения на экране, что позволяет получить более реалистичную картинку. На бумаге это выглядит, возможно, немного скучно, но в реальности это достаточно важный шаг. По правде говоря, многие представители отрасли склонны считать, что HDR представляет собой намного более важный скачок качества изображения, чем увеличение разрешения в стандарте Ultra HD.
Представьте себе телевизионную картинку, изображение на которой больше похоже на то, что вы видите в реальной жизни. Картинку, на которой солнце отражается от поверхности озера так, как это выглядит в жизни, а звёзды и луна на ночном небе светят с естественной яркостью. Представьте себе, что теперь вы наконец сможете увидеть на экране своего телевизора тот же оттенок зелёного, который видят автомобилисты на дорожных знаках, установленных на шоссе на североамериканском континенте (вы вообще в курсе, что телевидение до сих пор не могло передать этот оттенок правдоподобно?) или увидеть в фильме тот же оттенок красного, которым видел его режиссёр – такой экзотически яркий, которого вы до сих пор не встречали! HDR делает это всё реальным!
DOLBY VISION И ЛЕГЕНДА О РОЖДЕНИИ HDR
Вначале было Dolby. Название, ставшее синонимом объёмного звука, плотно вошло во все научные изыскания последних лет, связанные с миром видео, в том числе и в разработку технологии расширенного динамического диапазона, – как предназначенные для кинотеатров с их новыми лазерными проекторами, так и для дома с новыми телевизорами.
Несколько лет тому компания Dolby решила представить небольшому консорциуму, объединившему технических писателей, режиссёров и кинематографистов, презентацию, которая демонстрировала грандиозный план компании касательно её видения будущего телевидения, получивший простое название Dolby Vision. Технология была основана на использовании расширенного динамического диапазона, а также расширенной цветопередачи. Используя усовершенствованную модель 1080p HDTV телевизора, компания Dolby приводила в восторг толпы зрителей на частных презентациях. На некоторые из них приглашались продюсеры и режиссёры из самого сердца Голливуда, которые будут создавать контент будущего.
Презентации Dolby Vision породили высказывания подобные тому, которое сделал Дэвид С. Коэн из Variety:
«Металлические поверхности сверкают, как зеркала. Всё сияет в богатстве ярких красок и блеска. Блики и тени – всё сохраняет детали». Исполнительный директор отдела технологий в Dolby Патрик Гриффитс сказал проще: «Это как сахарная глазурь, которая завершает торт Ultra HD, заставляя его быть тем, чем он есть».
Это были первые впечатления публики от HDR, и эти впечатления оставили прочный след в отрасли.
ОСТАТКИ И ОБРЕЗКИ
Начальные эксперименты компании Dolby – одной из первых компаний, начавших практическое изучение HDR – включали в себя значительное увеличение потенциала яркости телевизоров, более известное под техническим термином «пиковые уровни яркости». Яркость изменяется либо в канделах на квадратный метр (кд/м2), либо в нитах. А поскольку слово «нит» произнести легче, то, можно сказать, что отрасль опутана нитями.
Один нит примерно равен яркости одной свечи. Для справки: в реальном мире яркость блика солнца на капоте автомобиля может быть равна сотням тысяч нитов, в то время как яркость затенённых участков составляет пару сотен нитов. Такой диапазон между разными значениями телевизоры и проекторы, скорее всего, никогда не смогут перекрыть.
Стандартный телевизор сегодня способен передавать максимальный диапазон яркости в районе 100-400 нит, а телевизор, использованный в презентации Dolby Vision, позволял увеличить данный диапазон до 4 000 нит. Как круто! Однако, несмотря на то, что спецификации HDR ориентированного на телевидение значительно эволюционировали в последние годы, идеи невероятной яркости от Dolby так и не вышли за пределы залов презентаций. По правде говоря, несмотря на яркие картинки на интернет-страничке Dolby Vision, Variety ссылается на заявления представителей компании Dolby, которые говорят, что у компании нет намерений (в настоящее время) относительно создания потребительского телевизора с диапазоном 4 000 нит. Видимо, тестовая модель была лишь попыткой привлечь внимание.
Чтобы было ясно, компания Dolby не производит телевизоры. Она лишь разрабатывает программное обеспечение, которое должно определять то, как Dolby Vision будет использоваться в производстве телевизоров. В ближайшем будущем отдельные телевизоры будут предлагать зрителю в качестве своей «изюминки» технологию HDR от Dolby, однако модели, которые мы в итоге увидим в производстве, будут очень далеки от тех супер-ярких экранов, которые заставили учащённо биться сердца инсайдеров от индустрии. В частности, пиковая светоотдача светодиодного дисплея нового 4K/Ultra HD телевизора от Vizio, сертифицированного Dolby Vision, находится в диапазоне 800 нит – хороший скачок на фоне стандартных телевизоров, но он и близко не дотягивает до упомянутого выше чудесного дисплея с диапазоном 4 000 нит.
Впрочем, как вы, наверное, догадываетесь, не все в отрасли придерживаются видения компании Dolby касательно будущего HDR. Кое-кто из экспертов отрасли считает, что в компании Dolby слишком зациклились на яркости, в то время как следует уделить больше внимания тёмным участкам спектра, потому что именно это поможет создать глубину различия между светом и тенью, подобную той, которую мы наблюдаем в реальном мире, за пределами экрана. Многие производители телевизоров также не особо воодушевлены перспективой уплаты высоких лицензионных сборов компании Dolby. Таким образом, Dolby Vision – далеко не единственный возможный вариант развития технологии, и термин HDR приобретает всё более широкий (и, в настоящее время, неоднозначный смысл). Однако, мы к этому ещё вернёмся.
ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ
В компании Dolby любят рекламировать невероятную мощность света, свойственную её разработке (посудите сами: «вспыхивает, словно римская свеча»), однако расширенный динамический диапазон ведь служит не для того, чтобы обжечь вашу сетчатку до боли ярким белым светом. Увеличение несёт в себе также преимущества для цветового спектра. По правде говоря, технология, делающая возможным расширение динамического диапазона в новейших моделях телевизоров также позволяет достичь расширения цветовой гаммы. Благодаря светодиодам со специальным фосфорным покрытиям и квантовым точкам последние модели Ultra HD телевизоров дают не только большую яркость, но и большую цветовую насыщенность. Повышение яркости также играет свою роль для передачи более насыщенных и разнообразных цветов – миллиардов цветов, по сути – от той невероятной голубизны, которая свойственна утреннему небу, до металлической зелени, которую даёт солнечный луч на поверхности дорожного знака. Таким образом, телевизоры следующего поколения должны создать настоящий праздник для глаз благодаря использованию цветов, которые выглядят просто невероятно реальными.
КОНКУРЕНЦИЯ НАРАСТАЕТ
Несмотря на то, что компания Dolby разработала свои собственные стандарты, у HDR нет чёткого определения… Пока нет. Организация, получившая имя UHD Alliance, была сформирована для разработки стандартов Ultra HD, в том числе и того, что связано с HDR, в настоящее время как раз этим занимается. Технология HDR в версии компании Dolby, которую мы увидели в серии телевизоров Vizio Reference в конечном итоге будет практически тем же, что мы увидим в моделях прочих партнёров Dolby Vision – таких как Sharp, Phillips, HiSense и TCL. Однако многие ведущие телевизионные бренды решили пойти своим путём, создав собственные версии HDR.
Компания Samsung предлагает открытый формат HDR, который она называет Peak Illuminator Ultimate. Свой взгляд на технологию HDR для дисплеев имеется также у компаний Sony, Panasonic и LG. Вы сможете найти эту информацию в маркетинговых буклетах компаний-производителей и, возможно, на коробках. И теперь вы будете знать, что она означает. Ниже – таблица с несколькими примерами HDR-совместимых телевизоров от некоторых ведущих брендов.
У многих может сложиться впечатление о том, что достаточно взглянуть на количество пиковых нит, чтобы получить представление о типе HDR, однако мы всё же настоятельно рекомендуем воздерживаться от таких быстрых выводов. Как мы объясняли выше, причиной появления столь большого количества типов HDR является то, что некоторые компании не верят в то, что центром определения HDR должна быть экстремальная яркость. В таких компаниях считают, что не менее, а то и более важной составляющей должна быть глубина чёрного.
К примеру, экран последней модели от Panasonic, возможно, даёт не самую высокую яркость, но он обеспечивает передачу одного из наиболее тёмных оттенков чёрного, который мы видели на экранах светодиодных телевизоров. А в компании Sony, не раскрывая количества нит, говорят по этому поводу: «Для хорошей передачи HDR требуется нечто большее, чем уровень яркости. Вам необходима возможность передавать глубину чёрного цвета и яркость». Как мы видим, HDR сегодня имеет множество форм, и, возможно, устанавливаемый сейчас стандарт будет построен по принципу скользящей шкалы.
ЗАГАДКА КОНТЕНТА
Итак, теперь вы знаете многое о HDR с точки зрения работы дисплея, однако, как и в случае с разрешением 4K/Ultra HD, есть ещё один барьер, стоящий на пути к наслаждению величием HDR, который лежит за пределами контроля производителей телевизоров: это его величество контент.
Большая часть телевизионного контента создавалась для телевизоров, которые выпускались задолго до появления самых простых HD-дисплеев. Большинство фильмов и телепрограмм, заточенных под кубические телевизоры с кинескопами (ЭЛТ), которые всё чаще можно встретить на мусорнике, имеют максимальный диапазон в 100 нит. А это значит, что даже если ваш телевизор поддерживает последние и лучшие функции HDR, цветопередачи и технологий 4K/Ultra HD, все эти функциональные возможности окажутся совершенно лишними для большей части того, что вы смотрите на экране. В Голливуде, конечно, работают ускоренными темпами над исправлением данного недостатка, однако на сегодняшний день не названа ещё ни одна дата релиза настоящего HDR-контента. Ниже вы найдёте список из нескольких компаний, являющихся первопроходцами в производстве HDR-контента и разработки методов его доставки.
Technicolor
Получившая, возможно, наибольшую известность по причине «раскрашивания» старых фильмов – таких, как «Волшебник страны Оз» – компания Technicolor является основателем альянса UHD Alliance. Не удивительно, что компания разрабатывает собственную идею HDR телевизора, используя свои наработки в данной сфере для преобразования старых и новых фильмов для трансляции их на платформе с видео по запросу M-Go. Как и в случае с Ultra HD контентом на M-Go, первые преимущества от эксклюзивного соглашения получат телевизоры Samsung. В компании Technicolor также разрабатывают HDR технологию для вещательного телевидения, а кроме того – HDR-совместимые сет-топ-боксы.
Netflix
Компания Netflix, заслуженно носящая звание первопроходца в сфере потоковой трансляции 4K/Ultra HD, скорее всего предоставит большинству из нас наиболее своевременный и наиболее лёгкий способ доступа к HDR. Появление соответствующего контента на платформе ожидается уже до конца текущего года. В компании также работают над HDR-преобразованием некоторых материалов собственного производства, таких, как «Марко Поло» (который, впрочем, мало кто видел), а кроме того новых фильмов и ремастированных старых лент. После полноценного запуска технологии, система сможет определять HDR-совместимость вашего телевизора и соответственно выбирать тот тип контента, который вам следует доставить.
Amazon
Не желая отставать от своего главного конкурента в сфере потоковых технологий, компания Amazon недавно объявила о своём желании также заняться подготовкой некоторых из своих оригинальных сериалов к HDR. Впрочем, пока компания ещё не озвучила ни одного названия ленты, которая находится в HDR-производстве, да и никакой информации по датам релизов от Amazon пока не поступало.
Ultra HD Blu-ray
И по мере того, как новый контент постепенно будет поступать к вам из студий и продакшн-компаний, которые проводят мастеринг новых и существующих лент в HDR, наиболее качественный способ доставки первоклассного HDR контента в ваши дома придёт благодаря усовершенствованию вашего старого доброго друга. Компрессия, необходимая для отправки высококачественного видеоконтента к пользователям в потоковом режиме, накладывает некоторые ограничения, которые совершенно не свойственны Blu-ray дискам с их высокими ёмкостями-хранилищами.
В Ассоциации производителей Blu-ray дисков в настоящее время работают над созданием 4K UHD Blu-ray дисков нового поколения, которые будут поддерживать разрешение 4K, HDR, расширенную цветопередачу, а также новые революционные аудиокодеки объёмного звука – такие, как Dolby Atmos и DTS:X. Недавнее обновление стандарта HDMI 2.0a было в значительной мере связано с необходимостью расчистить путь для появления устройств, поддерживающих расширенный динамический диапазон, таких как новые Blu-ray плееры и сет-топ-боксы.
Итак, теперь вы знаете всё. Широкий динамический диапазон (HDR) – это нечто гораздо большее, чем просто три коротких слова. Это ещё и крайне интересная технология, которая поможет нам погрузиться ещё глубже в мир захватывающих фильмов и сериалов, которые мы любим смотреть, создав более яркие, реалистичные картинки, чем мы видели ранее. Конечно, HDR-технология, которую мы видели в работе на светодиодных телевизорах ещё не способна создать качество взрывных цветов и бесконечного контраста, свойственного телевизорам на органических светодиодах. Однако это тема для другого разговора.