Как написать подводку для радиоэфира

Позитивный настрой, полезная информация, анонсы и интерактивы – как удержать внимание слушателей комментариями, объясняет радиоведущий, заведующий учебной частью «Школы Радио» Эдуард Костюков.

Тексты, которые ведущий музыкального радио (RDJ) озвучивает в эфире, называются подводками или комментариями. Их средняя продолжительность – от 15 до 30 секунд. Количество и распределение по часу эфира регулируется так называемым «клоком» – схемой одного часа эфира конкретной радиостанции, принятой за образец. Выходов в течение часа может быть и два, и три, и пять. Свой комментарий ведущий чаще всего произносит на «хвосте» (outro) песни. По его окончании начинается либо следующая по программе (плей-листу) песня, либо реклама, либо рубрика.Основная задача ведущего музыкального эфира – удержать слушателя на волне своей радиостанции. Поэтому представлять песни, звучащие в эфире, нужно максимально ярко, чтобы у аудитории появилось ощущение некоего музыкального эксклюзива и абсолютной невозможности пропустить хотя бы одну из композиций, которые будут звучать  в ближайшее время.

Помимо представления музыкальных композиций, ведущий должен создавать общий позитивный настрой, сообщать слушателю что-то полезное (к примеру, прогноз погоды), интересное (например, какой-то факт из биографии исполнителя), вручать ему призы и подарки, зачитывать в эфире его приветы. Все это и называется на радиостанциях ведением музыкального (линейного) эфира.

Эдуард Костюков

По аналогии с фигурным катанием, где у спортсменов есть «обязательная программа» и «показательные выступления», структура подводки может выглядеть следующим образом:

  • «обязательная программа» – все, что по требованиям конкретной радиостанции ведущий обязан говорить в каждом своем выходе: текущее время, название текущей композиции, анонс следующих по плей-листу песен, название станции и т.д.
  • «показательное выступление» – все остальное, что ведущему захотелось сказать по поводу звучащей в эфире песни, ну или вообще сказать в эфире в данный момент времени.
Тем не менее, содержание конкретного выхода в эфир зависит от его типа. Различают несколько типов выходов.

1. Выход-приветствие в начале каждого часа

Обязательные его элементы: название радиостанции, имя ведущего, благодарность предыдущему ведущему (если прошло не более 10 минут, и аудитория еще не успела полностью обновиться), пожелание доброго дня, вечера и прочее, анонс предстоящих игр, рубрик, интервью, лучших песен часа (иногда с отрывками из них).
Все остальное зависит от фантазии диджея.

2. Актуально-оперативные выходы (сервисная информация)

В этих выходах ведущий знакомит слушателей, к примеру, с прогнозом погоды или ситуацией на дорогах.
Основное требование к ним: предоставление только полезной и точной информации без ненужных подробностей. Собственные комментарии допустимы, но в минимальных объемах. Этот тип выходов обычно делается не на «хвостах» песен, а на специальных музыкальных подложках.

3. Выход-анонс

Ведущий музыкального эфира – личность, но он работает в команде, и ему необходимо время от времени анонсировать организуемые радиостанцией вечеринки, концерты и другие акции (эфирные и не эфирные), рубрики, программы, вечерние и утренние шоу. Не стоит анонсировать сразу все. Один выход – анонс одного события. Обязательны дата, время и место его проведения. Само событие нужно описать так, чтобы слушателю непременно захотелось стать его участником, будь то дискотека или программа по заявкам.

4. Выход-интерактив

Интерактив на радио – это обратная связь с аудиторией радиостанции: викторины, розыгрыши, ток-шоу, программы по заявкам. Интерактивные выходы могут проходить как с участием самого слушателя (в этом случае телефонный звонок выводится в прямой эфир), так и без его участия. Во втором случае в эфире зачитываются присланные им приветы, поздравления, музыкальные заявки и прочее.  Выходы этого типа должны быть тщательно подготовлены. Сообщения слушателей нужно предварительно вычитать и отредактировать, разумеется, без изменения основного смысла. Не стоит выдавать в эфир откровенные глупости: «Вася передает привет Оле, которая сидит рядом», «Саня, бросай работу, пошли пить пиво» и так далее. Это плохо влияет на имидж радиостанции. Присланные сообщения, как правило, можно комментировать. Однако не стоит забывать о такте и чувстве меры, так как человека легко обидеть.

5. Выход-информация

Как писал Дейл Карнеги, «чтобы быть интересным, нужно быть интересующимся». В подводке этого типа, ведущий сообщает аудитории интересный факт о песне или её исполнителе, цитирует отрывок из интервью с ним, озвучивает музыкальную или любую другую новость об этой персоне.

Не стоит забывать о правдивости, выдаваемой в эфир информации, эмоциональности подачи и необходимости переработки текста первоисточника (рерайтинге). Этот приём подходит ведущим радиостанций, адресованных достаточно молодой и активной аудитории, для которой более важна общая информативность выхода ведущего, нежели его «размышления на тему».

 

6. Выход-зацепка (выход-настроение)

Как однажды заметил Рихард Вагнер: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль», поэтому чаще всего ход мыслей ведущего в этом типе комментария задается либо названием песни, на которой этот выход делается, либо произвольно выбранной из текста песни фразой (как правило, последней строчкой припева). Иными словами, ведущий «цепляется» к песне, отталкивается от ее текста. У этого типа выхода есть другое название: «выход–настроение», так как его основная задача – создать (поддержать) у слушателя позитивный настрой. Кстати, не стоит к примитивному тексту песни придумывать глубокий философский комментарий – это будет звучать довольно странно. Но это не значит, что подводка, в соответствии с текстом, должна автоматически стать примитивной. Она должна быть легкой и не слишком заумной, но вовсе не глупой. Если не получается, ведущий всегда может заменить «зацепку» другим типом выхода. Например, анонсом или информацией.
Кадр из фильма «День радио»​

Приемы для выхода-зацепки

  • «Я – философ» или так называемый, авторский комментарий (собственные размышления ведущего на заданную песней тему + «обязательная программа»). Больше подходит музыкальным радиостанциям, нацеленным на взрослую «думающую» аудиторию.
  • «Арендованная мудрость» (афоризм, высказывание известного человека, пословица, поговорка, цитата из фильма на заданную песней тему + «обязательная программа»).
  • «Шутка (анекдот) в тему» + «обязательная программа». Однако не стоит забывать, что анекдот должен быть коротким, его нужно уметь рассказывать, а уровень юмора должен соответствовать целевой аудитории вашей радиостанции.
  • «Блеснуть эрудицией» + «обязательная программа».
Подводка, написанная с использованием этого приема, заметно пересекается с выходом–информацией, но здесь в эфир выдается скорее не информация об артисте или песне, а что-то интересное на тему этой песни. К примеру, на outro композиции Rihanna «Diamonds» можно говорить не об очередной раз сменившей образ Риане или о том, что этот сингл оказался на первых местах чартов восьми стран, а сообщить аудитории название и стоимость самого крупного бриллианта в мире.

Задание

К каждой из перечисленных ниже композиций придумайте комментарий (подводку). Тип выхода: зацепка или информация. Говорим на outro. Сразу после песни – рекламный блок. Подумайте, на каких радиостанциях могли бы звучать эти композиции. Название одной из них должно обязательно прозвучать в вашем тексте. Кто выполнит задание – проходит на обучение в «Школу Радио» без кастинга с 50% скидкой на обучение. Удачи!
  • SIA – Unstoppable.
  • Михаил Боярский – Зеленоглазое такси.
  • Би-2 – Компромисс.
Эдуард Костюков

Популярный радиоведущий, актер

Заведующий учебной частью Школы Радио. Ведущий радиостанций «ХИТ ФМ», «Авторадио», «Energy», «DISCO», «Юмор FM», МТРК «Мир». Программный директор в рамках интернет-проекта «101.RU».

 

 

Источник