Системы управления медиаактивами или что такое MAM и DAM

Смысл применения системы управления медиаактивами заключается в том, чтобы объединить все подразделения телекомпании в одну общую сеть на базе современных и недорогих IT-технологий. Подключившись к этой сети, сотрудники получают множественный параллельный доступ к контенту и связанным с ним документам непосредственно со своих рабочих мест и могут все одновременно участвовать в процессе подготовки контента, не вставая из-за офисного компьютера или даже домашнего ноутбука.

Что такое MAM?

Все уже давно привыкли к тому, что в российской телевизионной индустрии англоязычные термины применяются не менее широко, чем термины, некогда определенные отечественными НИИ. Последние 10 лет русскоязычная терминология явно не успевает за бурными изменениями отрасли, в которой появляются не только новые устройства, но и принципиально новые процессы – а также и понятия, их обозначающие. Не имея под рукой стандартизованного перевода, многие специалисты формируют свое собственное представление о том, что обозначает то или иное понятие – и в случае с обозначением многосоставных процессов различия в понимании неизбежны. Яркий пример этому – понятие «newsroom», под которым сегодня каждый понимает что-то свое.

С терминами «DAM» (digital asset management) и «MAM» (media asset management) дело обстоит еще интереснее: многие с ними сталкивались, многие могут расшифровать, но почти никто не может дать четкого определения. Кто-то говорит о распределенном нелинейном монтаже, кто-то об автоматическом транскодировании, а кто-то о цифровом архиве. Самое интересное, что правы все.

Дословный перевод терминов Digital Asset Management и Media Asset Management выглядит как «управление цифровыми активами» и «управление медиаактивами» соответственно. В данном случае под «активом» подразумевается находящийся в распоряжении у организации (или индивидуума) цифровой контент – то есть не только аудио- и видеофайлы, но еще и документы, программы, а также любые другие данные в файловом формате. Как несложно догадаться, понятие «управление медиаактивами» – медиаменеджмент (media asset management, MAM) является частным случаем «управления цифровыми активами» (digital asset management, DAM), ибо относится к управлению аудио-, видео- и прочими медиаданными. Попытаемся разобраться, зачем же этими данными нужно управлять?

В любой современной телекомпании сегодня есть станции нелинейного видеомонтажа, вещательные серверы, системы хранения медиафайлов. Однако в большинстве телекомпаний по-прежнему нет решения, которое позволило бы связать воедино эти островки цифровой безленточной технологии и тем самым сделать производство интуитивным и прозрачным для пользователя. В результате, производство, выдача и хранение контента по-прежнему разрознено, а обмен материалами между подразделениями большой телекомпании по-прежнему выглядит как перемещение тележки с кассетами – и появление сотен разнообразных, несовместимых между собой, ленточных и файловых форматов только усугубило ситуацию.

Приходилось ли вашим коллегам переснимать планы только потому, что они не могли найти в архиве нужный фрагмент (хотя кто-то помнил, что он там должен быть)? Сколько времени ваши творцы тратят на беготню из просмотровой комнаты в монтажную, из монтажной в архив, из архива в просмотровую? Как часто они заказывают из архива целую стопку кассет «на всякий случай» (ведь по нескольким словам в описании невозможно понять, подойдет им материал или нет)? Сколько раз выяснялось (спустя несколько дней ожидания и нескольких часов в просмотровой), что доставленные из архива материалы не подходят? Приходилось ли им когда-либо ждать, пока с исходником (или архивным контентом) закончит работу другой? Сколько раз вы слышали от журналистов, что в телекомпании не хватает аппаратных монтажа и озвучивания? Наконец, терялись ли у вас кассеты с уникальными кадрами?

Все эти проблемы являются неотъемлемой частью любого телевизионного производства, построенного по традиционной ленточной технологии. И как раз для их решения и предназначена система управления медиаактивами – ведь она является той «смазкой», которая позволяет наладить эффективное взаимодействие между подразделениями и тем самым увеличить производительность и снизить издержки.

Смысл применения системы управления медиаактивами заключается в том, чтобы объединить все подразделения телекомпании в одну общую сеть на базе современных и недорогих IT-технологий. Подключившись к этой сети, сотрудники получают множественный параллельный доступ к контенту и связанным с ним документам непосредственно со своих рабочих мест и могут все одновременно участвовать в процессе подготовки контента, не вставая из-за офисного компьютера или даже домашнего ноутбука.

Здесь приходит в голову аналогия с линейным и нелинейным видеомонтажом. Вроде бы линейный монтаж понятнее и быстрее. Но при определенных навыках и в правильно выстроенной инфраструктуре нелинейный монтаж дает намного большую гибкость и оперативность – нужно лишь найти в себе силы попробовать.

11

Иными словами, MAM – это средство эффективной организации рабочего процесса телекомпании на базе цифровых безленточных технологий. И внедрение систем медиаменеджмента дает наибольший эффект в крупных телекомпаниях и телецентрах – то есть там, где персонал редко задумывается об оптимизации процессов в рамках всей телекомпании, а руководство не имеет возможности досконально вникать в суть происходящего на каждом рабочем месте.

Как устроен MAM?

С точки зрения архитектуры все решения медиаменеджмента по сути одинаковы. Как правило, в центре находится система хранения с аудио- и видеофайлами максимально возможного качества, а также сервер базы данных, где хранятся метаданные и ссылки на эти самые файлы.

Системы хранения могут быть самыми разными – от одного-единственного дискового массива до многоуровневой гибридной системы, состоящей из жестких дисков, оптических или ленточных носителей. В больших системах контент обычно разделяют на группы долговременного и краткосрочного (оперативного) хранения. В этом случае высокие требования к скорости доступа предъявляются только к оперативному хранилищу, в то время как для долговременного хранения могут быть использованы менее скоростные (дешевые, но не менее надежные) технологии.

Метаданные представляют собой структурированное текстовое описание содержимого медиафайла и позволяют пользователям найти этот файл в дальнейшем. Модель метаданных в системе может быть предопределена производителем системы, может соответствовать одному из существующих стандартов (EBU P/Meta, SMEF, Dublin Core), а может создаваться и меняться пользователем в зависимости от его нужд.

Для снижения нагрузки на локальную сеть при работе с файлами большого размера (что в телевидении обычное дело) применяется технология «прокси-копий» (proxy). В этом случае в системе создается копия исходного медиафайла в низком разрешении – непригодном для экспорта или вещания, но вполне достаточном для просмотра, описания и оценки художественной составляющей материала.

Эффективное функционирование системы медиаменеджмента возможно только при обязательной «регистрации» всего поступающего контента с помощью станций оцифровки и импорта (ingest или «захват»). В процессе захвата материалу присваивается минимальный набор метаданных (название, дата, оператор, место, аннотация), происходит создание копии высокого и низкого разрешения («прокси-копии») и размещение их в системе хранения.

Графическая оболочка системы позволяет творческому персоналу абстрагироваться от излишнего погружения в такие технические детали как: форматы сжатия, местонахождение файлов или параметры экспорта. При этом она предоставляет интуитивные средства для самостоятельного выполнения всех ежедневных задач: поиск, просмотр, отбор, редактирование, а в некоторых случаях даже чистовой монтаж и озвучивание. В свою очередь, это позволяет существенно сократить загрузку аппаратных нелинейного монтажа и озвучивания и дает возможность работникам архива сосредоточиться на описании контента – независимо от того, где сейчас реально находится видеокассета.

Выгрузка контента в вещательную систему, в долговременное хранилище или на экспорт организована, как правило, с помощью заранее настроенных сервисов и того же графического интерфейса, где пользователю необходимо лишь подготовить список материалов и выбрать целевой профиль.

Как выбрать MAM?

Вопрос выбора системы медиаменеджмента, которая долго и успешно функционировала бы в подразделениях телекомпании, это непростой вопрос для руководителя телекомпании любого уровня. Особенно сегодня, когда на международном рынке существует более сотни производителей, предлагающих решения на любой «цвет и вкус».

Конечно, самый правильный способ определить, подходит вашей организации выбранная система или нет, можно только по итогам тестовой эксплуатации – и это доказано опытом гигантов мировой телевизионной индустрии. Как оценить потенциал системы в первом приближении? Не тестировать же все подряд?

Сегодня, в условиях стремительных изменений телевизионной индустрии, одним из ключевых параметров любой системы являются открытость и масштабируемость. Термин «открытость» – родом из информатики и означает переносимость и совместимость данной системы с другими. В приложении к теме настоящей статьи это означает:

—         отсутствие привязки к узкоспециализированным решениям и производителям;

—         наличие в свободном доступе подробной технической документации;

—         возможность интеграции с решениями любых сторонних производителей (наличие API или поддержка стандартных способов взаимодействия).

Термин же «масштабируемость» подразумевает способность системы многократно увеличивать нагрузку и размеры без потерь производительности. Бесконечно масштабируемых систем не существует, ведь каждая система изначально проектируется с какими-то ограничениями. И единственно надежный способ выяснить эти ограничения на этапе выбора – изучить опыт пользователей данной системы (в том числе и за рубежом).

Тот, кто хоть раз внедрял решения автоматизации бизнес-процессов или бухгалтерского учета, знает: внедрение – этап ничуть не менее важный, чем проектирование или инсталляция. Ни одно внедрение не обходится без проблем технического или организационного плана – поэтому очень многое зависит не только от заказчика или интегратора, но и от оперативности и компетентности службы технической поддержки самого производителя. Само собой, наличие в регионе представительства, способного решать не только коммерческие, но и технические вопросы, это только плюс.

Удачных вам внедрений!